Дуэлянты

ДУЭЛЯНТЫ
Стихотворная одноактная пьеса.

Действующие лица:

1. Дуэлянт первый.
2. Дуэлянт второй.
3. Секундант первый.
4. Секундант второй.
5. Свидетель 1-й
6. Свидетель 2-й.
7. Свидетель 3-й.
8. Никишка (длинноусый слуга первого дуэлянта)
9. Кулёма (куцебородый слуга второго дуэлянта)

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ.
Зима. Морозец. Небольшая заснеженная поляна среди заснеженных же деревьев. Поляна ярко освещена зимним солнцем. Правее просматривается спуск к речке.
Левее, на краю поляны, видно два экипажа. Экипажи запряжёны в пары лошадей.  Слышно, как мирно похрапывают лошади и в ветвях ближайшей берёзы посвистывают синицы.
Посередине поляны расположилась группа переминающихся на морозце мужчин из 9 человек. Это: два дуэлянта, двое слуг, два секунданта и три свидетеля. Секунданты готовят пистолеты и вымеряют шагами расстояние предвтоящей дуэли. Три свидетеля держатся в сторонке. Слуги двух дуэлянтов: Никишка и Кулёма, на короткое время сходятся вместе. Оба озабоченно покрякивают.


ПРОЛОГ:

НИКИШКА.    Какой бис их на дуэлю смог подбить?
   Дал бы в морду твоему, чтоб вразумить!
   Ты Кулёма, хошь кумекаешь за што?
   (Кулёма отрицательно  качает головой)
   Вот и я не бачу, братец, ни чаво.

КУЛЁМА (теребя свою куцую бородку):

После пьянки кулаками не маши.
А собрался на дуэль, то не взыщи.
Что там было: вспоминай - не вспоминай…
Пришли к поляне… пистолеты вынимай!

Слуги Никишка и Кулёма расходятся, каждый подходит к своему барину – дуэлянту.

***
ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (обнимает за плечи своего слугу Никишку и трижды целует его).    Ну, Никишка, брат, прощай!..

НИКИШКА. (утирая слёзы).    Прощайте, барин!..
Как мне жить без вас?!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (Никишке).    Отойди, мужик,
Пришёл кровавый час!..

Командует Кулёмой: Ну, что Кулёма встал? – сними с меня!..
Кулёма снимает с плеч барина наброшенную на них барскую шубу.

(второй дуэлянт подходит к первому дуэлянту)
Я вас убью сегодня, негодяй!..

НИКИШКА (вытирая слёзы).    Прощай любимчик барин мой, прощай!..
Снимает с плеч своего барина его шубу.

Пока секунданты готовят пистолеты, дуэлянты становятся друг перед другом. Как бы примериваясь. Со стороны за ними наблюдают свидетели. Они переговариваются.

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Как господа, мне надоел сей наглый тип!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Сегодня он издаст посмертный хрип.

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Ох, я и сам бы застрелил его!..

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Отметим его смерть потом вином!

      Два дуэлянта искоса, надувшись как два индюка, поглядывают друг на друга. Первый дуэлянт не выдерживает нервного напряжения и срывается как бы на беспечный смех.

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Нет, вы меня её богу, уморили!..
Надулись, как индюк!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Дуэль наш в силе.
Не забывайтесь, сударь ввиду смерти!..
Вам не смягчить решения, поверьте!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (смеётся).    Во-во, надувшийся индюк!
Как бы от зла не лопнул вдруг!..
(Кричит слуге) – Никишка, водки мне подай! (слуга подаёт фляжку с водкой, первый дуэлянт отпивает и предлагает присоединиться сопернику). Сменяй и ты пистоль на рай!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Мой верен глаз, когда я трезвый,
А вы, смотрю, и в этом резвый!

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Трактирный грубиян и здесь гляди хохочет!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Останется живой, он у меня схлопочет!

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Типун вам на язык! – конец ему здесь вижу!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Согласен! – я его не меньше ненавижу!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Смеяться перед смертью не грешно…
(с надеждой) -А может, брызганём на снег вино? –
Как кровь от ран смертельных – и в трактир?!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Нет, я окрашу красным ваш мундир!..

Кричит Кулёме: -Достань и ты Кулёма штоф, я выпить из него за честь готов, когда всажу свинец в лоб наглецу!..

КУЛЁМА. (достав штоф, подносит к барину)   Исполнил, барин!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.   Ни к лицу, в такой чудесный день,
В лесу стреляться.
Не лучше ли снежками покидаться?!
Наклоняется за снежком и выпрямившись кидает его во второго дуэлянта. В тот же момент слуга Кулёма загораживает своего барина, и снежок попадает в него.

