Цена человека
По всей земле и до небес
Из уст младенцев, славься тоже
Врагу не дай, изречь словес
Вот звёзды, небо надо мною,
Деяние Твоих перстов,
Что человек перед Тобою?
Ты посещать его готов.
Владыкой дел Своих поставил,
Всю тварь, под ноги положил
Всех полевых зверей направил
И всё, что в море предложил
Величь душа, Его в мольбе
Столь славен Бог, по всей земле
Когда-то вдохновлённый 8-ым псалмом Давида, я переложил его в этот стих. Чем уникальны для нас псалмы? Наверное тем, что в прочих Писаниях, Бог говорит к человеку, а в псалме человек взывает к Богу. Нам открывается внутренний мир человека, его мысли, надежды и мечты. Давайте ещё раз вдумчиво прочтём эти строки:
"Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? " (Пс. 8; 2-5 )
Человек пишущий псалом получает высочайшее вдохновение. Сам этот процесс доставляет минуты блаженства, как бы на находишься вне времени, с Богом. Созерцая мироздание, интуитивно угадывая в нём отголоски Небесного Царства и заражая своим видением читателя. Подобное вдохновение наверное испытал Давид. Поражённый могуществом, величием и красотой творения, вдруг его взор опускается на человека и на фоне всего увиденного восклицает: "...что есть человек, что ты помнишь его..." Земля представляется песчинкой, на фоне бесконечной Вселенной и на этой песчинке, ещё более мелкие существа, к тому же грешные и не благодарные. Какую же ценность мы представляем перед Богом? КТО МЫ ТАКИЕ?
Современный мир пытается определить цену человеку. Если разложить человеческое тело не минералы, составляющие его, он будет стоить не более двух долларов. Если использовать, как рабочую силу, цена возрастёт. За человеческие органы богатые люди могут заплатить большие деньги. Сегодня продают учёных, футболистов. Иногда за голову какого нибудь преступника предлагают определённую сумму. Киллеры устанавливают свои цены, но разве в этом цена человека? Но знаете, что самое страшное? Самое страшное, не то, когда мир оценивает нас, а когда мы сами определяем себе цену с заниженой планкой.
Помню, как то в электричке познакомился с человеком, имеющим криминальное прошлое. Он рассказал, как всё начиналось, как вначале случайно попал по малолетке, а потом понеслось. Теперь он живёт по понятиям, а тюрьма дом родной. Когда я сказал, что ты не обязан так жить, Бог может изменить тебя. Он возразил, сказав, что не может быть другим, это его суть, его крест. Помню, как во времена сухого закона, у нас в городе в вино-водочном магазине была давка из алкашей и одного мужика в очереди задавили на смерть. И вот предстанет он на суде божьем: "ты как умер?..." Есть вещи ради которых стыдно умирать, а если стыдно умирать, то ни стоит ради них и жить.
Говорят, что человеку в жизни нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Однако дом со временем разрушится, дерево погибнет, да и сын может вырасти негодяем и о том, что жил такой то человек никто не вспомнит. Но Бог помнит, может есть иная ценность нашей жизни? Мне иногда вспоминается картина моей армейской жизни, когда нас только привезли в часть. Мы увидели солдат, которые по команде строились, бегали, шагали, кто-то из наших пошутил, сейчас мы будем, как они. И действительно, нас помыли, побрили, одели и поставили в строй. Поначалу мы не узнавали друг друга, я почувствовал слияние с толпой, я стал частью безликой "серой массы". Картина наводила ужас. Только потом, за каждой серой фигуркой я стал различать личность, со своим внутренним миром, своими радостями и переживаниями. Вот только этот факт не имел ни какого значения для командиров, для них солдат - винтик в большом механизме. В случае войны, этот механизм начинает работать, падшие заменяются живыми, трупы укладываются в гробы и отправляются к родным с приложением короткой записки: "Пал смертью храбрых." Прерванная молодая жизнь не трогает, ни командование, ни правительство, в их глазах она не представляет ни какой ценности. А вот где то в глубине России, или Украины, или Казахстана, кто то заплачет, чья та мать, или жена, или дети будут лить слёзы. Мать не найдёт другого такого же сына, ребёнок отца, это невосполнимая утрата. Жизнь близкого человека, дороже любых сокровищ. Здесь мы и начинаем понимать истинную ценность человека. Цена в том, что нас кто то любит, ни за какие та наши качества или достоинства, а просто за то, что мы есть.
