Федотов. Анкор, еще анкор!
Генерал, пользуясь безвыходностью художника, выторговал «Сватовство майора» за полцены, и от этой сделки у Федотова появилось уже ощущение полной беспросветности. Написал в своей тетрадке:
Всё план за планом в голове…
Но жребий рушит эти планы…
О, не одна нам жизнь, а две
И суждены, и даны.
А тут еще знакомый по корпусу рассказал, что всю зиму промаялся в деревенской глуши. В избах –– по двое, трое. Графин водки, постепенно осушаемый за день, вечерние сборища поочередно друг у друга или у полкового командира –– с картами, ромом, от которого наутро нестерпимо болит голова. Пустая болтовня, пересказывание былей и небылиц, пьяные забавы, стычки, –– монотонность повторяемых будней делается постепенно кошмаром, гибнет человеческая душа, обреченная на ничто.
Под впечатлением этого рассказа Федотов взялся за картину «Анкор, еще анкор!» Представил зрителю два мира одновременно. В одном –– огонек из соседнего дома, торжественный покой зимней ночи, в другом –– зловещая прокуренная каморка с пьяным офицером, гоняющим несчастного пса, и безысходность скуки. Горящие краски превратили каморку в преисподнюю, где в тоске мается человек, не менее несчастный, чем загнанная собака.
Такой силы социального обличения, такой остроты критической мысли Федотов никогда еще не достигал! Глубочайшая тоска и бесполезность жизни способны довести человека до сумасшествия.
«А я похож на этого бедного пуделя, –– думал художник. –– “Анкор, еще анкор!” –– говорит мне судьба, и я покорно принимаюсь перепрыгивать через очередное препятствие. Как я устал!»
Замах был слишком велик. Федотов далеко обогнал своих современников, шагнув в искусство сразу ХХ века. Он совершил слишком много для человека, у которого только одна голова, одна пара рук и одна жизнь. Кроме того, Федотов был явлением… неожиданным и единым. Когда он… «стал угрожать», на него восстали, и он был раздавлен.
18 ноября 1852 года денщик Федотова Коршунов проводил Павла Андреевича до самой могилы на Смоленском кладбище, безутешно рыдал, а затем сгинул неизвестно куда.
Свидетельство о публикации №210081600101
Зачитываюсь Вашим циклом о художниках и об их картинах!!
Замечательно!
С уважением, Иван.
Иван Пеший 04.02.2015 23:06 Заявить о нарушении
Меня немного смутило вот эта часть текста:
"Во всей мировой живописи нет другой картины, в которой были бы показаны глубочайшая тоска и бесполезность жизни, способные довести человека до сумасшествия".
Так, - впрямую, - выносить сравнительные оценки... Нужно ли? Корректно ли это?
При всем уважении к Федотову, мировая живопись богата и другими гениальными художниками... А так получается, - если понимать буквально данную фразу, - что сначала идет Федотов, а уж после все остальные...
Не серчайте на мою дотошность, пожалуйста)
С уважением, Иван.
Иван Пеший 04.02.2015 23:13 Заявить о нарушении
Нина Бойко 04.02.2015 23:24 Заявить о нарушении
Обязательно кто-то скажет: "Ну... Федотов... А как же Рембрандт?.. А как же (ряд достойнейших можно продолжать очень долго)
И у каждого будет своя правда. И каждый захочет высказаться. Хорошо, если корректно. А то затронут и Вас, и Федотова. Найдутся и такие. Я, почему-то, просто уверен в этом...
Иван Пеший 04.02.2015 23:29 Заявить о нарушении
Нина Бойко 04.02.2015 23:33 Заявить о нарушении
Нина Бойко 04.02.2015 23:34 Заявить о нарушении
Нина Бойко 04.02.2015 23:39 Заявить о нарушении