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (одобрительно хлопая в ладони).   Похвально, братец, (оборачивает к Никишке) – вот, учись Никишка!..

НИКИШКА.   Да чтоб ему весь день была отрыжка или икота, или тик на глаз. Позвольте мне под пулю? чтоб за вас?!~

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (отстроняя от себя  Никишку).  Нет, на смерть я сам идти горазд!..

НИКИШКА (крестится) Пронеси господи, Исуси!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (кричит второму).    Мне жизнь всё более во вкусе!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (подойдя ближе к первому).    Кто не стреляется, тот трусит!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (с сожалением).    Ну, вот стоим с тобой – два дуэлянта.
Один умрёт из нас зачем-то – непонятно.

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Вы, сударь, нанесли мне оскорбление,
За что ответите и без промедления!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Я?! – когда?! – не помню, быть не может!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    В стельку пьяны были вы, как лошадь!..
(обращается к господам свидетелям)
Вчерась, в семнадцать тридцать два
В трактире… так ведь господа?!

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Да, сударь, право стыдно.
И нас вы оскорбили там обидно…

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    До сих пор не сходят синяки…

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Зачем же лезли, дураки?!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Я за всех вам отомщу, на этом месте!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    К барьеру!

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.     Или вам не будет чести!

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАТ.    Я секундант, могу сказать одно.
Придётся вам стреляться всё равно.
Назад дороги нет…

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Прям таки нет?..

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ.    Проверим пистолеты, дайте свет!
(секунданты подносят у дуэлянтам пистолеты, те рассматривают их, и выбрав оружие, согласно кивают головами).

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (беря пистолет).    Это мой приятель-пистолет?

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (беря пистолет).    Сей час погаснет для вас свет!..

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Назад сбежать дороги нет!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Ответите за пьянку и дебош!..

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ (в сторону).    Так и всадил бы между рёбер нож!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Ну, и что с того, что был я пьяным?!
В похмелу любой из нас с изъяном.

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Видели безгрешного буяна?!
Херувимчик, ангелок с небес!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    В нём до сих пор наверно сидит бес!..

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Надрызгался, как грязная свинья!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯН.    Но-но!... без выражений!.. -  не то я!!!

Свидетели с опаской отшатываются в сторону.

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Он ещё на нас с испугу лает!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Дрожит, боится!..

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Труса кто ж не знает?!

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ (шёпотом второму). Порох на ветру отсыревает…

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Враз замолчит, когда свинец познает!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Чтоб был я пьяным? Быть того не может!..
Окликает своего работника Никишку.
Никишка, правда барин выпить бочку может?!

НИКИШКА.    Истинно! – мы пьяны не бываем!..

СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Как косая лошадь, повторяем…

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАТ.    Господа, пора уж, в самом деле!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Пусть кони-лошади ответят на дуэли
Чтоб я вам плохо сделал – не поверю!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Пропили память вы, подобный зверю?!
Да вы мне весь мундир мой обрыгали,
И оторвали от него все две медали:
За ранение они и, за исцеление…

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Ну, прости брат, я не знал…

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    И тем не менее –
Я уже мечу в вас пистолет    (направляет дуло пистолета в лоб обидчика).

Секунданты вовремя вмешиваются.

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАТ.    Ещё не брошен жребий господа.

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ.    Умереть успеете всегда.
И поубивать друг друга тоже.

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ.    Но, правила дуэли всё ж дороже!
Нам и самим не терпится домой…

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ.    Пожалейте секундантов нас, зимой!
Не думайте, что нам легко в мороз?!..

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ.    Шинели напрочь продирает, аж до слёз!..

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    При нас, свидетелях, придётся дать ответ!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (пожав плечами).   У меня секретов от вас нет.

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Мы проследим за скоростью пальбы!

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    И терпеливы на морозе, как дубы!

НИКИШКА (крестится).    Прости-помилуй, барин – вас же грохнут!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Скорее от вина усы просохнут!..
Не дождёшься, братец, моей смерти?..

НИКИШКА.    Позвольте лучше мне за вас, поверьте!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (крепко целуя слугу в лоб).    Ценю! Благодарю!  но барский лоб
Покрепче будет – поломаю столб!..

ВТОРОЙ СЕКУНДАТ (отмеряя шаги).    Один, два, пять, десять…

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Не просчитайся ты, отродье бесов!..

