Жуть балахтонская

ЖУТЬ БАЛАХТОНСКАЯ
(мистика)

       Деревня моего детства Марьинка, в шестидесятые годы, была маленьким сибирским чудом. Жили в ней, на двух зелёных улочках, раскинувшихся по обе стороны небольшого пруда, люди наиинтереснейшие, и при том разных национальностей: русские, белорусы, украинцы, поляки, немцы, евреи, чуваши. Народ в основном приезжий с западных областей России или ссыльный.
       Помнится в 1963 году, когда мне исполнилось 15 лет, приехал я в деревню с моими родителями, братьями помладше и с сестрой на время летнего сенокоса. Лето в тот год стояло жаркое и в меру дождливое. Травы вымахали высоченные!.. – Коси да коси!..
Я, и мой средний брат Коля, возили копны в стог метать. Потом я и косил и метал сено вместе с мужиками. Лошадь, на которой возили копны, досталась нам не самая лучшая – вечно пузатая кобыла Граната с малым жеребёнком по имени Пистолет. И хотя мой дед Роман Корнеевич Коленчук, числился при колхозной конюшне старшим конюхом. Однако всех лучших коней разобрали односельчане.
Громобоя взяли Паули, Гаубицу Освальды, Пулемёта Порушники, Катюшу Изоровские, Тачанку Боговичи, Нагана Бочарики, Пулю взял Шульга, а младший брат Романа Корнеевича, дед Ефим, взял себе лучшего на конюшне вороного жеребца Орлика.
Намаялись мы за день с нашей кобылой Гранатой и её жеребёнком, спасу нет! Но вот день кончился.
       Собрались мы, после покоса, всей семьёй в светёлке под иконами. Поужинали, тем что баба Павлина – жена деда Романа, из русской печи ухватом в чугунках достала. Полакомились свежими сотами и парным молоком с хлебом прямо из печи вынутым. А уж вкуснейшего медового кваса в кадушке столько, что хоть запейся!
Поужинав сели играть в карты.
       Смотрим – подъезжает к калитке нашего дома на вороном Орлике дед Ефим, молодцеватый такой, бравый. Вороной жеребец под ним так и танцует!..
Соскочил дед Ефим с коня. Привязал к палисаду. Зашёл в избу. Поздоровался со всеми. Поблагодарил за предложенное угощение. И вежливо отказавшись, повёл с дедом Романом и с моим отцом Евгением Степановичем Болговым речь о страдной поре. И о скором закрытии колхозного отделения. Из их разговора я понял, что конец приходит нашей Марьинке Из-за объявленного Хрущёвым укрупнения и сближения села с городом. Все мелкие хозяйства должны были переехать в одно большое село Балахтон, что находится в шести километрах от Марьинки и лежащей рядом, ещё меньшей деревушки, Поперечки. В одночасье все мелкие деревни вокруг неперспективными стали.Предлагается Марьинский участок Козульского леспромхоза , из-за промышленной вырубки почти всех лесных угодий, ликвидировать и всем жителям добровольно-принудительно  перевестись в Балахтонский совхоз, где заняться непривычным для лесорубов, полеводством.
      В довершении разговора, дед Ефим, загадочно посмотрел в окно, за которым в небе вспыхивали вечерние зарницы.
       -Вот ещё что интересное.
Пришёл я сегодня по утру в конюшню у Романа Орлика просить. Поворчал Роман, что самому одна кобыла Граната достаётся, но выдал.
       Дед роман, сидевший в углу под образами, крякну и согласно кивнул головой.
-Да Ефим, как же - тебе откажешь!..
-------Так вот - продолжил Ефим - Выезжаю я на Орлике за ворота, и только направил его к Талатке, воды из ручья попить, гляжу – мужчина из леса вышел, свиду вроде как городской, не здешний. Встал как вкопанный и смотрит на меня.
Осадил я коня - Тпру! – говорю Орлику. Рассматриваю незнакомца. И вроде как знакомое лицо вижу.
       -Откуда, спрашиваю, друже, путь держишь? – кто такой, чьих, сам будешь?
А тот, будто опешил, не знает что сказать, точно язык у него к гортани присох.
       -Не местный что ли?..
Тот мужчина вроде как головой покачал – нет.
И дёру вверху по сопочке... Только я его и видел.
       – Ну нет, так нет, а то мне, друже, показалось – уж не Евгения ли родственник пожаловал, может к брату моему Роману приехал? – извини, коли ошибся!..
Дёрнул я за уздечку – направил коня в сторону конюшенного двора.
Рассказал на конюшне о незнакомце. - Уж не из Болговых ли будет?..
       -Почему же из Болговых? – позёвывая, спросил мой отец Евгений.
       -Да на твоего Витьку похож сильно, только возраста более солидного.
И от Надежды что-то есть и от тебя Евгений.

