В Хельсинки за интуристом 197..

 Рейсы Таллин - Хельсинки.

     Начиная с 197..года  пассажирские лайнеры  ММП начали привлекать к перевозкам на туристической линии Таллин -

Хельсинки. Всё из-за того что Эстонский лайнер  "Георг Отс" одряхлел и не в силах был обеспечивать зимние перевозки

на  этой линиии. В эту зимнюю навигацию был направлен из Мурманска  в Таллинский порт лайнер "Мария Ермолова",вместимостью на 250 спальных пассажирских мест.
Хорошо , пришли в пассажирский порт древнего  Таллина. Конечно нам северянам интересно было

побывать в этих примечательных  местах - все таки разнообразнее , чем развозить вояк по точкам сурового Кольского

побережья. Наш лайнер "Мария Ермолова" был ледового класса и  способен долбить довольно тонкие по сравнению с Арктическими ледовые поля Финского залива.


    Обслугу из Мурманских бортпроводниц  почему то заменили местными эстонскими  финскоговорящими  девами.
 В общем, наш экипаж сильно обновился. Даже директором ресторана стал Эстонский генерал  КГБ - видимо хлебная

должность была. Ну директор как директор не в форме ,но распоряжался всеми инвалютными операциями линии.Надо

моряку  купить подешевке  какой-нибудь инвалютный ширпотреб - обращайся к директору с нижайшей просьбой ,только он

дает добро на это.
  В пику ему проводницы осуществляли наблюдение за зоной расположения  кают интуристов. Команде никаких контактов с

иностранцами . При появлении, даже по делу, в зоне интуриста  сразу вызов на объяснение  к генералу - объясняй связь  с
иностранцами.


     Обычное дело досмотры многочисленных  помещений и закоулков  судна перед отходом в Хельсинки и приходе оттуда в

Таллин. Экипаж занимался этим и отчитывался перед пограничниками забывая о своих непоредственных обязанностях.
   Интурист тоже был разный. Приходим в Таллинский порт  ,проверяем шахты аварийных выходов , а они завалены пропагандийской литературой - в основном религиозной. Пограничники в мыле -  не успевают уничтожать эту макулатуру.  Да ещё напасть - таможенные досмотры доставали нас по полной. Два раза в сутки трясли экипаж и проверяли наличие контрабанды - на отходе  в Хельсинки утром и по приходу в Таллин вечером.
  Похоже на анекдот ,но находили завалявшийся рубль в одежде и сразу дело - конрабанда , списание с судна в кадры ,в Мурманск.
   
    Другая напасть  увольнения экипажа на берег   по приходу в Хельсинки . Помполит озабочен  как бы не прозевать контрабанду со стророны проводниц.  Мурманских моряков  прикрепляли к этим ушлым эстонкам с одной целью следить,
что они там в магазинах будут закупать и на какие деньги.   Они общались  на непонятном языке и нам были до лампочки их  истинные действия - у нас свои интересы.  Но сопровождать их мы  были вынуждены , ведь эстонки были озабочены как истратить с выгодой валютные чаевые - а у нас не было ни гроша.

     Иногда выгорало морякам выгодно продать бутылку - другую водки финнам, как - никак 50 марок прибыли за бутылку.
Кое - кто  собирал брошенные велосипеды ,телевизоры по помойкам и другую  технику, радуясь находкам- их можно было сбыть в Таллине по приходу. В помещениях для пассажиров бало наставлено  всяких игровых автоматов. Для экипажа развлечение - бросаешь 50 копеек монету
ему в пасть, а на выходе бывало получить можно было,если повезёт несколько крон инвалюты.
    Хельсинки замечательный город - похож на  Петербург своими домами и улицами - ведь когда то был частью  России. Запомнились  рыбные рынки
заваленные свежей сёмгой .
   
       По расписанию переход  Таллин - Хельсинки  расчитан на 4 часа. Но это по чистой воде . В суровые зимние месяцы Финский залив сковывал приличный лёд. Приходилось штурмовать  эти сплошные ледяные поля и при этом  опаздывали на несколько часов . Туристы нервничали - ведь у многих по приходу в Таллин поездка в Москву.  Там билеты в Большой театр пропадали и другие мероприятия. В общем скандалы из-за ледовой обстановки. Напрягались  судовые дизеля -от тепловых перегрузок на манёврах во льдах трескались молибденовые  поршневые головки ,но расписание не обеспечивалось. Мощные громадные  пассажиркие паромы обставляли нас
 во льдах как стоячих. Мы же пристраивались им в кильватер чтобы пробираться по битому льду.


     Многие интуристы брали билеты на наши рейсы не имея никаких документов  с одной лишь целью отдохнуть в   рейсе  ,а в основном вдоволь
попить дешевой  замечательной русской водочки . Так они и катались на лайнере не выходя на берег в Таллине , даже не посещая рестораны, расположившись на широких трапах с бутылкой в обнимку. Все цветы в корридорах  были съедены в виде закуски.
 Винная торговля процветала - везде  продавали водку прямо из ящиков. Бывали по субботам даже бесплатные банкеты для портового Финского представительства.
     После швартовки в Хельсинки некоторых туристов выносили на носилках ,они с песнями прощались с гостеприимным экипажем, пряча запазухой
запас спиртного.
  Такое вот бывало мореплаванье.


Рецензии
С интересом прочитал Ваши воспоминания. Интересное было время. В Хельсинки мне подарили две микросхемы финны, не помню по какому случаю. У меня они валялись на столе, пока у одной не обломал усики. Заходил Питер Кангро (наверное тот генерал), наверное за зарплатой, увидел, выпросил. Потом рассказал, что это микросхемы для любого цветного телевизора, перепаиваешь и финские программы в Таллинне уже в цвете.Мне-то они без надобности были. Зимой, помню, все время в тяжёлом льду застревали, в Хельсинки через Порккалу ходили, там среди шхер канал во льду прокладывали и поддерживали. Переход вместо 4 часов по расписанию, иногда больше суток получался. Один раз 27 часов продолжался, упившихся финнов всех почти выносили, все судно заблевали. Дырку в бульбе получили во льдах, на перестое бетоном заливали почти весь бульб. Потом на ремонте в Рауме мелкими взрывчиками выколупывали тот бетон. Это было в зиму с 77 на 78.
С уважением,

Пичугин Александр   22.12.2022 11:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.