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ.    Пора настала.
(подбрасывает монету, та падает на утоптанный снег орлом вверх)

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ.    Шаги отмерены - стреляйте – вам начало.
(указывает на первого дуэлянта).

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Хотя вам первому стрелять в меня, учтите - останусь жив – вы будете убиты!
Предстать готовьтесь Богу на глаза!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Успокойтесь, и молитесь образам!
У вас иконки нет? ну, ничего.
Я вам достать могу сей миг её…
(обращается к слуге Никишке)
Никишка, принесика, братец, образок!..

НИКИШКА.    Сей миг! 0тбегает к экипажу барина, и вскоре возвращается с образком, подаёт барину.

Вот, барин, Николашка наш, угодник!..
Может помирит ваш благородий…

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (второму).    На моё походноё помолитесь?

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (заносчиво).    Молитесь сами!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Зря перед смертью хорохоритесь!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Вот вы опять по наглому дерзите!
Но это вам в вину только, учтите!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Помилуйте, милейший, я? – ничуть!..
Не подставляйте понапрасну грудь.
Давайте вместе рядышком помолимся…

СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Господа!.. Расходимся!...

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ (шёпотом второму).    Хватит с этим гадом церемонится.

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Стрелять раз первым, так и хорохорится!..

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Даже если жив нахал останется.
По дороге через лес в снегу растянется.

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    На разбойничков жиганов уповаем…

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Знаем!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (нервно кричит).    Стреляйте же немедля! Сколько ждать?!

СЕКУНДАТ ПЕРВЫЙ (переминаясь с ноги на ногу).    Так можно и замёрзнуть, твою мать!..

      Первый дуэлянт медленно поднимает пистолет…

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Чтоб ты промахнулся!..

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Чёрт такой!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (опускает пистолет).    Да погодите, со своей стрельбой!..
Стреляйтесь сами, коль желается убой! (отбрасывает пистолет в сторону).
Какие, брат, с тобой мы дуэлянты?!
Потешаются поди, все спекулянты.

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Зачем тогда ко мне ты пьяным лез?!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    А я и ныне, братец мой, не трезв.

ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ (вместе).    Ну, что мы говорили!

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Пьянь такая!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Но-но!.. Не то стрельну в вас, пёсья стая!..

      Он поднимает пистолет и направляет его в сторону свидетелей.
Свидетели в испуге замолкают.

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ (пожимая плечами).    Зачем тогда приехали, не знаю?!

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ.      Я тоже ни черта не понимаю.
Либо стреляться, либо… выпить надо!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (весело).    А я что предлагаю!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Вы пьяны!.. Учтите! – я стреляю!..

НИКИШКА. (крестится).    Господи, помилуй, умоляю!..

     Второй дуэлянт неуверенно поднимает свой пистолет. И направляет его в сторону противника.

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Да Вы и сами-то лопочите не внятно…
Кто трезвенник из нас, узнать занятно?
Для пущей храбрости все приняли винчишка?
(оборачивается к Никишке)
А ну, давай, тащи ка штоф вина, Никишка!
(Никишка с радостью убегает к барскому экипажу и вскоре приносит большую бутыль самогона)

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Вы пить пришли сюда, или стреляться?!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Ну, не со смертью ж водочкой брататься?!
(подходит к противнику и легонько одним пальцем отводит дуло направленного ему в грудь пистолета, в сторону и вниз).

Давай дружище в опохмелочку по рюмке…
У меня всегда с собою есть в большом подсумке.
(Второй дуэлянт резко поднимает вверх свой пистолет и направляет его в лицо первого дуэлянта).

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (отводя дуло пистолета от своего лица).    Да не тычьте вы мне в ноздри пистолет.
Так выпьем что ли напоследок, как десерт?!
Никишка разливает по двум большим штофам самогон и подносит их обоим дуэлянтам.

НИКИШКА.    Вот баре вам по штофику вина!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Спасибо, братец!..

НИКИШКА (учтиво).    До краёв полна!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (машинально взяв в свободную руку штоф). Дуэль нам что ли отменить?

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    И это лучше, чем друг друга нам убить!..

СЕКУНДАНТЫ (вместе).    Вы честь теряете в глазах…

ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Позор и стыд!..

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Такое при людях!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (в сердцах).    Да бросьте вы! – Идите к нам, согрейтесь.

СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Смотрите только не упейтесь!..

Никишка разливает ещё по штофам. Секунданты подходят и берут в руки по штофу.

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ (обернувшись к свидетелям).    Ну, раз вы не хотите – вам же хуже!..

НИКИШКА. (сочувственно).    Согрелись бы и вы со всеми лучше!..

