Фриц Ланг

Кадр из фильма Фрица Ланга "М".


Фриц Ланг родился в декабре 1890 г. в Вене в семье архитектора. По желанию отца он поступил в венский технический колледж «Реальшуле» на отделение архитектуры, но, увлекшись живописью, перешел в 1907 г. в Венскую академию графики. В 1913 г. он обосновался в Париже. Однако с началом Первой мировой войны Ланг уехал последним поездом в Вену и вскоре вступил добровольцем в австрийскую армию. Три следующих года он провел в окопах, получил четыре ранения, имел семь наград, и в 1916 г. был демобилизован по состоянию здоровья в звании лейтенанта. Еще находясь в госпитале, Ланг увлекся кинематографом и стал писать сценарии. Несколько из них были приобретены немецкими киностудиями. В 1919 г. Ланг сам снял свои первые фильмы «Полукровка» и «Пауки». За ними последовала «Усталая смерть» (1921). Фильм имел огромный успех в Германии и за границей. Он сразу выдвинул Ланга в числе ведущих режиссеров мирового кино.

«УСТАЛАЯ СМЕРТЬ» (1921). Мистическая драма. Молодые влюбленные  приезжают в небольшой городок и видят в кабачке таинственного незнакомца – владельца странного участка, обнесенного высокой стеной без ворот. Когда девушка на минуту оставляет юношу, тот бесследно исчезает. Девушка ищет любимого и внезапно оказывается  у таинственной стены. В ответ на мольбы девушки незнакомец вводит ее в свое царство за этим забором. В огромном зале девушка видит тысячи и тысячи зажженных свечей: это человеческие жизни. Как только свеча гаснет, человек умирает. Смерть (властелин этого царства) предлагает девушки спасти хотя бы одного из трех осужденных на гибель людей, указывая на три готовые погаснуть свечи. Трижды пытается героиня выполнить условие, продиктованное смертью: на мусульманском Востоке, в Венеции эпохи Возрождения и в средневековом Китае. Но каждый раз Смерть в последний момент одерживает очередную победу. Девушке остается последний шанс: в обмен на жизнь любимого она должна отдать Смерти ребенка, спасенного ею прежде из горящего дома. Девушка отказывается и уходит к любимому в царство Смерти.

 Потом одна за другой выходят ленты  «Доктор Мабузе – игрок» (1922), «Нибелунги» (1923-1924) и «Метрополис» (1927).

 «ДОКТОР МАБУЗЕ - ИГРОК». Знаменитый психоаналитик и гипнотизер доктор Мабузе обещает измученным, отчаявшимся людям в тяжелые послевоенные годы излечение и помощь. Но на самом деле он изощренный преступник, шулер и фальшивомонетчик. Попавшие под его воздействие люди совершают различные преступления, кончают самоубийством или проигрывают свои деньги. Прокурор Венк ведет против негодяя упорную борьбу. Преступнику долгое время удается ускользать от правосудия, но в конце концов он сходит с ума. На протяжении двух серий зритель оставался в постоянном напряжении. Экспрессивная игра актеров, экспрессионистские декорации, резкие переходы из света в тень  создавали яркую картину смутного, страшного времени.

«НИБЕЛУНГИ». Центральным сюжетом первой серии фильма «Смерть Зигфрида»  стала трагическая поэма о любви принцессы Кримхильды, сестры бургундского короля, и славного Зигфрида, который вступил в опасную борьбу  с владеющими несметными сокровищами нибелунгами, поразил огнедышащего дракона, но – с согласия   слабовольного брата Кримхильды, короля Гюнтера – был сражен коварным и вероломным рыцарем Хагеном. Вторая серия «Месть Кримхильды»  - баллада о мести Кримхильды. Став женой короля варваров Этцеля, она пригласила  бургундов в гости и приказала гуннам  убить ее сородичей, а сама, заколов брата и Хагена, погибла.
Торжественный, медлительный темп этой суровой драмы, великолепные готические декорации, белокурый гигант Зигфрид (артист Пауль Рихтер) – все это было очень выразительно. Ланг создал в павильонах киностудии удивительный, сказочно-легендарный мир, в котором все зыбко, сумрачно и таинственно, в котором словно ожили  основные формы изобразительного искусства, превратившиеся в подлинную «музыку для глаз». Успех «Нибелунгов» превзошел все ожидания. Немецкая пресса  объявила фильм величайшим шедевром киногискусства.
 

