Синопсис Бардо NON STOP

Синопсис


Альфия Шайхутдинова

Бардо NON STOP
и л и
Уфимская Книга Мертвых

Книжка о том,
как, почему и зачем
была написана Книжка


История трудного и постепенного («поступенного»: тема Лестницы – один из главных лейтмотивов книги) духовного взросления героини, бывшей наркоманки. Прозрение приходит к ней вслед за чередой трагических и драматических переживаний: собственные грехи и преступления, смерть любимого мужа, сумасшествие. На пике острого психоза Алия (псевдоним, принятый героиней: Alia по-латински – «Иная», «Другая»), утопающая в космическом экстазе единения со Вселенной, «узнает», что должна написать книгу о собственной жизни, в целом ничем не примечательной. «Ничем не примечательная жизнь» осталась в прошлом; отныне Алия, как видится ей в ее все углубляющемся безумии, - одна из ведущих участниц мирового процесса. Ангел возвещает Благую Весть: Она – Мария, Которая посредством непорочного зачатия принесет в мир нового Христа… Увы, недолго удается ей покрасоваться в этой великой роли – хотя новые маски, сменяющие друг друга с ужасающей быстротой, по-своему тоже грандиозны:  выясняется, что «зачатый» Алией «Христос» - всего лишь притворившийся Им Антихрист, коему должно родиться от великой грешницы Алии. Затем начинается ее трансформация в волчицу… в свинью… - наконец она госпитализирована в психбольницу. И здесь, в первые же часы, она приходит в себя: ей вспоминается «Тибетская Книга Мертвых», несколько страниц из которой Алие довелось прочитать задолго до того. Уяснив (с помощью так вовремя подвернувшегося воспоминания), что все привидевшиеся ей страсти есть лишь «проекции ее сознания», «кармические тени», воплощающие ее собственные страхи, стыд и чувство вины, - она восстанавливает относительное душевное равновесие.
Через несколько месяцев Алия берется-таки за написание книги. Позднее жизнь снова сталкивает ее с «Бардо Тхедол» (Тибетской Книгой Мертвых). Изумленная Алия убеждается, что ее безумие было, как она и решила с самого начала, неким подобием «духовной смерти» - а уже в качестве такового и подобием реальной смерти. Общая схема всех перипетий «приключений больной души душевнобольной Алии» до мельчайших деталей совпадает с представленной «Бардо Тхедол» картиной посмертных блужданий человеческого сознания…
Через три года ее книга написана, причем в традициях «обрамленного жанра»: истории из жизни Алии рассказывают 8 ее «субличностей», повстречавшихся еще одному персонажу «рамки» - Искандеру – на восточном невольничьем рынке… Не зная, что делать дальше с написанной книгой, Алия просто прячет ее в ящик и на годы практически забывает о ней. Помешательство ее уже тоже в прошлом - но, как и положено «духовной смерти», оно радикально трансформировало ее личность. И, как ни парадоксально, именно семь недель безумия и последовавшие затем годы религиозно-мистических исканий вернули Алие давно утерянный здравый смысл, трезвость (во всех значениях слова) и способность твердо стоять на земле. И когда спустя годы Алия вновь возвращается к своей заброшенной книге, написанное когда-то неприятно поражает ее: она стыдится, что является автором этого коктейля из самобичевания и самолюбования, нескончаемых плясок вокруг собственного «я», будто ее «я» - самая интересная в мире тема. Вынести на помойку плод стольких трудов и бессонных ночей рука не поднимается; ей остается только заново переписать книгу. Тема Алии, насколько возможно, урезана – зато сильно разрослись две линии из «обрамления», прежде действительно служившего только скромной рамкой: в одной обсуждаются проблемы генетики (предмет, крайне интересующий Алию в последние годы, когда и она научилась чувствовать себя звеном генетической цепочки – своего рода и народа, человечества и Космоса); персонажи второй разворачивают перед Искандером «генеалогическое древо» европейской литературы, восходящее к Гомеру и к шумерскому «Эпосу о Гильгамеше». В итоге персонажи уже обеих вычисляют «ген», объединяющий самые знаменитые европейские произведения – а возможно, и множество менее известных – вплоть до эпохи классицизма и даже позднее: мотив «Лестницы с неба» (общий архетип здесь «Путешествие в царство смерти за живой водой») и «Лестница На Небеса (архетип «Возвращение»); трудно не заметить, что и этот образ тоже воспроизводит двухцепочечную спираль. Кроме того, сама структура и композиция большинства таких произведений подозрительно часто аналогична структуре двойной спирали ДНК…
Это основные сюжетные линии; есть еще несколько сквозных тем (например: «литературно-генетические» параллели и парадоксы европейской истории; или: ДНК-подобная композиция книги самой Алии, выстраиваемая в процессе ее написания как бы сама собой, без какого-либо волевого решения автора стилизовать книгу под фрагмент ДНК), - которые свяжутся в единый клубок ближе к общему финалу.


Рецензии
Ой, пошёл читать - и сразу же споткнулся на "одном из главных лейтмот(м)ивов". Есть у меня одно хобби - я собираю "масла масляные". Ну, типа "кредит доверия", "патриот родины", "прейскурант цен", "сервисное обслуживание" и т.п. Есть у меня в коллекции и "главный лейтмотив". А тут, я смотрю, их даже много. И тема Лестницы - только один из них. Ну ладно, посмеялся - и хватит! :-)

Я заинтересовался темой Лестницы. Вавилонская башня (Быт 11:1-9), лестница до неба, увиденная Иаковом во сне (Быт 28:12) и "Лествица, на небо возводящая" св. Иоанна Лествичника - всё это тут как-то... или никак? А такие технические проекты, как башня Циолковского и космический лифт Арцутанова? Давно у меня руки чешутся свести всё это в одно эссе...

Николай Шошунов   09.11.2010 16:51     Заявить о нарушении
С первым все очень просто: в книге ОЧЕНЬ МНОГО мотивов, среди них ДОВОЛЬНО МНОГО ведущих (лейтмотивов), а уже среди последних - НЕМНОЖКО самых главных :-)))))))))))
Со вторым еще проще. Лестница Иакова (соответственно, и "Лествица" Лествичника, использовавшего библейский образ) - да, один из "главных лейтмотивов" (-: уже в рамках темы Лестницы... Вавилонская башня тоже, но она у меня пока в загашнике: ее прообразом были египетские пирамиды, и эту связку я еще толком не трогала. Башня КЦ и космический лифт? - мне пока в голову не приходило вплести в рисунок еще и эти ниточки... если соберешься наконец написать эссе - прочитаю с жадностью и буду просить разрешения использовать)))))))))))))
Вообще же, этот якобы "синопсис" скорее задает направление - в уже написанных трех книгах пока что освоены только ближайшие подступы к этим темам. Основная часть пока в черновиках... а еще больше в голове.
Спасибо за отзыв, Николай.

Альфия Шайхутдинова   09.11.2010 17:39   Заявить о нарушении
За "лейтмот(м)ивы" тоже спасибо. Исправила :-)))

Альфия Шайхутдинова   09.11.2010 17:41   Заявить о нарушении
Ааа! Там много ведущих мотивов! В разные стороны ведущих - как лебедь, рак и щука. И из этих троих двое - главные. И есть ещё один из двух главных ведущих. Да только воз и ныне там. :-)

Сейчас пришлю несколько своих статей по космическим лифтам.

Николай Шошунов   09.11.2010 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.