ч. 1-я Колечко обручальное из Парижа...

Ольга Янченко, из "Надежды" №37:
Ура! К нам приехал цирк!

На футбольном (бывшем) поле, что возле Дворца пионеров и школьников (Старовиленский тракт,41) в Минске расположился неожиданно для всех... цирк - шапито.

Площадь эта большая была два года назад отвоёвана здешним домоуправлением у какого-то сверхловкого фирмача, начавшего здесь строительство автогаражей. Это в зелёном - то массиве отдыха, рядом с детским миром творчества и искусства! И ведь городские чиновники разрешили! Дети - деньги? Что дороже?..

И вот новость: полгода назад тут вырос огромный помпезный Дворец - здание Посольства России.

Место уж больно завидное, последний чистый уголок природы в загазованном Минске.
И вот на пустыре, утыканном столбами и засыпанном гравием, появился красный шатёр шапито из Чехии.
— Да, я директор. Я хозяин труппы. Вильям Янечек из Праги. Я нехорошо говорю на русском.
— Но мы же славяне! Договоримся!
— Добро! Мы – семья. Нас семь: жена Элишка, сын Эдвард, дочь Вилма, её муж Ян Навратил и его родители. Монтируем оборудование..
— Я вижу, что уже готов манеж для маленьких зрителей, его стараются развернуть до начала спектакля. Рядышком — загородки для животных.
— Pardon! - вдруг переходя на французский, говорит пан Янечек и быстро идёт к рабочим, которые вдруг начали переносить с центра площади все оборудование. Один из них уже вбивает металлические колья-крепежи притык к тротуару возле гастронома.
— Не годно. Упадёт шатра, всё тонуть, песок...
— А!.. Понятно. Это засыпка гравием под гаражи... Мягкий грунт? Жаль, сам архитектурный ансамбль теряется.

Но время не ждёт, к 16-00 всё должно быть готово. Начнётся первое представление.
Уже работает касса, киоск с разными безделушками, сладостями, мороженым, флажками из Праги. Уже стоят в загоне четыре маленькие лошадки - пони, со вкусом жуют нашу белорусскую свеженькую от дождя травку. Рядом с ними — козы.

Большие, рогатые, разношерстные. Одна самая крупная - рыжая, глаза зелёные. Положила голову на перегородку, смотрит умно - выразительно.

Ах как жаль, матушка - коза, что тебе не дано слово молвить! Что бы ты нам рассказала про Чехию, которая уже не Чехословакия? Как там поживают наши братья-славяне?

А вот и основные «артисты» цирка — собачки всех пород и мастей. Кудрявые, с бантиками на хвостах и на макушках. Прелесть какая! Уже что-то вытанцовывают перед детьми, угощающими всё это чудо - стадо конфетами, морковками, мороженым. !

Вильям с трудом находит русские слова. Я лепечу на польско - белорусском. Не богатый запас словарный. Стыдно. Моё детство - юность не баловали иностранными языками.
 Всё, что мне довелось услышать нерусского, так это «хальт!», «хэндэ хох!», «цюрюк!», «Гитлер-капут!».

 Да, мудрая была политика. Но и сегодня мы «белые вороны».
Положение неожиданно спасает сын директора- Эдвард, отлично справляющийся с русским могучим:
—Я уже окончил 9 классов. Это всё. У нас нет 10-х, 11-х классов. Я уже имею специальность, я клоун - профессионал. Зарплату? Нет, не получаю. Когда мне что-то нужно, я говорю маме или папе, и они мне всё покупают. Очень люблю свою профессию. Папа — конферансье, он ведёт программу и еще у него номер со стеклом.
— Это что же, он по нему ходит, или ест?
— Он им жонглирует. Моя сестра с мужем тоже жонглёры, на балансе. Знаете, такой валик, а на нём ещё один , и ещё...
— О! Видела, знаю, Это непросто. Равновесие надо держать и что-то там ещё надо уметь, чувствовать.
— А ещё Ян ведёт ковбойский номер, это лассо на пони набрасывает во время её движения по кругу. И ещё у него ножи, тамагавки.
— Интересно, всё это надо видеть.
— Так приходите к 16-ти часам. Без билета, конечно же, как наша гостья, пожалуйста.
— А сколько стоит билет?
— Там — по местам. От 120 тысяч белорусских и меньше.
— А какой номер у твоей мамы?
— У мамы дрессированные голуби.
И я иду к пани Эллене.
— Как вам живётся на колёсах, будучи и артисткой, и мамой, и женой, и хозяйкой?
— О! Это очень просто! Мы ведь с детства всей семьёй работаем, ездим. Всё предусмотрено. У нас два огромных специализированных грузовика с кухней, газовой плитой, холодильником, прачечной и всем другим специальным удобством. Всю жизнь на колёсах, по всем странам мира. Вот в Белоруссии мы уже три месяца. В Брестской области были долго. Теперь Минск. До 10 августа. А потом — во Францию.