«МЕТРОПОЛИС». Метрополис – образцовый город будущего: бразды правления  - в руках привилегированной касты, счастливая жизнь которой протекает в великолепных  цветущих садах, разбитых на крышах огромных небоскребов, в то время как массы рабов-роботов, забитых в зловонные подземелья, трудятся в адском ритме у станков, калечащих их подобно богу Молоху. Сын хозяина города, Фредер, даже не подозревает о существовании  подземной каторги: он узнает  об этом, следуя за молодой красивой женщиной по имени Мария, которая проповедует изнуренным пролетариям смирение. Чтобы  помешать ее влиянию властелин Метрополиса поручает оккультному ученому  Ротвангу изготовление механической куклы, похожей на Марию, которая  смогла бы манипулировать толпой  по его желанию. Но Ротванг сам лелеет безумную мечту захватить город. Сконструированный  им робот  подбивает народ на восстание и увлекает невинных к гибели. Над Метрополисом поднимается ветер безумия. Нижний город заливает вода. Сцены  бунта рабочих, наводнения и спасения детей от него - самые сильные и впечатляющие в фильме. В последнюю минуту Фредер и Мария устраивают примирение между всесильным миллионером и рабочими. Съемки фильма потребовали  строительства гигантских декораций, умелого использования макетов, многочисленной массовки (достаточно сказать, что в съемках приняло участие несколько тысяч статистов). «Метрополис» обошелся киностудии УФА в семь миллионов марок и стал одной из самых дорогих постановочных картин 20-х годов. Между тем публика встретила его прохладно. Ни богатая фантазия режиссера, ни масштабы постановок не спасли  фильм от провала в прокате.

После «Метрополиса» режиссер основал свою собственную киностудию «Фриц Ланг фильм гезельшафт».  В 1929 г. он ставит очень любопытный фантастический фильм «Женщина на Луне» (1929) о межпланетном полете.

«ЖЕНЩИНА НА ЛУНЕ».  Консультантом Ланга при создании фильма был один из будущих творцов «Фау» Герман Оберт. На Луну отправляется экспедиция во главе с профессором Манфредом на построенной им ракете. В составе экспедиции – ученый Вольф Гелиус, его ассистент Виндэггер со своей невестой Фридой, а также проникший на борт с помощью интриг негодяй Тернер и мальчик Густав – нелегальный пассажир. По прибытии на Луну гибнет Манфред,Тернера убивает Гелиус, однако перед смертью тот выводит из строя кислородный резервуар. Это значит, что один из членов экспедиции должен остаться на Луне. Жребий пал на Виндэггера, но тот струсил. Вместо него решает остаться Гелиус. Он думает, что он один на Луне. Внезапно появляется Фрида – она решила разделить судьбу человека, которого успела полюбить.

Первым звуковым фильмом Ланга стал «М» (1931), поводом для создания которого послужил процесс над маньяком, убийцей детей, так называемым «дюссельдорфским вампиром», долгое время наводившим ужас на жителей немецкого городка.

«М». Начало фильма чрезвычайно эффектно. Маленькая школьница Эльзи идет по тротуару и играет с мячом. Она останавливается у афишной тумбы, на которой висит полицейский плакат, предупреждающий о детоубийце. Неожиданно на плакат надвигается  тень мужчины в профиль (лица его мы не видим). Это тень убийцы.  Насвистывая классический мотив, он покупает игрушку и уводит Эльзи за собой… Мать девочки, прождав девочку к обеду несколько часов, выходит на лестничную площадку и в отчаянии громко зовет ее. Пока звучит ее крик «Эльзи! Эльзи!», на экране проходит вереница кадров: пустая лестничная площадка, пустой чердак, пустая тарелка Эльзи на столе, ее мячик, валяющийся в траве и, наконец, шарик, купленный убийцей у слепого нищего, застрявший в телеграфных проводах… Девочка стала очередной жертвой  садиста-убийцы, который терроризирует весь город. Напуганные обыватели холодеют от ужаса. Неизвестный маньяк вызывает к жизни, по выражению самого Ланга, «чудовищный психоз страха». Полиция безуспешно проводит многочисленные облавы и обыски: ей удается лишь потревожить обычных бандитов, да напугать население. Бандиты решают взять дело в свои руки: благодаря целой сети умело расставленных информаторов им удается схватить убийцу, на спине которого один из преследователей начертил мелом букву М. Собирается воровской трибунал, после слушания дела, пародирующего настоящий суд, убийцу приговаривают к смертной казни. Однако полиция успевает вовремя вмешаться, чтобы предать преступника законному суду.

Первый звуковой фильм Ланга, воспроизводивший атмосферу страха, надвигающейся опасности и полной беззащитности перед ней обывателей, вызвал возмущение Геббельса. Сразу после прихода фашистов к власти картина была запрещена.