Вот тебе сколько лет, Витя? - Спросил у меня Ефим Корнеевич.
-Пятнадцать в феврале исполнилось. А что, дед Ефим?..
-Тебе видишь 15, а тому незнакомцу примерно 45. Разница  большая.
Ясное дело, что не ты. - Но, уж больно похожь.

       Я удивлённо присвистнул: – На меня похож?! - вот это да!!! – Можно я сбегаю, посмотрю? – он наверно ещё там стоит!..
       -И мы с тобой, и мы с тобой!.. – запросились оба моих младших брата; Коля и Толя. Сестра Валюха туда же – и я посмотрю!..
       -Ни куда вы не пойдёте, сидите дома! – ишь чего вздумали – прикрикнула наша мама Надежда Романовна.
       Дед Роман же, озадаченно почесав затылок, только и сказал:
-Хотелось мне посмотреть, на того, кто к нам в деревню пожаловал.
Вышел я за ворота, а там уж никого нет.
Успел заметить только, что кто-то, как сказал Ефим, вверх по сопке быстро карабкается. Да разве за деревьями разглядишь.
Наверно кто-нибудь из городских приезжих, что в Балахтоне у родственников гостит, случайно забрёл. Увидел, что не туда попал и ушёл.
       -А ты Ефим, должно быть на солнце перегрелся – добавила, молчавшая до селя баба Павлина – надо же что придумал – на Витьку похож!.. Иди домой, проспись – завтра рано на покос!
Так дед Ефим, ни слова больше не сказав, и вышел из избы брата своего старшего Романа.

***
       Прошло с тез пор более тридцати лет. За это время я успел окончить ГПТУ, отслужить два года в армии, жениться, стать отцом и развестись. От нечего делать познакомился с ребятами из научно-познавательного общества «ВАГО», что любят за звёздами в телескопы смотреть и упавшие с неба небесные камни «метеориты» в полях и лесах искать. А ещё я стал интересоваться разной литературой фантастического и мистического содержания.
 
