Задуваевские хроники

Дела раскрыты.

В городе Задуваевке в канун международного дня имени Клары Цеткин и Розы Люксембург произошло знаменательное событие. Задуваевские оперативники, всегда отличавшиеся своим высоким профессионализмом, снова блеснули мастерством. Давно уже в поле зрения задуваевских мастеров сыска попал вор в натуре Василий Задуваевский, он же Вася Меченый. Упорная работа асов милицейского, пардон, читатель, полицейского дела, дела принесла свои плоды. Вася Меченый, 1961 года рождения, уроженец села Задуваевки, погиб в результате обрушения потолка на обнаруженной оперативникам «малине».

Работники задуваевской ментовки, пардон, читатель, аттестованые и переаттестованые задуваевские полицаи, обнаружили на «малине» убедительные доказательства причастности Васи Меченого к нашумевшему ограблению пивной палатки на центральном рынке Задуваевска три года назад. Кроме того, найдены неоспоримые улики участия Меченого в краже вино - водочных изделий с межрайонного склада в 1999 году. Тут же были найдены некоторые вещи, похищенные из магазина задуваевского сельпо 30 апреля 1957 года.

Удачная работа задуваевских "профи" позволила закрыть такие, казалось бы, вечные  глухие «висяки», как кража лошади у гражданина Пржевальского, кража собаки у гражданина Павлова, утеря девственности гражданкой Грицацуевой.

Среди прочих вещественных доказательств обнаружено также неизвестное электронное устройство. Предполагают, что это устройство могло быть использовано в качестве оружия психотропного воздействия на олимпийцев нашей сборной, показавших в результате такого воздействия не те результаты, которые следовало показать по разнарядке начальства. На этот вопрос ещё предстоит ответить экспертам.

Которые также переаттестованы, и, ясный кутак, остались в ментовской, то бишь, пардон, читатель, в полицайской, лучшие из лучших, честнейшие из честнейших, преданнейшие из преданнейших. Словом, элита российского народонаселения. Конец теперь всем нарушителям закона! Конец не только в масштабе Задуваевска, но и в масштабе страны.

Таким образом, задуваевские сыщики сделали достойный подарок своим жёнам и любов… любимым тёщам в преддверии первого весеннего пролетарского праздника. И впредь не подкачают!




Маленький, но строгий начальник.

А то вот жил у нас в Задуваевке (с1961 года – город Задуваевск) дед Евсей. Местный Нестор, Сократ и Лев Толстой в одном лице. И рассказывал дед Евсей, что были лет семьдесят назад в Задуваевке начальники – всем начальникам начальники.

В те времена, сказывал дед Евсей, начальник звался вовсе не так, как сейчас. Не главарь, а секретарь. На худой конец, председатель. Но не главарь. То есть, не майор. Или не мэр. Это, ежели кто на какой язык любит слово главарь переводить.
А носил тот начальник френч защитного цвета, сапоги галифе и фуражку с околышем. Руку частенько держал целый день засунутую меж двух пуговиц. Иной раз даже трубку курил. Или «Беломорканал». Это папиросы такие были. Нет, не «кемел» и не «Беломор кемел». Именно, «Беломорканал», или, фамильярно, просто «Беломор». А иной начальник и вовсе «Герцеговину Флор» курил. Это тоже такие папиросы были.

Как соберёт тот начальник заседание (или, может, совещание), да как поставит задачу, которую ему поставили чуть больший начальник, которому поставил задачу ещё больший начальник, которому поставил задачу большой начальник, которому поставил задачу очень большой начальник. А очень большому начальнику задачу ставил, как сказывал дед Евсей, самый главный начальник.
А как поступит тому начальнику жалоба какая, вызовет кого следует на дефицитный и дорогой ковёр, да как гаркнет, да как прикажет разобраться в трёхдневный срок. Да чтоб доложить лично! Да кулаком по столу, если надобно.