«ЗАВЕЩАНИЕ ДОКТОРА МАБУЗЕ» (1933). Продолжение немой ленты. В психиатрической лечебнице в отдельной палате содержится знаменитый преступник доктор Мабузе. Он все время что-то лихорадочно пишет. Это – завещание, программа его преступной деятельности, террора, убийств с целью достижения неограниченной власти. Проводником идей Мабузе в жизнь становится  директор клиники Баум. Своим сообщникам он дает  указания в специальной комнате через занавес. Преступники не знают, кто ими руководит. Даже после смерти Мабузе Баум от его имени продолжает разрабатывать дьявольские планы диверсий, поджогов, катастроф. С большим трудом комиссару Леману удается разоблачить Баума-Мабузе. Баум сходит с ума, его сообщники уничтожены. Сходство программы сумасшедшего маньяка Мабузе с программой и террористической практикой нацистов было слишком очевидным. Геббельс запретил фильм еще до выхода на экран, и он был показан в Германии только после войны.

В марте 1933 г. состоялась встреча Ланга с Геббельсом. Министр пропоганды весьма пространно выразил  свое восхищение такими фильмами Ланга, как первая часть «Нибелунгов» и «Метрополис». Причем не только свое, но и фюрера. Позже Ланг вспоминал: «Геббельс сообщил мне, что несколько лет назад они с фюрером видели мой фильм "Метрополис" и Гитлер сказал, что хочет поручить мне  постановку нацистских картин». Ланг поблагодарил за оказанную честь и в тот же день, бросив все свое имущество, сбережения и жену (вступившую вскоре в нацистскую партию) уехал во Францию. Так началось его многолетнее изгнание. В 1934 г. режиссер обосновался в США. В течение двух лет он писал и предлагал студии «МГМ» сценарии, но каждый раз получал отказ.  Только в 1936 г. ему удалось получить деньги  на постановку картины «Ярость», в основе которой лежали реальные события, происшедшие в окрестностях Сан-Франциско.

«ЯРОСТЬ». Первый фильм Ланга, снятый в США, продолжил любимую тему режиссера – тему подмены правосудия приговором фанатичной и озлобленной толпы. Рабочий Джо возвращается к своей невесте Кэтрин. Шериф арестовывает Джо по подозрению в изнасиловании и убийстве девочки. Джо водворяют в городскую тюрьму. Население городка, взбудораженное зверским преступлением, собирается у тюрьмы и требует выдать им убийцу для «суда». Когда шериф отказывает в этом, толпа фанатиков поджигает тюрьму. Все убеждены, что Джо погиб. Тем временем полиция арестовывает настоящего убийцу. Джо решает наказать линчевателей. Он заставляет Кэтрин подать на них в суд, сам же прячется. В суде главной уликой становятся кадры кинохроники, снятые во время поджога тюрьмы документалистами. Линчевателям грозит суровый приговор. Лишь под влиянием Кэтрин Джо предстает перед судьями и отказывается от требования воздать виновным по заслугам.

За «Яростью» последовали такие фильмы, как «Живешь только раз» (1937); вестерн «Возвращение Фрэнка Джеймса» (1940); антифашистские ленты «Охота на человека» (1941), «Министерство страха» (1943; странный призрачный мир этой картины, герой которой ведет борьбу  с германской шпионской организацией, своей абсурдностью напоминает мир Кафки)

«ПАЛАЧИ ТОЖЕ УМИРАЮТ» (1943). Антифашистская драма. Прага, 1942 год. Доктор Свобода, участник чешского движения Сопротивления, убивает рейхспротектора Чехии и Моравии Гейдриха, после чего находит убежище в квартире профессора Новотного. Чтобы заставить покушавшегося сдаться, гестапо производит аресты заложников. Среди них профессор Новотный. Его дочь Мария умоляет Свободу сдаться ради спасения заложников. Тем временем руководителям движения Сопротивления  удается доказать, что убийство Гейдриха совершил коллаборационист Чака. Немцы вынуждены казнить своего приспешника, но это не спасает от гибели заложников. Этот фильм, отличающийся уверенной режиссурой, замечательной операторской работой и музыкой, получил в 1946 г. золотую медаль на международном кинофестивале в Венеции.

«ЖЕНЩИНА В ОКНЕ» (1944). Профессор Уонли – почтенный обыватель, специалист по криминологии. Однажды вечером, когда его жена и дети уехали на летний отдых, он, выходя из клуба, встречает очаровательную женщину, чьим портретом в картинной галерее он только что любовался. Он провожает ее домой и внезапно оказывается участником преступления, так как, защищаясь, убивает неизвестного ему человека. Целый ряд его неудачных попыток выйти из этого трудного положения вызывают подозрения полиции. В отчаянии он приходит к решению покончить с собой, не зная, что в это же время в руки полиции попадает преследовавший его шантажист. И тут он просыпается – все это был только сон. В этом фильме, изобилующим намеками из области психоанализа, сталкиваются личность и общество, действительность и ее зеркальное отражение. Ланг построил весь свой фильм на борьбе с «внутренним демоном», на «подавленных желаниях» и на переходе от желания к поступку. Старое клише «полуденного демона» обретает в этой цепи ночных происшествий чрезвычайно убедительную иллюстрацию. Нарочитая замедленность темпа, отказ от традиционных «ожиданий ужаса»  в пользу известной сатирической расплывчатости, резкие переходы от сна к действительности наделяют этот фильм острым очарованием для глаз и для ума.


