Хазарская история

"Нет, мы не скифы, мы древнее,
Мы вкраплены меж многих рас,
Вы знаете, что мы евреи,
Но что вы знаете о нас?..."

 Хаим Соколин
 
 Русский ученый-тюрколог В.Григорьев писал в девятнадцатом веке: "Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский; окруженный народами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в нее отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала она на мрачном горизонте Европы..." То же самое отмечал в двадцатом веке и русский академик Ю. Готье: "Историческая роль хазар не столько завоевательная, сколько объединяющая и умиротворяющая. Это обстоятельство выдвигает их из множества народов азиатского происхождения, последовательно сменявших друг друга на пространстве между Волгой, Доном и Кавказом..."

О хазарах  написано много, а известно мало. А то, что известно, из-за изначальной табуированности Российской историографией  хазарской темы не приближает к её разгадке.
Так, в свое время Михаил Артамонов писал, что его труд, которому он посвятил 25 лет, может вообще не увидеть света. Его книга, являющаяся самым полным современным изданием истории хазар всё – таки вышла в 1962г., но тиражом всего три тысячи экземпляров и была практически изъята из обращения.

Много воды утекло с тех  пор, ситуация  изменилась  и  тема  Хазарии  перестала быть запретной, а благодаря интернету появилась возможность всем интересующимся окунуться в его безбрежное  информационное море. Эта статья не более  чем попытка  кратко «не растекаясь по древу», пересказать  то, что мне удалось узнать  и я надеюсь, понять в процессе ознакомления с соответствующей литературой по данной теме.

  С  глубокой древности на стыке путей, связывающих  просторы  земель  Азии  и  Европы возникали  разные империи. Степные  ираноязычные  киммерийцы, затем скифы, сарматы были основным населением этой земли на протяжении I тыс. до н.э. С VII в. до н.э.  на Чёрноморском побережье укрепляются греки. Они основывают цепь городов - государств. На Таманском полуострове возникли Гермонаса (совр. Тамань), Фанагория, Горгиппия (совр. Анапа), Ахилий, Киммерий, Корокондама и др. В 480 г. до н.э. в Северном Причерноморье образовалась сильное Боспорское царство со столицей в Пантикапее (совр. Керчь в Крыму). В его состав входили восточный Крым, полуостров Таманский, город Танаис в устье Дона и др.. Боспорское царство  в 370 г. н.э. было уничтожено гуннами. В VI - VII вв. н.э  полузаброшенная  Фанагория  была столицей объединения болгарских племён - Великой Болгарии. Под натиском хазар Великая Болгария распалась. Часть болгар переселяется на Волгу и платит дань Хазарскому каганату, другая часть уходит на Дунай.

Достоверные сведения о хазарах появляются не раньше VI в. н.э. Хазары - (так, по Плинию, их называли скифы) - народ славивший богиню Зари (мать Заратустры) появился, где то в VI веке н.э. в районе Северного Кавказа, скорее всего в предгорьях и степях  Дагестана, к северу от Каспийских ворот и Дербента. Это был один из небольших тюркоязычных народов,  в составе огромной "кочевой" Тюркской империи до её распада, смешавшийся  с  многочисленными кочевыми и полукочевыми народами – остатками  гуннов.  По одной  версии, это были  древнеиранские племена не принявшие религиозной реформы Заратустры - туранцы,  которые  чтобы их традиционная религия не преследовалась, были  вынуждены  мигрировать в направлении Кавказа, Южного Причерноморья, Прикаспия, в дельту Волги и вплоть до Днепровских порогов. По другой, их потеснили туда арабы – мусульмане, захватившие их северокавказские земли и столицу  Хазарского каганата - Семендер (на территории совр. Дагестана). После чего и возникла в дельте Волги  новая столица Хазарии -  Итиль. Кроме того, помимо потери земель, в соответствии с требованиями победителей, Хазарский каган вынуждено принял ислам.

В создавшейся ситуации кагану надо было решать, как вести себя дальше  в отношении политики вероисповедания. Если бы он оставался мусульманином, то он оказался бы под полной властью халифа и подчинялся бы арабам, а прими  он христианство, то пришлось бы расстаться с некоторыми византийскими  владениями в Северном Причерноморье. В результате каган выбрал иудаизм.