       И вот как-то купил я книгу бывшего красноярского писателя Андрея Буровского. (Ныне он живёт в другом городе, где-то на западе страны). Книга называется «Сибирская жуть-3». Значит, были в продаже, до этой книги о жути, другие две. Но досталась мне только одна. Книга прямо скажу жутко интересная. Пересказывать её, я, конечно же, не собираюсь, но одно отмечу – в эпилоге книги, в самом его конце, А. Буровский пишет: «Эта книга уже была в наборе, когда мне поступили интересные и довольно жуткие сведения о том, что происходит в посёлке с красивым именем Балахтон. Для того чтобы понять, с чем мы столкнулись в этом селе, мне ещё предстоит поехать туда и основательно поработать».
       «Балахтон! – действительно красивое сибирское имя, соответствует по красоте местности, где этот посёлок стоит, кажется с конца 18 века. Немного западнее от Балахтона несёт свои тёплые, медленные воды широкая река Чулым. Вокруг села раскинулись обширные сельскохозяйственные угодья: черноземные пашни, поля, густо заросшие медоносными сибирскими травами, покосы, берёзовые и черёмуховые рощи. Ныне поросшие густым разнотравьем поля, когда-то, были перепаханы и засеяны рожью, овсом, а то и пшеницей. Богатые получали урожаи. Но, в связи с всякими улучшениями, хозрасчётными соображениями, укрупнением хозяйств, перестройкой и прочее, и прочее... многие мелкие селения были признаны неперспективными и прекратили своё существование. Покачнулась, распалась деревенская жизнь. Лишь погребные ямы от сотен пропавших деревенек остались, да заросшие мелколесьем деревенские погосты.
       В шести километрах от Балахтона, у подножия Солгонского горного кряжа, стояла и наша деревня по названию Марьинка. Красивая была деревня, зелёная, в две улицы, а между улиц речка Рябиновка и пруд полный водоплавающей птицы: гуси, утки… ребятня деревенская, голопузая, возле берега купается… и над всем этим в божьей лазури дикие кулики вьются, круги над водой нарезают.. А рядом – ласточки касатки на электрических проводах сидят – гимны деревне распевают.
      Вспомнилась мне Марьинка, и так сильно захотелось в те места съездить – хоть на своих двоих туда беги! Даже во снах часто сниться стало, как я туда из города пешком иду. И что ж вы думаете, точно кто услышал это моё желание, и подсказал что делать. А именно, как раз, в июне месяце, когда я, отработав на своей фирме год, пошёл в отпуск, - члены местного астрономического-геологического общества «ВАГО» засобирались в Казульский район на поиски крупного метеорита.
       Метеорит этот, якобы упал с неба, в начале восьмидесятых годов, в районе Балахтона. Взяли "ваговцы" и меня с собой. Только заставили членские взносы вперёд на 3 месяца уплатить.

       Прибыли мы в большое село Балахтон, улиц десять, наверное, будет. На центральной площади, как положено, стоит сельсовет, чуть в стороне бревенчатый клуб, бывший когда-то вплоть до тридцатых годов православной церковью. Крайнее права улица Советской называет. Так вот там спустя несколько лет, после описываемого мною здесь события, поселился в купленный мною дом, мой двоюродный брат Саня, родившийся и живший в деревне Марьинка, с женой своей Ниной. Но это будет позднее.

       Мало что изменилось в Балахтоне за последние годы, точно всеобщая капитализация и не коснулась его.
Правда, на некоторых домах я заметил телевизионные антенны в виде тарелок – наше Железногорское «НПО ПМ – РАЗВИТИЕ» такие тарелки выпускает. Машины, иномарки подержанные, во дворах сельчан стоят. Частные трактора. Но облик села мало изменился.
       Набивших глаза, однотипных кирпичных коттеджей не видно.
Повсюду стоят добротные бревенчатые или из бруса и досок избы.
       Гостиницы разумеется в селе тоже не оказалось. Пришлось проситься на постой у местных жителей.
       Вот тогда бы мне и надо было спросить у кого-нибудь из старожилов –
что за жуть в селе водится, о какой А.Буровский в своей книге намекнул?
Но, каюсь, не спросил. Просто вылетело из головы.