А любо-дорого послушать того небольшого, но строгого начальника, когда он по телефону говорил. Сколько раз говорил, столько раз тональность голоса менял. Если, к примеру, разговаривал он с бОльшим начальником, то одна тональность. А если с большИм начальником, то совсем другая. А если вдруг с очень большим начальником, этого словами не передать. Это опера получалась, а не беседа.

Но если говорил задуваевский начальник с какой мелкой подчинённой сошкой, подобострастный и оперный тон куда-то пропадал. Зато слышался тон чванливый и строгий. Пока снова бОльший начальник не позвонит.

Нынче начальник, а правильнее сказать, главарь, совсем другой. Носит строгий заграничный костюм с галстуками каждый день разного цвета. Рассуждает о здоровом образе жизни. Иной даже позавчера бросил курить. По три часа в день задуваевский начальник проводит на сайте ОдноклассникиРу. А как напишут какую жалобу нашему задуваевскому начальнику, как гаркнет он на кого следует (по емейлу, по емейлу, не подумайте чего…), да как прикажет разобраться в трёхдневный срок. Да чтобы лично доложить!
Заседания, конечно, собирает, как без этого. Ставит задачи по разработке нанотехнологий на уровне Задуваевска. А как же нынче Задуваевску без нанотехнологий? Никак невозможно. Взять ту же корову. Как можно корову без нанотехнологий подоить? Лично я не берусь.

Одна беда: начальников над задуваевским начальником сегодня на два порядка больше. Не успевает тональность менять при телефонном разговоре. Зато и подчинённых много. Например, у того начальника, о котором дед Евсей рассказывал, был инструктор по сельскому хозяйству и строительству. А у нынешнего главаря имеется не какой-нибудь там инструктор, а министерство сельского хозяйства и министерство строительства. Ну, и вместо остальных инструкторов тоже по два министерства.

А что, лыком шит Задуваевск? Есть, есть и сегодня в Задуваевске маленький, но строгий начальник.


Дед Евсей и бабы.

А то вот, не помню, говорил я вам, или нет, жил в Задуваевке дед Евсей. Мудрый был дедок. Всё знал и на всё у него находился ответ. Гегель, да и только.

Сидит, бывало. Дед Евсей на завалинке. А мимо женщины в магазин идут. Разговоры разговаривают. Дед Евсей им кричит:
«Здорово, бабы!».

А я, несмышлёныш, его и спрашиваю:
«Отчего ты, дед Евсей, говоришь не женщины, а бабы?»
«Мне ли, сопляк ты этакий, бабу от женщины не отличить?» - сердится дед Евсей.
«Да как же ты их отличаешь, дед?»
«Женщины, сопля ты этакая, никогда не матерятся!»

Дед Евсей и девки.

А то вот сидит, бывало, дед Евсей на завалинке. А мимо весёлые девчат гурьбой. На гулянку. А красивые у нас в Задуваевке девчата! Солнышко весеннее пригревает. Благодать…

Вот и дед Евсей одобрительно говаривал:
« - Хороши, ох, хороши девки! И женщины наши тоже хороши…»
« - Ты о ком, дедушка?»
« - Да вот видишь, девки на гулянку пошли. И женщины…»
« - Да как ты их, дед, различаешь? По возрасту?»
« - Подрастёшь, сопля ты этакая, узнаешь, чем девка от женщины отличается. А сейчас – цыц!»
« - Ну скажи, дед, ну скажи…»
« - Не канючь, сопля ты этакая. Видишь, какие гордые девки да женщины идут?»
« - Вижу, дедушка. Только все у нас в Задуваевке гордые.»
« - Эх, сопля ты, сопля. Гордые, да по-разному. Девки горды тем, что они ещё девки. А женщины горды тем, что они уже женщины. Так-то, сопля ты этакая!»

Дед Евсей и закон.

А то вот ещё, сидит, бывало дед Евсей на завалинке. И нас, несмышлёнышей уму-разуму учит. Говорит дед Евсей строго:
 - Помните, сопляки вы этакие!  Закон херов, но он закон.

