Юбилей Коломенского альманаха
Для истории полтора десятилетия — даже не время. Так — миг, мгновение. Несерьёзность, в которую, однако, порой умещаются целые
эпохи. Например та же, слава Богу, канувшая в Лету «перестройка».
А для нас? Кажется, что вот только-только выпустили первый
номер, а среди нас уже нет Константина Григорьевича Петросова, Юры Колесникова, да и все остальные ох как не помолодели… Нет среди нас и ещё одного замечательного человека. Всегда спокойного, с необыкновенно приятными, добрыми глазами, рассудительного и деликатного, житейски мудрого, — Михаила Павловича Маношкина. Ушёл от нас и порывистый, отстаивавший свою и только свою точку зрения до самого победного и безоговорочного конца Вячеслав Дёгтев, и действительно светлый человек с добрейшим сердцем и постоянной улыбкой Лёва Авдеев. Ну вот не поворачивается язык называть его официально — Львом! И дальше в этом скорбном списке — Владимир Васильевич Васильев, ведущий научный сотрудник ИМЛИ Российской Академии наук, чья статья «Художник великой чести» была опубликована в нашем альманахе в 2005 году, и именно за неё мы были награждены специальным Дипломом Союза писателей России. И я-то знаю: он был настоящим другом нашего альманаха! А Валерий Ковалёв? Да вот он, перед глазами! Со своим характерным прищуром-полуулыбкой, прирождённый рассказчик, человек совестливый, участливый, обладающий удивительным даром открывать прошлое так естественно и непринуждённо, как говорят о сегодняшнем, настоящем. Уже не позвонит, метая «громы и молнии», Михаил Абакумов.
Но приходят новые авторы, с новыми идеями, мыслями, предложениями и проектами. Смена поколений, смена караула на страже границ русской литературы.
Множество добрых слов было сказано в адрес нашего ежегодника; не только в России, но и за её пределами. Почётные награды и признание в литературном мире свидетельствуют: альманах как духовное явление состоялся.
Пятнадцать лет, пятнадцатый номер… У Федерико Феллини есть фильм «Дорога». В советском прокате он назывался «Они бродили по дорогам». В картине рассказывается о тяжёлой жизни бродячих комедиантов. Сюжет довольно грустный: циркач Дзампано, звероподобный силач, берёт себе в помощницы девочку-подростка Джельсомину. Точнее, покупает её у матери, нищей женщины-крестьянки. Обучает цирковому ремеслу, дрессирует, словно животное. Однажды Джельсомина заболевает и становится в тягость своему хозяину. Дзампано оставляет её и продолжает свой путь в одиночестве. Затем его начинают мучить угрызения совести, он воет от ярости и бессилия, но изменить уже ничего нельзя.
Почему я вспомнил этот фильм? Просто эта работа великого режиссёра переросла своё кинематографическое назначение и превратилась в притчу. В поэтическое иносказание о смысле жизни. О трагической разобщённости людей в мире. Здесь сталкиваются не просто разные социально-психологические типы, а именно разные жизненные начала. Фильм — да, жесток. Но финал его — не безнадёжен. Он даёт ощущение катарсиса, то есть духовного преображения через сочувствие и сострадание. На мой взгляд, это именно то, чего так остро не хватает нашей именно сегодняшней литературе.
Есть другой фильм «А корабль плывёт…», не менее известный (впрочем, за всеми этими многочисленными сериалами и абстрактно-фантастическими «аватарами» сегодня прочно забытый). Его сюрреалистическая атмосфера удивительно подходит к современной ситуации. Сегодня по телевизору жирные бюрократы рассуждают о «демократии», извращенцы и негодяи разглагольствуют о «свободе творчества», а корабль российской культуры продолжает курс.
«Коломенский альманах» — тот же корабль. И он идёт «по волнам памяти» уже пятнадцать лет. Идёт, несмотря ни на бури, ни на штормы, ни на самое тяжкое, что может случиться для морехода в пути — полный штиль.
Команда есть, команда опытная, в ней — и «морские волки», и юнги, набор (и отбор) которых продолжается из номера в номер. Оснастка крепкая, паруса прочные, и они надёжно «держат ветер». На флаге главной мачты — божественная Муза. Порт приписки — благословенная Коломна.