       Рано утром собралась наша экспедиционная группа вокруг старшего, единственного среди нас, научного сотрудника Сергея Ананьевича Чеботельникова. Рассказал он нам, что успел выяснить у местного населения, в какой стороне был ночью слышен грохот, падения чего-то неизвестного.
Жители думали, это самолёт упал.
Молодёжь даже с клуба высыпала на улицу, про танцы забыв.
Но вблизи деревни, как не искали позже, ничего не нашли.
Охотники, правда, говорили, что видели в тайге целую полосу сожжённых деревьев, точно след какой. Но до конца эту гарь не исследовали – далеко в Солгонский кряж уходит.
      Наметили мы тогда план поисков, разделились на две группы и отправились «прочёсывать» местную тайгу. Идём перелесками, цветущим «Марьиными кореньями» любуемся, пересвисты иволг слушаем. На ходу дозревающие ягоды жимолости срываем да на вкус пробуем – горчит ягода. Много жимолости в здешней тайге растёт, - местные крестьяне её называю «синикой».
       Ушли от Балахтона далеко за бывшую Марьинку, километров 15 не меньше.
Горы там не такие пологие, как сопочки у бывшей Марьинки, сопки выросли метров на триста в вышину.
       Разбрелись по тайге, перекликаемся – чтобы друг от друга не отбиться. Тайга чистая, валежника почти нет. Кедры высоченные стоят, пихты темнеют. Вышли на гарь – и сразу идти стало невозможно. Обгорелые стволы друг на друга навалены, точно огненный ураган или смерч полосой прошёл.
       Свернули в сторону, туда, где поваленных деревьев нет, идти легче. Но и тайги нет. Сплошные вырубки. Ударно когда-то поработал Козульский леспромхоз. Вот и склоны горные, поросшие лесом пошли – значит, ещё километров 5-6 по тайге протопали, раз к Солгонскому кряжу вышли.
Где-то тут неподалеку, у самого подножия кряжа, вроде бы что-то таинственное происходило.
Походили-побродили. Ничего особенного не заметили.
Решили идти назад в Балахтон. Разбили палаточный лагерь, перед отправкой.
Развели костёр.
До того как в тайге окончательно стемнеет оставалось еще часа 4.
Решил я прогуляться до скалистой вершины сопки, такие скалы-останцы "Гольцами" у нас  называются.

       Вышел я к каменным «останцам» - скалам, выходящим из глубины земли на вершине лысоватой горы. Солнце печёт!..
       Поглядел вниз – мать честная! – так вот же Марьинку внизу видать!.. Петухи из деревни голоса мне подают!.. – Значит, не пропала деревня! – обрадовался я – живут люди!.. и, забыв с кем я, и зачем здесь нахожусь, стал спускаться с этой скалистой и лысоватой горы.
Вот уже и крыша конного двора заблестела в лучах солнца за деревьями. Слышно, как кони у коновязи фыркают, да похрапывают.
-Такого Не может быть в принципе! От слова "совсем!" во первых Марьинки давно нет. Во вторых до того месте, где стояла Марьинка километров 15 с гаком.
Но вот же, в подтверждении того, что внизу находится жилая деревня, до слуха донёсся гогот гусей с деревенского пруду.
А говорили, что опилочную плотину размыло и пруда там уже нет.
В добавок -
Конским навозом со стороны конюшни пахнуло.
       Может это другая деревня, неотмеченная почему-то на карте, в долине похожего на Талатку ручья раскинулась?
       Надо спуститься к деревне, рассмотреть, пораспрошать у местных жителей.
Спускаюсь.
Осталось только ручей Талатку, что в речку Рябиновку тли Балахтонку  впадает, вброд перейти, стоячих в воде щурят попугать.
Журчит ручей, переливается на быстрине по камушкам.
Зачерпнул я ладонью воды из Талатки, или из другого какого, неизвестного мне ручья, попил – хороша водица, точно такая же, как в далёкие шестидесятые годы!..
Распрямился, смотрю – подъезжает ко мне рысцой на вороном жеребце, мужик деревенский. – Осадил коня - Тпру!
       -Откуда, друже, путь держишь? – спрашивает, кто такой, чьих, сам будешь?
       Пригляделся я – да это ж дед Ефим, младший брат моего деда Романа Корнеевича Коленчука.
       -Как же так? – думаю – дед Ефим, давно уж в земле лежит!..
Его же в Красноярске, на улице Лесопильщиков, куда он перебрался с семьёй, грузовик насмерть сбил!..
       Опешил я, не знаю что сказать, язык точно к гортани присох.
-Не местный что ли? – напряжённо вглядываясь в моё лицо, задумчиво проговорил дед Ефим, и тронул дёрнувшегося коня:
       -Тпру – не балуй у меня!.. – А мне, друже, показалось – уж не Евгения ли родственник пожаловал, может к брату моему Роману приехал? – извини, коли ошибся!.. – и дед Ефим,  потянув уздечку, – направил коня в сторону конюшенного двора. И услышал я голос Ефима уже за серым дощатым забором конюшни:
       –Эй, Роман! – тут к тебе кто-то из города приехал, за конюшней, возле ручья стоит, да молчит, не называется кто – может глухонемой!..
       -Да нет, Ефим! – мои сейчас все дома сидят, наверно в карты за столом режутся. Там и Евгений, и Надежда моя, и Витька – старшой их сын, и другие. Завтра им рано утром вставать – на покос собираемся.
       -Мы тоже…
       -Всех коней по дворам раздал, себе одну кобылу Гранату с жеребёнком оставил. Придётся внуку на ней копны повозить.-
Сказал с деловым видом дед Росан.
-Так говоришь, кто-то там стоит, и меня что ли дожидается?
-Кто его знает, может и тебя – молчит всё.
А на вид так городской.
-Это ты Ефим обознался, наверное, мои все дома, но пойду, всё ж гляну! – услышал я приближающийся голос, ныне покойного, родного деда Романа – и попятился в кусты.