И вот выросли мы, а законы всё нелепее и нелепее. Да и то, раньше кухарка законы сочиняла. А сейчас юристы в третьем поколении. Они его так и сочиняют, чтобы легко можно было обойти. Грамотные потому что. И всё чаще вспоминается мне дед Евсей и его строгие слова:
 - Закон херов, но он – закон!

Дед Евсей и интеллигенты.

А то вот ещё говаривал нам, несмышлёнышам, дед Евсей об задуваевских интеллигентах.
Нет, мы конечно, читать-то умели. Из газет и учебников знали кое-что. Интеллигенция, знали, бывает советская и буржуазная, сельская и рабоче-крестьянская. А также гнилая. Но конкретно об интеллигентах нашей Задуваевки (с 1961 года – город Задуваевск) нас дед Евсей просветил.

Сидим мы, бывало, с дедом Евсеем возле сельпо, карамельками нас дед угощал с пенсии.
 - Сопли вы, сопли, - говаривал дед Евсей. – Ничегошеньки-то вы не знаете. Интеллигент наш задуваевский он бывает всякий. И бывает он такой.

А ещё в шляпе!
А ещё в очках!
А ещё с газетой!
А ещё при галстуке!
А ещё с книжкой!
А ещё с портфелем!
А ещё не матерится!

 Тут подходит Иван Макарыч, счетовод наш. Спички у него кончились. А дед Евсей-то, он не курил сроду, он грамотный был, страсть, четыре класса образования имел. Знал, что курить – здоровью вредить. И нам такой наказ давал.

 - Ежели, говорил, у вас умишка хоть с цыплячий наберётся, значит, не курите, сопли вы этакие. Да ведь вас, небось, и так в школе этому учат. По природоведению. Ай не учат?

Счетоводу спичек-то стрельнуть не у кого, он к прилавку, копеечку достал, просит продавщицу спички ему дать. Без очереди. А бабы на него и набросились:

 - Куда без очереди лезешь! А ещё в белой рубашке!

И матом его, матом. А счетовод-то он интеллигент, а значит, и ответить ему нечем. Так и ушёл, не солоно хлебавши. А бабы ему вслед:

- Ишь ты, без очереди захотел, интеллигент вшивый!

Дед Евсей и приметы.

А то вот, сказывал дед Евсей, есть такая примета. Бывало, соберутся какие мировые  главари обсуждать глобальное потепление. Это, чтобы, значит, цены на нефть, на газ снизить до халявного размеру. Так вот, как соберутся эти главари в какой-нибудь неуглеводородной державе обсуждать глобальное потепление – ждите, будет морозная зима.

Задуваевский интернационал.

А то вот, к примеру, помню, рассказывал нам, несмышлёнышам, дед Евсей про наш задуваевский интерциал. Не, вообще-то, дед Евсей был грамотный. Четыре класса образования имел. Но как зубы выпали, дикция захромала. Как у Вини-Пуха правильнописание, которое было, как известно, хорошее, но хромало. Так и дед Евсей стал в старости  улицу Интернациональную называть Интерциальной. Это у нас в Задуваевске (до 1961 года – село Задуваевка) такая есть прямая улица. А в вашем городе неужто нет? И то, заметьте, не так уж и плоха дедевсеевская дикция. Не перепутаешь с инерциальной какой улицей.

Ну, сегодня, кому не известно, есть в Задуваевске три улицы прямые, не отстаём от Тамбова. Вот только от Саратова отстаём, огней золотых маловато. А в старину всё по-другому было. Дед Евсей рассказывал, когда был он таким сопляком, как мы с Ваней Шишкиным, улицы были как улицы. (Это он так говорил.) Ну, пояснял он, названия были как названия. Свистовка, Крюковка, Луговая, Бутырки. И, конечно же, Нахаловка. А как же без Нахаловки? Спросите у своих дедов, если они ещё живы, была в их селе или городе Нахаловка? Была, не сомневайтесь.