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Чёрт с ним, налейте, больно холоднО!..

ВТОРОЙ СВИДЕТЕЛЬ (в сторону).    Разбойничков отменим заодно.

ТРЕТИЙ СВИДЕТЕЛЬ.    Коль подадут, иначе ни за что!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ. (в шутку).   Пошли к чертям, три прохиндея света!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    И я, пожалуй, брат, буду за это.

СВИДЕТЕЛИ (обиженно, вместе).    Поднимайте дула пистолетов!..

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ (выпив залпом вино и вытирая усы).    Свинец конечно же не ждёт!..

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ.    Но вино как-то на ум сильней идёт…

ПЕРВЫЙ СВИДЕТЕЛЬ.     Мы видем, вам всем, честь не дорога!..

СЕКУНДАНТЫ (громко смеются).    Га-га-га…

ПЕРЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Какая трогательная весть!..
Не велика для Света честь.
Сколько, Кстати, веса в нём – грамм шесть?
Тяжелей в снастях грузила есть.
Позабудьте лучше вашу месть.
Я знаю на реке здесь полынью….
Хотите рыбы красной наловлю,
Каждому по пуду, и с икрой?!..

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Что-то сомнителен такой улов зимой.

НИКИШКА.    Барин дело говорит…

СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Но как же честь?!

СЕКУНДАНТЫ (выпивая ещё по штофу, вместе).    Она в бокалах этих есть!

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Да наплюйте, на дуэль нашу, когда –
крупнорыбьем так и плещется вода!
Ладно, подходите же, нальём!
С соблюденьем чести подождём!

Свидетели подбегают и схватив по штофу, залпом их выпивают.

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (тряхнув захмелевшей головой.).    Не согласен!..
Честь для меня и Свет – очень важны!..
(поднимает пистолет вверх).

СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Стреляйте, ну!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Потешите стрельбою тишину!..

СЕКУНДАНТЫ (вместе).    Вино лишь не разлейте в миг стрельбы.

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ (упрямо).   Я не согласен!... – да и вы кажись?..
(обращается он в сторону трёх свидетелей. Свидетели дружно кивают захмелевшими головами.).

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Не согласен? – и не кипятись!..
Давай на вы, коли оно продолжит жизнь.
Вы на дуэлях ранее бывали?..
И что же – много душ поубивали?
А я вот не был! – Нет, клянусь, серьёзно!..
Может мир, да порукам? – иль уже поздно?

СЕКУНДАНТЫ И СВИДЕТЕЛИ (вместе).    Расходитесь!..

НИКИШКА.    Барин же советовал, - уймитесь!..

КУЛЁМА (сокрушённо).    И то, так хорошо уже приняли…
И вдруг опять пистоли похватали!..

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Расходитесь – говорят… - ну, что ж, прощайте,
Да жиганом в лоб особо не смущайте.
Одолжите пистолет, он вам без толка.
Изловлю я пулю – выстрели лишь только!
Изловлю, ей богу, изловлю!..
А сам пожалуй в дерево пальну!

(стреляет в ближайшее дерево. Пуля пролетает рядом с виском второго дуэлянта)

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    Тогда ловите, я не промахнусь!..

Стреляет в первого дуэлянта и тот ловит пулю зубами.

СЕКУНДАНТЫ И СВИДЕТЕЛИ (ахают в удивлении).    Ах!!!
Ах!!! Ах!!!

НИКИШКА (самодовольно).    Барин и не то могёт…

СЕКУНДАНТЫ И СВИДЕТЕЛИ (ахают  в удивлении).    Ну, даёт!!!

ВТОРОЙ ДУЭЛЯНТ.    И поймал ведь пулю прямо на лету!

НИКИШКА.    Ну, а я что говорю!..

ПЕРВЫЙ СЕКУНДАНТ.    Может порох отсырел, а может нет…

ВТОРОЙ СЕКУНДАНТ.    Иль осечку в этот раз дал пистолет.

ПЕРВЫЙ ДУЭЛЯНТ.    Разливай Никишка – будем пить!..
О стрельбе совсем чтоб позабыть!

ЭПИЛОГ

И пошёл у дуэлянтов пир горой…
С мордобоем и стрельбой, само собой.
До опохмелки…
А потом, при мировой, -
Позабыли и про тот ночной разбой.
Взяли удочки пошли гурьбой к реке.
По два штофа у слуги в каждой руке.
Потому как надо рыбку поудить…
А на грузила должно у них хватить.

30.09.09г


Рецензии