Два номера - 13 и 14 - "Коломенского альманаха" можно посмотреть здесь:
http://kolomna-biblio.narod.ru/ALM/index.htm
Свидетельство о публикации №210081501101
Остаётся пожелать авторам и издателям столь же высокого полёта и в будущем!
Здравствуйте, дорогой Виктор Семёнович, хочу напомнить Вам одно поэтическое имя: Морис Карем. Когда-то, по приглашению Михалкова поэт посетил нашу страну, вот только не знаю, побывал ли в Коломне? Дело в том, что в настоящее время сложилась драматическая ситуация вокруг его творческого наследия. Поскольку наибольшей известностью М. Карем пользовался и пользуется именно в России, то мои бельгийские друзья хотели бы обратиться за поддержкой своих усилий по сохранению и пресечению попыток искажения наследия поэта - к литературной общественности России. B частности, готовятся статьи по этой теме (я переведу). От себя добавлю: это воистину "история, леденящая кровь" ) и конечно, я полностью разделяю позицию заступившихся за поэта. Как Вы считаете, будет ли эта тема интересна в нашей стране?
Подробности с удовольствием сообщу.
С уважением
Татьяна
Татьяна Денисова 2 18.09.2012 21:36 Заявить о нарушении
Сергей Калабухин 19.09.2012 09:21 Заявить о нарушении
Оно уже есть в интернете, а моё дело маленькое: выполнить просьбу друзей, если надо, сделать перевод )
Татьяна Денисова 2 19.09.2012 22:03 Заявить о нарушении
Сергей Калабухин 20.09.2012 09:04 Заявить о нарушении
Татьяна Денисова 2 20.09.2012 15:46 Заявить о нарушении
Виктор Мельников 2 20.09.2012 19:53 Заявить о нарушении
Советский шлягер "Хромой король" всем наверняка известен - на стихи Мориса Карема! Кстати, он прозвучал на одном из собраний (где присутствовала и я) по защите наследия поэта. Конечно, это не лучшее его стихотворение ))
Всё же, несмотря на занятость, прислушаюсь к предложению Сергея и, вероятно, напишу маленький репортаж об этом собрании.
Здесь же коротко скажу: возник конфликт между группой энтузиастов, впрочем, представленной весьма солидно: журналист, преподаватель университета, граф дю Монсо - известный меценат и личный друг поэта и др. - и официальным Фондом Мориса Карема; в результате журналистского расследования открылись вопиющие факты искажения (возможно, и уничтожения) документов, факты публикаций, искажающих биографию поэта и его творческое наследие. Обнаружить всё это изначально помогла случайность, но главное - неравнодушный взгляд. Нынешний президент Фонда, некая мадмуазель Бюрни (ей за 70) содержит бригаду адвокатов, с их помощью добивается запрещения и изъятия книг, авторы которых стремятся восстановить правду о поэте, и настолько запугала народ угрозой судебных преследований, что многие, предоставляя защитникам памяти поэта письма и фотографии, просят сохранить свои имена в тайне! Дело дошло до осквернения могилы поэта - исчезновения с памятника таблички с именем его супруги, потребовалось доказывать факт её захоронения вместе с поэтом. В этой истории неблаговидную роль сыграли и некоторые политики. Расследование продолжается, найдены и частично опубликованы доказательства злоупотреблений.
Мои друзья хотели бы, чтобы эта история получила международный резонанс - и прежде всего в России, в силу наибольшей известности поэта именно в нашей стране.
Вот вкратце история, замешанная на безумной женской ревности и посмертной мести - а также и алчности, поскольку названная Бюрни извлекает немалый доход из своих публикаций: по словам журналиста, автора расследования "ни один поэт не публиковал столько нового после своей смерти".
В более широком плане эта история, как мне кажется, свидетельствует о том, насколько хрупка и ненадёжна слава, как легко становится даже известный поэт жертвой недобросовестных манипуляций.
С уважением
Татьяна Денисова 2 21.09.2012 17:23 Заявить о нарушении