Если же мы умеем так любить, то какой же теплотой должно быть переполнено сердце, Того Кто Сам есть ЛЮБОВЬ. Ветхозаветный псалмопевец мог только догадываться, предчувствовать эту любовь. Да, Бог соторил человека, да положил всё под ноги его, но тяжело ли Ему это было? Нет, сострадало ли Его сердце при этом за человека? И только в Новом Завете нам открывается божья Любовь в действии, когда Его сын не просто помнит и посещает человека, на уровнне 3-го неба, а сходит на землю, умирает за нас и даже опускается в глубины преисподней. Это то, что творит любовь. Есть одна история о человеке, он был оператором железнодорожного моста. И вот однажды, кода срочно нужно было опускать мост, он узнаёт, что его маленький сын упал в какой-то технический отсек и если он нажмёт рычаг то раздавит своего сына, но если не нажмёт будет крушение поезда с тысячью жизнями. В мужчине гражданский долг, побеждает долг отцовский. Со слезами на глазах он опускает рычаг. Но у меня другой вопрос, если бы кто-то из пасажиров поезда узнал, что в эту минуту, ради того, что бы он жил, была отдана чья-та жизнь, это как-то повлияло бы на переоценку его жизненных ценностей?
А жертва Христа влияет ли на нашу жизнь. Бог имеет отцовское сердце к каждому из нас. И цена каждого в отдельности, это цена крови Иисуса Христа: "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков".(1-кор 7:23)Пишет ап Павел. То есть вы дорого достались Господу, большая цена уплачена, не продавайте себя слишком дёшево, не служите стихиям этого мира. Если же Бог так ценит нас, ценим ли мы Его, какова должна быть наша ответная реакция? И Писание вполне определённо говорит, словами Иисуса, обращаясь к Петру: "Любишь ли ты Меня?", мало ответить - да люблю. Любить, значит действовать, приносить, что-то в жертву. Если молодой человек сделал предложение девушке, это значит он отказал всем остальным. А дальше больше, нужно выйти из зоны своего комфорта, пожервовать какими-то своими привычками и амбициями, поскольку нет теперь моего "я", есть "мы". В евангелии есть сташные слова: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мф. 10,37-38) У Луки сказано более жёстко, кто не возненавидит... Эти слова приводят на всех антихристианских диспутах, мол, вот к чему призывают христиане. На самом же деле, перед нами высоко развитая норма этического мышления. Поскольку устанавливая градацию в нашей шкале ценностей, нам порой приходится выбирать не только между добром и злом, светом и тьмой. Градация существует и между различными видами добра. Человек одновременно живёт в разных плоскастях. Он сын своих родителей, отец детей, сотрудник на работе, гражданин страны, христианин. Христианин должен быть образцом во всех сферах жизни, но иногда приходится выбирать, как в случае с тем оператором моста. Если бы он тогда не нажал на рычаг, не знаю, как к этому отнёсся бы гражданский суд, но я бы не решился его осудить, поскольку он был бы движим любовью. Его можно было бы понять. А вот если работа препятствует служению, что я предпочту? Если любимый человек говорит: "Или я, или Бог!", что я выберу? Вот то, что я предпочту, то я и люблю, тому я себя и посвещаю. Вот почему Бог не предпочёл Исава, зная, что однажды он предпочтёт похлёбку первородству, сиюминутное, вечному. Было ли что-то плохого в том , что Исав хотел есть? Нет. Но когда низшие желания, становятся препятствием к исполнению вечного предназначения, открывается кто я есть на самом деле, с чем себя отождествляю. С животным началом, или с божественным. Что бы понять кто я, нужно хотя бы мысленно смоделировать конфликт двух ценностей и задать вопрос: "А как бы я поступил?"
Иериней Леонский так трактует,этот текст Писания: "Под матерью надо понимать мои семейные традиции и предания, а под отцом национальные". Например в традициях моей нации, принято быть мусульманином, или в моей семейной традиции принято быть атеистом, а я уверовал во Христа, что привело в негодование папу, маму и бабушку. Человеку нужно определиться, кто я, носитель имени, или отчества. Если мир различен, то где моя родина, где я по настоящему, чего во мне больше. А дальше идёт борьба за освобождения, от того, что ниже меня, чтобы подчинить себя тому, что выше меня. Смысл жизни появляется тогда, когда появляется то, чему я могу себя посвятить. Достоинство этого смысла измеряется, степенью достоинства той святыни, которой я себя посвятил. Чем выше идеал, тем выше цель. Вспомним математику, даже самое маленькое число возведённое в степень бесконечности, само становится бесконечным. Поэтому отождествляя себя с Сыном Бога, сами становимся Его детьми.
Если Бог так ценит, то и мы будем ценить себя и ближних? Не будем причинять Ему боль? Дурными поступками не правильным образом жизни. Второй шаг, будем ценить ближних? Всё учение Христа, Нагорная проповедь, направлена на отношения с ближним. Мы же часто можем говорить о любви к человечеству, при этом ненавидя брата. Нет особой радости у тех родителей, дети которых обижают друг друга. Будем ценить достоинство ближних, ибо это ценно в глазах Бога. Будем копить сокровище на небесах, чтобы и сердце наше там было, чтобы нам неоказаться в другом месте, только там в аду не будет милости, где плач и скрежет зубов, там все голоса сольются в один. Изберём же любовь, потому что Бог любит.
Свидетельство о публикации №210081100261