В 1952 г. Ланг снял великолепный вестерн «Ранчо с дурной славой» с Марлен Дитрих в главной роли (сценарий писался специально "под нее").  В 1956 г. Ланг из-за разногласий с продюсерами, покинул Голливуд. Он уехал в Индию и в 1960 г. поставил свою последнюю картину «1000 глаз доктора Мабузе». В конце 1960-х г. Ланг возвратился в США, где провел свои последние годы в уединении в особняке в Беверли-Хиллз. Умер режиссер в августе 1976 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Добрый день, Константин! Рада обнаружить единомышленника. :)
"Метрополис" -- любимый фильм моего сына примерно с 10-летнего возраста! Кстати, вы ведь смотрели первоначальную версию фильма, которая вышла на экраны в 2010 году? Мы были потрясены, насколько отличается её посыл от привычного короткого варианта.
Ланг -- гений.
Благодарю! Жму зелёную.
С уважением,

Юлия Моисеенко   02.03.2024 23:37     Заявить о нарушении
Добрый день, Юлия! Да, мы с женой большие любители "кинопросмотров". Устраиваем для себя праздник каждый выходной. Качаем новые и старые фильмы. Проводим порой и "ретроспективы" (все знаковые фильмы любимого актера в хронологическом порядке). Бывают очень интересные неожиданные открытия (у Ди Каприо, например). Смотрим и трагичные ленты, хотя в субботу и воскресение хочется чего-нибудь доброго и смешного. Поэтому сразу обратил внимание на вашу подборку "Существует ли альтернатива Иронии судьбы". Обязательно воспользуемся! Режиссерскую версию "Метрополиса", к сожалению, не видел, хотя Ланга я ставлю очень высоко. Это великий мастер! Полагаете, стоит посмотреть?

Константин Рыжов   03.03.2024 05:42   Заявить о нарушении
По поводу вашего последнего вопроса, мне кажется, да: оно того стоит. Там каждый кадр – шедевр фантастической графики, каждая вырезанная минута – потеря. И вообще круто наблюдать, как меняется история, если опустить пару-тройку-десяток «лишних» моментов.
А «семейный подряд» -- это замечательно, рада за вас! За мной мой будущий муж ухаживал так: сначала подсовывал видеокассеты с редкими фильмами, потом «подсадил» на сеансы местного киноклуба. Это была серьёзная эмоциональная и интеллектуальная растяжка! Фильмы крутили на плёнке из столичных архивов, часто под живое фортепьяно и даже с «живым» закадровым переводом. И конечно же, с лекцией. Репертуар никогда не сообщали заранее, чтобы испуганный зритель не успевал сбежать. :))) Платишь деньги за билет – и потом волей-неволей смотришь японскую, венгерскую, чешскую классику, советский сюр типа «Строгого юноши» и т.д. А сейчас и у мужа свой киноклуб со сложившимся контингентом, и у меня намечается кое-что в том же роде. :)

Пытаюсь понять, что из моего списка могло бы прийтись вам по вкусу. Возможно, лучшее творение Фрэнка Капры «Эта прекрасная жизнь» (если вдруг ещё не смотрели) и его же «Леди на один день» 1933 года? Капра – конечно, сказочник, но в его сказки хочется верить, в них хочется жить, их хочется создавать.
«Человек, который пришёл к обеду» -- напротив, жёсткий такой чёрно-белый стёб над праздничной сентиментальностью. Посмеяться можно, а вот найти какую-либо мораль или идеалы – это не сюда.
«Праздничная гостиница» -- сплошная музыка, музыка… танцы, танцы… а, ещё песни! Фред Астер отрывается, как может. Романтика, интриги, праздничный кавардак – и снова музыка, музыка! :)))))))
Если доберётесь до «Чуда на 34 улице» (именно 1947 года) – не ведитесь на некоторую сахарность и карамельность первой половины фильма, дальше там всё наверстается, когда пойдут почти библейские страсти.
«Воспитание Крошки» -- моя большая любовь. Возможно, Говард Хьюз откроется вам с неожиданной стороны. Честно предупреждаю: некоторые мужчины-зрители находят эту картину «пугающей», у кого-то сдают нервишки.:)))
«Мы не ангелы» -- это если захочется сильной драмы, такой чтоб «серпом по почкам».
Насчёт остального – не уверена.

Юлия Моисеенко   03.03.2024 21:21   Заявить о нарушении
Спасибо! На 8 марта уже скачали "Праздничную гостиницу".

Константин Рыжов   03.03.2024 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.