И вот, сказывал дед Евсей, а в ту пору, Евсейка, сопля соплёй, два вершка от горшка. И вот сказывал, значит, что проезжал через ихнюю Задуваевку отряд. А командиром был то ли Гайдар, то ли Чапаев, то ли Щорс под красным знаменем. Ну, чего взять с деда. Когда ведь дело-то было…

И остановился тот отряд в селе коней напоить, портянки постирать, девок пощупать за разные места, митинг помитинговать. Всё, как положено в походной жизни. Митингуют, значит, а мужики-то у нас в Задуваевке хоть не шибко грамотные были, зато дотошные. Палец в рот не положишь, нет, не положишь. И за словом в карман не полезут, нет, не полезут. И вот кто-то, дед Евсей по малолетству не помнил кто именно, но, вроде как родня, из-за пазухи прямо словечко заковыристое достал, да прямо в лоб того командира спрашивает:

 - А скажи-ка нам, ты сам-то за большевиков, ай за коммунистов? А то, ты, можа, оппортунист какой?

А командиру тому тоже палец в рот не клади. И отвечает тот командир, то ли Щорс, то ли Гайдар, то ли вовсе даже Чапаев:

 - Я за Интернационал!

И пошёл тот отряд дальше. И командир его пошёл, и комиссар в пыльном шлеме и чистых портянках, отстиранных в речке Задуваевке.
А мужики, удовлетворённые ответом того командира, единогласно решили Свистовку назвать улицей Интернациональной.

И мы с Ваней Шишкиным на той улице родились. И Сеня Рабинович. И Юля Сагидулина.

А ещё есть у нас в Задуваевске улица Московская. Самая асфальтированная в городе. Потому что по этой улице из Москвы начальство приезжает. Леща половить. А и хорош лещ в речке Задуваевке, а и хорош!

Задуваевский национальный вопрос.

Нет, кто бы что ни говорил, а наш Задуваевск (до 1961 года – село Задуваевка) всегда был в русле современности. Не отставал от веяний. Вот лет тридцать назад была в Задуваевске, как и во всей необъятной стране одна лишь дружба народов. А теперь, как и велит время, появился и у нас национальный вопрос. А как же можно в цивилизованном обществе, да без национального вопроса? Мы что, могикане какие-нибудь?

Помнится, Ильф с Петровым писали в одном романе. Приехал из одной цивилизованной страны некто Бурман и вопрос в лоб нашим:
 - А есть у вас дружба народов?
Наши и брякнули:
- Нету, дескать.
А Бурман их и пристыдил:
- Как же вы так живёте. Народы есть, значит, должна быть и дружба!
Как-то примерно так он сказал. Или, всё же не так?

С тех пор и повелась дружба народов во всей необъятной державе. В школьном учебнике ещё читал я про эту самую дружбу. Выходят, бывало, все народы «рядами и колоннами» и все дружно дают стране угля. И так же дружно шагают к светлому будущему. Красиво!

А в иных странах не было дружбы народов. В иных странах ещё триста лет назад последнего из могикан пристрелили. Откуда там дружбе народов взяться, если народов нету? Ни могиканов, ни чингачгуков, ни больших змеев… Ни, даже, ирокезов.

Но, как говорится, «большое видится на расстояньи». В масштабе Задуваевска такой вот дружбы и солидарности я как-то не видел. Наверно, потому что угля в Задуваевске не было. Одна только поговорка про уголь: «Даем стране угля! Хоть мелкого, но… много».

Да и кого я, пацан, видел, кроме соседей, да ещё деда Евсея, который был почти всем кумом. Вот, к примеру, Ахмет Сагидулин каждый день захаживал к Семёну Рабиновичу партейку в шахматы сыграть или по стопочке принять. И тридцать, и сорок лет назад захаживал. И сегодня захаживает. А Семен к нему. Это дружба народов или не дружба? Угля, вроде бы, стране не дают… Наверно, так просто, не дружба народов.

 Надо сказать, в Задуваевске все друг к другу в гости охотно ходят и охотно гостей принимают. Деревенское прошлое сказывается. Не звали в гости только Феликса Криворучко. Но не потому, что фамилия не нравилась или морда у него кривая. Ориентация не нравилась. Нынче такую ориентацию называют нетрадиционной. А тогда по другому называли. И общаться с Феликсом не хотели.

