О ревности

          О РЕВНОСТИ

          Ревность такая  штука, что, сколько о ней не пиши, - всё будет мало!
 
          Как-то, одна замечательная, и очаровательная женская особа, готовя в интернет-журнал «трактат о ревности», задала мне вопрос:  «Виктор, я провожу опрос общественного мнения среди поживших на свете людей - ответишь?»

          «Тебе и не ответить? - конечно отвечу!..» - Тут же без раздумий дал я согласие и добавил: «Да, как "поживой человек", я - ух! и ах! ещё могу!.. - валяй, задавай вопросы!»

          Она послала мне в ответ едва уловимую улыбку и спросила:
«Если человек не испытывает чувства ревности, то это – патология или нормально»?

          Вопрос для меня оказался неожиданным, потому что, в своё время, я испытал чувство большой любви и ревности именно к этой удивительной и замечательной во всех отношениях, особе.
          Я ответил ей примерно следующими словами: «По себе знаю – не ревновать нормально. Когда же я испытывал это мерзкое чувство, то мне было плохо, а это значит – ненормально».

          Наш диалог продолжился её рассуждениями о ревности, как она это понимает:
«Ревность –  такое же чувство, как все остальные. И если человек не испытывает ревности, значит он не в состоянии испытывать какие-либо иные чувства».

          Я согласился с её доводами, и всё же, проявив нескромную настойчивость в отставивании своего мнения, добавил:
«Но чувство ревности всё равно не красит человека, и значит ненормально. Когда я в молодые годы  испытывал это чувство, - я до того дошёл, исхудал и почернел лицом, что в зеркало страшно было смотреть».
          Когда я это Ей сказал, у меня от собственной смелости и нахальства, сжалость и затрепетало, как в былое время, моё повидавшее виды сердце.

          «По-твоему, лишь хорошее нормально»? – тут же задала она встречный вопрос, точно совершенно не заметив от меня такой откровенной прыти.

          Немного помешкав, я всё же нашёлся что ответить:
«Понимаешь, теоретически определить, что хорошо и что плохо, не столкнувшись с той или иной  жизненной ситуацией нет возможности. Но, раз уж ты, ошибочно, считаешь меня «пожилым и сведущим в жизненных вопросах, то у меня, на этот счёт,  появились такие вот не совсем точные, скорее туманные мысли:
          Открытое проявление ревности присуще молодым людям, наверное, ввиду возраста, этот их юношеский недостаток простителен, чего не скажешь о ревности более взрослых людей.Почти все пожилые люди,  должны уметь и умеют скрывать в себе этот юношеский недостаток, как когда-то скрывали юношеские прыщи и угри. Я же, увы, до сих пор, не научился скрывать свои истинные чувства. Хотя много лет посвятил народному театру, переиграл множество ролей; и королей и разбойников, в реальной жизни прикидываться и врать так и не научился. Чего не умею, того  не умею - всё переживания на лице написаны.  Поэтому выгляжу не ахти как. Остатки и ошмётки ревности всё равно остаются где-то в тёмных закоулках души... Вам, сударыня, должно быть это давно заметно?! – Эх, куда это меня понесло»?!
          На что моя собеседница, снисходительно и тепло, как только Она одна умеет, улыбнулась и одновременно успокоила: «Ничего страшного»! Затем, точно не замечая моего к ней до сих пор до конца не остывшего чувства, продолжила диалог:
          «Ревность не бывает случайной. Если ты полностью доверяешь человеку - ревности нет.  Я бы добавила, что не ревнуешь человека ещё и в том случае,- если ты к нему полностью безразличен. Полное доверие и безразличие – это две крайности. Ревность не бывает только в этих случаях. И, конечно, бывают такие редкие случаи,- когда люди любят друг друга в обстановке абсолютного доверия. Тогда им повезло и их можно с этим поздравить»!

          На этом наш диалог закончился. Она написала свой «трактат о ревности» и поместила на каком-то из интернет-сайтов. Я читал, и мне понравилось. Оно и понятно. Она всегда отличалась своими большими энциклопедическими знаниями и философски-аналитическим складом ума.
         Кроме того она блистала во всём, в чём можно было блестать молодой женщине.
Когда я, после развода, в 1986 году познакомился с ней - ей шёл 23-й год!.. А мне, старому перечнику, тогда уже было 38 лет!..
Она поразила меня не только своим по девичьи привлекательным видом, но и целым рядом выдающихся способностей: Закончив Красноярский университет, она зарекомендовала себя прекрасным инженером-програмистом в звёздной знаменитой на весь мир фирме НПО ПМ академика М.Ф.Решетнёва, там же в НПО ПМ входила в редколегию газеты и писала в газету статьи. Участвавала в театральных постановках своего отдела на вечерах. Если плавала, то как мастер спорта, и как мастер спорта носилась с высоких круч на слаломных лыжах, танцевала в ансамбле "Экзерсиз", как прима-балерина Большого театра. Ходила в горы, спускалась в пешеры. Искала в алтайских степях метеориты. Сплавлялась на плоту по горно-таёжной сибирской реке Мана... Кроме того; хорошо рисовала, играла на гитаре, красиво пела. Много путешествовала, работала в студенческие годы на Шикотане и одной из первых побывала за границей. Одним словом - Она  была удивительным явлением, яркой звёздой нашего сибирского закрытого от всего мира городка. Не влюбиться в неё было практически невозможно. И многие талантливые молодые люди в неё были безответно влюблены по уши. Не миновала сия тяжёлая, но сладкая чаша и меня. Но не смотря на такую огромную свою популярность среди иного пола, личная её жизнь не сложилась. Не выйдя ни за кого замуж, она родила себе дочь и уехали из города в Подмомсковье - ухаживать за своей больной матерью. Так мы надолго расстались. И вот, влруг, с появлением интернета - наладили друг с другом электронную безпроволочную связь. Её вопрос насчёт ревности - это уже результат нашей примерно годовой переписки на майл.ру.
         Прочитал я её шедевр на тему ревности, и в очередной раз повосторгался!
Хорошо и доходчиво обосновала Она природу ревности, вставив в канву своего текста и мои отдельные замечания. Чем я очень горд!..Но дополнительные мысли продолжали и продолжали идти в мою голову.
          Например, я, как поживший и повидавший немало на своём веку человек, не согласен с мнением части молодых,- что знаю, или должен знать всё о ревности. Ни черта я о ней не знаю. Наверно ещё не созрел до по-настоящему пожилого, и от того наверное «мудрого возраста». Пенсионный возраст ни о чём не говорит. Выйдя на пенсию, я, по примеру замечательного сельского  почтальона Печкина, можно сказать, только жить начал. На молоденьких девушек так и не перестаю заглядываться. Прямо вот так: как начал с юного возраста – так и продолжаю!.. Как говорится: «Седина в голову, а бес в ребро». Ревную ли я?.. Или скажем иначе: - Продолжаю ли я волноваться по поводу или без повода в некоторых щепетильных случаях, связанных с личными взаимоотношениями представителей двух полов?.. Честно вам заявляю – не знаю! Но попытаюсь всё ж таки вместе с вами уяснить:   Что же это за штука такая – «ревность»?