— У меня к вам самый главный вопрос — а для детей, лишенных всех радостей в жизни из-за их нездоровья, для инвалидов и для сироток вы концерт дадите?
— О! Мы пригласили 300 детей на бесплатные концерты. Это было в вашем пригороде Чижовке и Серебрянке. Да, непременно для таких детей — бесплатно!

— Спасибо. Для меня это самая важная информация. Я опубликую это в своём журнале, он называется «Надежда». Я пришлю вам в Прагу его 37-й номер.
— Спасибо! Нам нужна реклама. Спасибо!
— Эй, держите! Лошадка уходит!

Мы поворачиваемся на детский голосок. Да, пони решила выскочить из цветной металлической загородочки.
— Очень забавно всё, но мне надо идти дальше.
— Жаль, что не посмотрите представления. Мы напишем вам из Парижа! И пришлём приглашение из Праги. Приезжайте!

— Спасибо! Счастливого путешествия! Аgoi! — вдруг под занавес вспоминаю я чешское « прощайте - привет! ». Вот, пригодилось... Нет у меня никакого атеросклероза!

Всё «О-К!»... И я, чтоб сохранить впечатление от увиденного, не надеясь на скоростные свои записи в скудном, старом блокнотике, тороплюсь в редакцию.

А там, в моей "хрущёвке", в моём рабочем кабинете разрывается телефон, орёт. Я кидаюсь к нему, хватаю трубку и слышу опять говор с нерусским акцентом. Ну, думаю, что-то ещё не договорили мне эти артисты.

Но в трубке мужской бархатный баритон вдруг ласково называет меня по имени...Да так знакомо, из детства: - Олюшка! Здравстствуй! Это Марк! Выйди на улицу! У меня мало времени.
 Я привёз в Москву туристов из Парижа,русских ,бывших, туристов...Я русскоговорящий гид для них. Оставил их без присмотра на Красной Площади, а сам на самолёт и в Минск!

 К тебе я...на один час, Олюшка! Мама моя велела привезти тебя к ней! Помнишь ли ты семью нашу...Папа мой погиб в Испании...Твоя мама Надя знает...Фотографии я тебе привёз, чтоб ты вспомнила... Семью Варламовых...Танечку и Серёжу помнишь, друзей наших в детстве...И колечко я тебе привёз...обручальное...Мама моя велела...Олюшка! В том, 1937 - м году...
***
© Copyright: Яна Ольгина, 2008
Свидетельство о публикации №2804040171
***
© Copyright: Ольга Янченко, 2008
Свидетельство о публикации №1804041314
***


Рецензии
Вот это...цирк! Ведь приехал ко мне человек из моего далёкого детства! Такой сюрприз! Это Миша, ровесник мой из 1933 года...Как завещали мне мои великие коллеги, рассказываю,пока жива.
Это первая моя с Марком встреча в минске. Тогда я его домой к себе не пригласила, ремонт у меня был в "хрущёвке" моей.
Теперь 2-я встреча с другом из детств моего. Надо бы скопировать второй текст для Ворда, но нет панели инструментов здесь, на вебстраичке. Как её вставить? Помогите!

Яна Ольгина   06.01.2012 13:43     Заявить о нарушении