А всё же был у нас межнациональный инцидент. Сенька Рабинович-младший с Ванькой Шишкиным подрались до крови в восьмом классе из-за Юли Сагидулиной. Ваня Шишкин нынче в Вермонте живёт. Но каждый год приезжает в Задуваевск, навещает Семёна с Юлей. Пацану ихнему игрушек китайских привезёт из самого Вермонта целый ворох.
Я ему говорю:

- Ты чего, чудак, из Америки игрушки китайские прёшь. В нашем детском мире купил бы. Привёз бы лучше выпить чего.

Ваня удивляется:
- Ишь ты, в Задуваевске как в Америке стало. И Задуваевск китайцы игрушками завалили, прямо, как Америку. А выпивка в Америке дерьмо. Не повезу я выпивку. Изверг я, что ли, друзей травить?

И спрашивает Сенькиного сынишку:

- Кем, Ванюшка, будешь, когда вырастешь? (Сынишку Сеня с Юлей, Ваней назвали, Ваня Шишкин и не догадывается, в честь кого).

- Мэром, - отвечает Ванюшка.

Ваня Шишкин умиляется:

- Ишь ты, совсем в Задуваевске стало, как в Америке. Там президент афроамериканец, а в Задуваевске будет мэр евротатарин.

Да… не было лет тридцать назад в Задуваевске национального вопроса. Отставали мы от цивилизованного мира. Потому что каждый свою национальность знал и ей гордился. А если кто забывал свою национальность или стеснялся её (такое было иногда), в паспорт могли заглянуть, да вспомнить, там написано было. А сейчас, если спросит крошка-сын отца, какой он национальности, то иной папа с похмела ответить затруднится, поскольку бывает, с похмела память отшибает напрочь, а подсмотреть-то негде. В паспорте не написано потому-что, кто ты такой. То ли могиканин, то ли русский, то ли башкир. А может, ирокез? Так и свихнуться можно.

Но это всё это мелочь, издержки прогрессивных веяний времени. Теперь народы больше не дают общего угля стране. Якуты добывают из своих недр алмазы втихаря. Узбеки добывают хлопок тоже втихаря. Украинцы добывают аз (причём, по невиданной доселе технологии, не из недр, а прямо из труб, вот до чего украинская научная мысль дошла!). Казахи добывают медь. Норильцы добывают никель.

Вроде, живёт на севере такой народ, норильцы… Или я что перепутал с похмела? Может, наоборот, могикане. Да нет, последнего из могикан ещё лет триста назад пристрелили. Цивилизованные охотники за скальпами. Значит, точно, норильцы.

И в Задуваевске появился, наконец, национальный вопрос. Подтягиваемся к цивилизации! Но вопрос, правда, нерегулярный пока. Провинция, что поделать…

Поезд «Ташкент – Москва» стоит в Задуваевске 15 минут. Народу порядочно выходит. И сразу к этому народу подваливают лица ментовской национальности и задают национальный вопрос:

- Здравствуйте, гости дорогие! А где ваш вид на жительство?

Но те не теряются:
- Можно звонок другу?

Лица ментовской национальности отвечают:

- Можно.

Звонят другу (Семену Рабиновичу-младшему). Это его гости, мехмон, значит. Ишь-мехмон. Рабочий гость, по-задуваевски. Сам-то Семён архитектором работает. Главным. А на жену Юлю строительная фирма оформлена.

Сеня приезжает, на лапу даёт лицам ментовской национальности. И национальный вопрос в Задуваевске исчерпан до следующего сезона!


Дед Евсей и кукуевцы.