          Знаю и хорошо помню, по своёму личному опыту, каким ревнивцем я был в молодые свои годы. Теперь, конечно, чувства несколько поостыли и, я, от ревности уже не страдаю, как раньше. Но не уютность, дискомфорт,  и опредёлённые в рамках смятения неспокойные чувства, ревность всё ещё приносит в душу.
          Шестьдесят это вам не 19 или скажем 30, или даже 40 лет, - когда ревность ещё обжигает ранимые сердца. Говорят: "Когда тебе стукнет за 60 - пора задумываться о вечном".  Наверное это так. Но и ныне, иногда, так бывает обидно и горько до слёз! Так бывает, сердце схватит и душу вывернет наружу!.. И где она недавняя, взрослая рассчётливая, взвешенная на весах разума, невозмутимость?!

          Буквально вчера, поздно вечером, сидя на остановке, наблюдал картину ревности. грузный, крепкий мужчина, видом лет сорока, в белой рубахе на выпуск, кричал кому-то из находящимся с ним рядом в компании более молодых людей: «Почему Он её увёз?! Она моя жена, а этот мудак её увёз?!..» После этих слов, он метнул недопитую бутылку пива на мостовую. Бутылка разбилась вдребезги!.. По битому стеклу ехали машины...
Какие-то девушки пытались успокоить разбушевавшегося мужчину: «Успокойся, она уехала на такси…». Но подвыпивший ревнивец, мечась по площадке остановки, был как говорится не в себе и, метнув на тротуар вторую бутылку, кричал: «Вы не понимаете!.. Это вы виноваты, что она уехала с этим кобелём!.. Вы её не остановили, и он её повёз в постель!.. Она принадлежит мне, а он, тварь, её увёз – убью!» При этом, этот разошедшийся не на шутку мужик, ругался отборным матом, который я счёл нужным упустить. Упустил и подробное откровенное, грубое описание развратного действия, которое якобы собирался совершить неизвестный таксист с его женой.
          Возможно, огня в кипящий котёл ревности внёс алкоголь. А молодые люди, сопровождавшие этого достаточно взрослого мужчину, были  трезвее и от того спокойней и рассудительнее. Было ли это проявлением чисто ревности или бредом возбуждённого алкоголем придурка?.. Как знать.

          Душа любого человека потёмки. Любой психически нормальный, молодой и не очень молодой человек, может с виду быть невозмутимым и ни чем не выдавать свои подверженные ломке чувства. Но что в это время творится у него внутри?! - вот в чём вопрос.
          У ревности много оттенков. Грусть, тоска, досада, обида, беспомощность при сознании, что ничего не изменить, как бы ни хотел - всё это атрибуты ревности. Исходя из этого, можно ревновать не только к определённому человеку, но и к вещи, символу, явлению.
          Я, например, чувствуя себя молодым, досадую, что меня относят к "пожившим людям" иначе к пожилым. Обидно, досадно – да ладно. Куда деваться?!  Всё течёт, всё изменяется, приходит и уходит.
          Мне грустно от одного только вопроса: «Как я, пожилой человек», отношусь к чувству ревности и что об этом думаю»?- Может это и есть неучтённая сторона ревности? Трудно быть оптимистом в море пессимизма. Когда ревность путают с любовью. Якобы любовь без ревности не любовь. Я не знаю формулу любви, и формула ревности мне не известна. Ревновал? - да! Любил при этом? - да! А если бы не ревновал, тогда что?.. Путаница какая-то. А тут ещё в деды записывают, опрос ведут... - досадно.

         Но я ещё побарахтаюсь. И на вопрос – «как жизнь, старик?» -  отвечу, как некий мудрый еврей: - «Не дождётесь!»
Наверное это из-за ревности к  прекрасной, удивительной, и почти всегда желанной, изменчивой и коварной, как все женщины, даме Жизни.


Рецензии
Виктор! Пишу не о ревности, но о ревностном блюстители "революционной теории" товарище Белашове,поскольку прочитал ваш "диспут" с ним!Загляните и на мою страничку, почитайте "КАК Ленин извратил Маркса".С уважением.Анатолий Фёдорович.

Анатолий Фёдоров   02.08.2010 19:48     Заявить о нарушении