Размышления о воспитании детей 2
Хотела бы ещё раз заострить внимание на некоторых её аспектах, привести наиболее интересные отклики, мысли и, может быть, высказать уточнения либо разъяснения по возникшим вопросам и сомнениям.
Некоторые авторы напоминали мне о некой узости подхода к воспитанию детей, его однобокости, мол, делается упор на музыкальное воспитание детей, в то время как его аспектов множество.
Почему во главу ставится этот вид воспитания? Во-первых, я ближе всего к нему и в теории, и в практике. Во-вторых, жизнь в профессиональном контакте с детьми и взрослыми в течение 35 лет убедила меня в положительных свойствах влияния музыкального и певческого искусств на душу, здоровье и интеллект в подробностях.
Поразмышляем на такую, казалось бы, отдалённую тему.
В нескольких рецензиях высказывалась пессимистическая мысль о том, что у нас непорядок в воспитании детей идёт сверху. Согласна. Надо воспитать или воспитывать у правительства понятие необходимости принятия глобальных, кардинальных решений по этому поводу.
Для этого нужно: ПЕРВОЕ - представление о масштабе происшедших разрушений в этой сфере за последние 30 лет.
ВТОРОЕ - иметь представление о том, что в системе воспитания и образования детей и юношества не было ни одного лишнего звена или уровня: детский сад, самодеятельность в школе, подростковые клубы по интересам, разнообразные кружки в домах пионеров, самодеятельные кружки в Домах и Дворцах культуры. И всё это было бесплатно.
А теперь разберём, какими нужно быть людьми, чтобы это всё урезать или закрыть? Это люди недалёкого ума, которые плохо воспитаны. Они в первую очередь должны быть музыкально воспитаны. Почему?
Музыка - это то влияние, которое непосредственно и сразу проникает в основной орган восприятия – слух. Через него тонко и положительно воздействует на психику – средоточие всех человеческих чувств, развивает эмоциональную сферу, интеллект, а физиологическое воздействие на кончики пальцев при игре на инструменте (освоении) благотворно влияет на мыслительную функцию ребёнка и развивает речь.
(При игре возбуждение в нервных окончаниях фаланг достигает отделов головного мозга, отвечающих за мышление и речь; в этом ракурсе полезны лепка, конструирование…)
Дети, соприкоснувшиеся с музыкальным воспитанием, гораздо более интеллектуально развиты, чем обычные дети. Они отличаются тонкостью и культурой восприятия, гибкостью души и ума.
В дальнейшем эти базисные навыки окажут основополагающее влияние на формирование личности, её кругозора, реальных представлений и понятий о жизни, добре, гуманности, красоте, об их истоках и необходимости их сохранения и развития.
Представим себе, что вырастает из среды детей какой-нибудь чиновник, который плохо разбирается в искусстве. Его будет устраивать «плоский» уровень культуры «от печки»: два притопа, три прихлопа, - только потому, что с детства ничего другого он не знает: не прикоснулся, не обучен. Таких чиновников на практике я видела немало.
И на что могут рассчитывать следующие поколения детей?
Он, этот чиновник, в целях «экономии» средств, первым выскажет «предложение» закрыть музыкальные школы и школы искусств. Ведь не раз поднималась на них рука влиятелей от власти под видом «воссоединения» с общеобразовательными школами или угрозы переведения их на принцип самоокупаемости. Такое мог придумать только бухгалтер, озабоченный только прибылью.
ТЕПЕРЬ О ХОРОВОМ ПЕНИИ. Это самый простой, доступный, массовый и действенный путь музыкального и интеллектуального развития детей. Ещё 25–30 лет назад хоровое искусство в стране процветало: существовало огромное количество детских государственных хоровых коллективов радио, телевидения, при разного типа институтах, во дворцах культуры, в детских учреждениях, все школы пели.
Воистину прав был Д.Д. Кабалевский, когда-то высказавшись: «Запоёт школа,- запоёт народ.» Вся страна пела и детскими голосами и профессиональными, самодеятельными, народными хоровыми коллективами взрослых. Всё так чудовищно разрушено! Существовала такая общественная организация как ВХО - Всероссийское Хоровое общество, пришедшее на смену РХО – Русскому хоровому обществу, основанному в 1878 году, и столетие которого широко отмечалось в 1978 году.
Поющие в хоре дети - это организованные дети. Это здоровые дети, так как физиология пения связана с правильной организацией дыхания и развитием дыхательного аппарата. Пение помогает избавиться от речевых недостатков, развивает певческий голос, музыкальные слух, (гармонический, мелодический) и вкус, чувство ансамбля, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Учит коллективизму, патриотизму, прививает правильные певческие и поведенческие навыки. Воспринимая манеру общения руководителя (дирижёра) с хором, дети учатся дисциплине, этике поведения, благодаря репертуару учатся воспринимать окружающий мир. Всё перечисленное можно объединить под одним словом КУЛЬТУРА.
В этой связи хочется отметить рецензию Кирсанова Николая Ивановича, выразившего профессиональный и справедливый критический взгляд на сегодняшнее состояние эстрады. Я бы продолжила: многим певцам эстрады очень полезно было бы начать свою карьеру с приобретения певческих навыков в хоре.
Юлия Черезова выступает за пение forever (везде),
Галина Русина с благодарностью вспоминает о принудительных посещениях классических концертов в школьные годы.
Елена Полякова 2 с благоговением говорит о радости хорового пения в школе, о строгом посещении репетиций хора даже во время экзаменов.
Шавернёв Алексей вспоминает о времени (80-е, 90-е), когда в каждой
школе был свой ВИА., а сейчас их просто нет.
Николай Долгирёв считает поющего человека чище душой.
Лариса Лад согласна со всеми доводами статьи.
Андрей Гавриков вспоминает о том , что, мол, в 10 классе пели Макаревича, несмотря на изучаемую классику на уроках пения. Сразу хотелось бы ответить: Чтобы не пели Макаревича в 10-ом, при всём к нему уважении, нужно музыкальное воспитание начинать с 4 – 5 лет. Дети к 10 классу должны знать уже, что такое «хорошо».
Леонид Маслов считает, что поколения детей мы «потеряли» ещё в восьмидесятые во время оголтелой американской пропаганды на неокрепшие умы и психику детей и подростков. Согласна с ним.
Ностр Адамус вспоминает о замечательных классических концертах квартета «Московская балалайка», о пении в ансамбле Локтева, участники которого впоследствии стали подвижниками – организаторами своих исполнительских коллективов.
Уважаемые авторы и читатели, со всеми рецензиями можно ознакомиться под статьёй «Размышления о воспитании детей» на моей странице.
На фото: самый большой детский хор Приволжья
Свидетельство о публикации №210080800881