А то вот ещё дед Евсей рассказывал.
Задуваевцы спокон веку знатными плотниками были. А всем известно, если кто уроки географии не прогуливал, что чуток повыше по течению нашей Задуваевки расположено старинное село Кукуево. И плотники были в том Кукуеве не в пример нашим, никудышные. Бывалоча, какое бревно начнут тесать, так глядишь, топор в реку уронят. Он, ясное дело, к нам по течению плывёт. И прямо в сети. Чего греха таить, браконьерничали задуваевцы помаленьку. Мужики тянут - потянут, думают, сом попался. А это вовсе и не сом, а топор. И сеть испорчена и ужина нету. А всё потому, что у кукуевских мужиков, говорил дед Евсей, руки не с того места растут.
А один местный гармонист про никудышних кукуевских плотников даже песню сочинил. Народную. Дай бог памяти… Примерно так.
По реке плывёт топор
Из села Кукуева.
Ну и пусть себе плывёт,
Железяка куева…

Я не очень помню. Если кто хочет слова списать, спросите у народа. Народ помнит. Песня же народная…

А то вот рассказывал, бывало, дед Евсей, как в старину в Задуваевке (с 1961 года – город Задуваевск) были отхожие промыслы. В том смысле, что крестьянский труд всегда был неблагодарным занятием. Пашешь, пашешь, сеешь, сеешь. Бац – засуха. Или, наоборот, град посевы побьёт. И подавались крестьяне на всякие подсобные заработки. Куда - куда… Туда же, куда и сейчас. В Москву. Иногда в Питер. Больше плотниками. Реже – официантами.

Когда волюнтаристы сравняли город и деревню, задуваевцы ломанули в Москву на ПМЖ. Кто каменщиком, кто плотником. Прямо как в старину. Черёмушки всякие понастроили, да в этих Черёмушках-то сами и поселились. Представьте себе, каков был бы мегаполис из нашей Задуваевки, кабы наш задуваевский народ почти весь в Черёмушки не переселился. Нет, вру. Ещё в Солнцево, Кунцево и Беляево. Ой, запамятовал. Ещё в деревню, как её… Олимпийскую. Слава богу, что переселился, и так дышать становится нечем. Нет, не подумайте чего, завод «Красная политура» давно не дымит, сдан под склады. Это коптят узкие задуваевские улицы старые дизельные легковухи. Когда они на задуваевских дорогах пару раз застрянут, то происходит осмоление двигателя. Вот и коптят.

Задуваевск, как известно, не Якутия. Там вышел в огород, золотишка, или там алмазов каких ни на есть, накопал, да в Москву, на кунцевский рынок. Раньше задуваевцы на этом рынке картошку продавали. Теперь картошка нерентабельна. Жук колорадский жрёт. Фитофтора жрёт. Солярка дорогая. Одно разорение. Взять опять же Якутию. Даже в Якутии не всё так просто стало. Почва там везде разная. В Нерюнгри, к примеру, ни золотишка, ни алмазов. Раньше каждый на приусадебном участке угольку накопает, вот и сыт – обут и нос в табаке. А нынче нерюнгринский уголёк такой же нерентабельный, как задуваевская картошка. Куда податься? Да всё туда же. В столицу. Оно, конечно, на ПМЖ там вас давно не ждут. В месяц вы на один квадратный метр заработаете, конечно, если не пить, не есть. Кредит, опять же можно взять под залог нербнгринских шести соток. А вдруг там алмазы отыщутся в будущем? Как знать.

Ну вот. Приятно сознавать, что возрождаются в Задуваевске традиционные промыслы. Прямо, как дед Евсей сказывал. Душа радуется…. А картошку вовсе не сажают. Одна морока с неё. Да и пшеницу тоже. Ну её. Традиции дороже. Да и проще.


Рецензии
Добрый день, Антоша.

В который раз с удовольствием перечитываю Ваши "Задунаевские хроники" и горюю.
Где Вы, Антоша?
И где Ваша замечательная и мудрая проза?

С уважением,

Алекс Шуваевский   18.05.2015 22:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алекс!
Приятно, что не забываете. Я жив. Заглядываю иногда. Но "чюкча больше нэ писатель, чюкча таперича читатель".
А там - как знать, глядишь, и тряхну... чем-нибудь.

Робкий Антоша   07.09.2015 10:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.