       Как я очутился, опять на лысой каменистой горе не запомнил.
Вихрем залетел по осыпающейся круче на самый верх. Запыхался.
От непонятной жути пот холодный пробил.
Оглянулся с испугом назад, посмотреть – не гонится ли кто?! – Тишина!..
и никакой деревни внизу не видно.
Точно наваждение какое на меня внизу нашло, а здесь на вершине горы оставило в покое.
       Слышу – кличут меня издали, беспокоятся значит, что из виду потеряли. Перекрестился я! 
Мысленно, поблагодарил Господа, что увёл меня из видения прошлого, к реальной жизни, - развернулся в сторону таких знакомых и желанных мне криков, и пошёл навстречу живым, настоящим людям, называющих себя метеоритчиками.
       Сознаюсь – я до сих пор не знаю, какие таинственные события происходили, и может быть, до сих пор происходят в селе Балахтоне.
И настолько ли точны мои воспоминания, более тридцатилетней давности, о том незнакомце, что был похож обличьем на тогдашнего меня.
А было мне в ту пору лишь 15 лет!.. Не есть ли, и то давнее событие, одной из составляющих местной «жути»? Не знаю, не знаю.
Но в нескольких километрах от села, под склоном лысой горы, я лично на себе испытал настоящий жуткий страх.
В ноздрях всё ещё стоял натуральный запах конского навоза.


Рецензии
Мужик ты(извините), Болгов- Железногорский должно быть Марьинский и врёшь красиво, только Марьинка на горе стояла и чтоб к ней "спуститься" надо было в гору лезть. Ручей Рябиновый в Талатку впадает, а она в Балахтонку. "Лысая " гора до сих пор лесом поросшая, а которая лысая так та с другой стороны деревни, забыл что ли Витёк? Для справки: деревня Марьино(Марьинка) была образована Столыпинскими переселенцами. Под горой, у Талатки, стояла пасека Марьина Афанасия Васильевича, который жил в Балахтоне, держал магазин. Марьинские горы были его земельные наделы. Его дочь, Марьина Татьяна Афанасьевна была первой женой моего деда, Аристова Афанасия Васильевича. До Солгона от Марьинки рукой подать, 50 вёрст окольными путями, 30 прямиком. Метеорит в тайге может и падал, находил я в тайге прогал с полкилометра и шириной метров сто заваленных в одну сторону деревьев. Меня на прогал компас вывел, он в одну сторону показывал. Когда я с него уходил компас в обратную сторону показывал. Но так как я с этим явлением знаком, то ушёл по солнцу. У двух гор в "Долине Блуда" такая же ерунда. Двое суток по кругу ходили. Про явление ничего не скажу, потому как сам ходил по времени, будет время напишу.

Юрий Аристов   19.02.2014 16:06     Заявить о нарушении
Марьинки давно нет. Бывал в Марьинке в детстве у своего деда Романа Коленчука на покосе.Заезжали в Марьнку с "клубной" улицы. Никакие горы там не стоят, ехали среди полей и берёзовых рощ. Возможно со стороны Балахтона в Марьинку идёт дорога через гору. Я по ней не хаживал, поэтому не могу знать.
А насчёт красивого вранья, то я и не претендовал в своём мистическом рассказе на документальность.Спасибо за комментарий, узнал о "Долине Блуда" возможно использую это название в тексте рассказа.

Виктор Болгов -Железногорский   01.06.2014 19:28   Заявить о нарушении
В августе 14 года ездили с моим сыном, на его иномарке, в Балахтон по новому шоссе. Там на улице Советская в частном доме живёт мой двоюродный брат Александр Коленчуков. Дорога отличная - хоть боком катись. Побывали на Марьинском кладбище. Заехали со стороны шоссе. преодолев небольшой , хотя и несколько крутой подъём. Видимо это и есть старая, ныне заброшенная грунтовая дорога в сторону Марьинки и Балахтона. Шла она тога от Козульки, через Малфино, С небольшим подъёмом и спуском, видимо этот небольшой подъём был последним в сторону Марьинского кладбище - везде раскинулись широкие поля травостоя. Ни каких колосящихся, как раньше, зерновых сельскохозяйственных культур не видел. Всё заброшенно! Среди полей видно несколько столбом бывшей электропередачи. Когда-то в Марьинку при мне, кажется в 1966 году провели электричество. Помню провода с сидящими на них ласточками касатками. Ласточки гнездились в застрехах крыш деревенских изб. До этого в клубе, когда приезжала кинопередвижка, работал дизельная передвижная эл,станция. Вдали за деревенским мало ухоженным , почти заброшенном кладбищем виднелись поросшие лесом невысокие сопки, возле них и находилась деревня Марьинка, расположившая две своих улицы по разные стороны пруда, через пруд вела насыпная из опилок и грунта дамба. Ныне её не. Наверно размыло дождями. Значит нет и пруда. Всё вокруг поросло лесом.
Через речку Балахтонку раньше был перекинут деревянный мост, ныне и его нет.
Через тот бывший мост марьинские ребятишки пешком из Марьинки ходили в Балахтонскую среднюю школу. В Марьинке была лишь начальная школа, были там ещё клуб и магазин. Магазин рядом с дамбой и небольшой лесопилкой. Клуб на улице, рядом с Лесопилкой между усадьбами Филончиков и Шульга Анатолия, кажется, если мне не изменяет память. Над прудом летом постоянно кружили кулики, а сам пруд белел плавающему по нему домашними гусями и утками.
Вообще в Балахтоне народ ещё живёт, и улиц достаточно много. Но работы почти нет. Молод1ёжь уехала на заработки в край, в основном в селе остались пенсионеры да детишки. Не смотря на богатые травяные угодья, коров мало кто держит. Лично я за 2 дня пребывания в Балахтоне, заметил лишь одну. А сколько раньше держали разного скота; и коров, и коней, и овец!.. и Пасеки с ульями для пчёл, чуть ни в каждом дворе или в стороне в больших огородах стояли, свиньи чуть ли не в каждой луже хрюкали, а ныне крики петухов и те точно голос потеряли или в селе люди так обленились, что мало даже кур держат. Брат звонил мне по сотовому в Железногорск, приглашал на сбор грибов - белые пошли. Но этим летом я к нему так больше и не выбрался.

Виктор Болгов -Железногорский   10.09.2014 12:34   Заявить о нарушении
Мистика есть мистика. Такой уж жанр. Но учтя ваше замечание, я доработал рассказ так, чтобы даже те, кто бывал и жил в тех местах, поняли, что к чему.
С уважением В.Б.

Виктор Болгов -Железногорский   30.11.2023 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.