Подтверждающими  тому  документами служит еврейско-хазарская переписка, в которую входят три произведения середины X века: 1) письмо сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шафрута к хазарскому царю (беку) Иосифу. 2) ответное письмо царя Иосифа. 3) фрагмент ответного письма подданного Иосифа, неназванного хазарского еврея (так называемый Кембриджский Аноним).

Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники. Арабский географ  Истахри  писал в "Книге стран": "Хазары - магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане - большинство; однако царь и его придворные - евреи... Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии". Арабский историк Масуди писал в книге "Промывальни золота": в столице Хазарского царства "семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Торы, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Евангелия, один же из них для славян, руссов и других язычников, он судит по закону языческому, то есть по разуму". А в "Книге климатов" арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто: "Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, меду и евреев"

Понятно, что принятие иудаизма не могло произойти случайно и на пустом месте. Наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком - некая "критическая масса", приближенных ко двору правителя повлиявших на принятие такого решения.
Евреи  поселились  в этих местах  давно и можно предположить, что первые еврейские поселения возникли в Крыму во 2-1 вв. до н.э. В те времена Крым был местом совместного проживания и Еллина  и Скифа  и Иудея, упоминаемых апостолом Павлом  в "Послании к Колоссянам", написанном  около 62 г. н. э.,  Иудей (в том понимании, которое придавал этому слову апостол Павел) под давлением исторических обстоятельств нашел свое прибежище среди киммерийцев и скифов еще в VII веке до н. э, когда те вынуждены были покинуть Палестину и с боем осваивать районы Причерноморья. Среди скифов могли находиться евреи  и это не домыслы. Вернадский В. Г. в книге "Древняя Русь", имея ввиду территорию Крыма, сообщает: "С конца первого века н. э. стало заметно влияние иудаизма, благодаря притоку еврейских поселенцев". Женщины окрестных народов, которые жили бок о бок с евреями, часто принимали иудаизм, в отличии от мужчин, потому что их привлекало высокое и почетное положение женщины в еврейской семье и в еврейском обществе, под защитой законов и обычаев. Мужчин часто останавливала боязнь обрезания, но, тем не менее, многие из них  соблюдали субботу, отвергали языческих богов, признавали единого Бога и основы еврейской веры, но не соблюдали всех религиозных предписаний.

Переселение большого количества евреев в район Кавказа и к северному берегу Черного моря было осуществлено царем Навуходоносором после разрушения первого Иерусалимского Храма (586 г. до н. э.), о чем свидетельствует греческий историк Мегасфен. Об этом переселении упоминают также библейские пророки (Иеремия31:8, Иезекиль 39:1 и др.).
Во время ранней колонизации греками северного Причерноморья вместе с ними приходили и евреи. Следующая известная нам волна переселения связана с походами персидских царей.

340 - х гг. до н. э. во время правления персидского царя Артаксеркса III против персов восстали  Киликия, Иудея и Кипр. ("….после смерти Александра немало иудеев переселилось в Египет и Финикию из-за смуты, царившей тогда в Сирии". Гекатей Абдерский). Часть восставших иудеев были подвергнуты наказанию, а часть переселена в Гирканию - область  на юго-восточном  берегу  Каспийского моря. Евсевий  в своей «Хронике» сообщает  о том, что Артаксеркс во время своих египетских походов отправил некоторых евреев в изгнание в Гирканию и Вавилонию.

Археологические данные подтверждают свидетельства караимов о том, что их предки пришли в Крым с персидской армией в 460 г. до н. э. После разрушения второго Иерусалимского Храма большое количество евреев было переселено в Боспорское царство императором Адрианом.
 
Хазарский Каганат

Территориальные позиции  Хазарского каганата в период  с VII в. по X в.  четко определены в многочисленных  древнейших документах, которые повествуют  о сотнях хазарских поселений и крепостей  располагавшихся  на территориях  современных Украины и России. В устье Волги находилась  его столица - крепость  Итиль, в излучине нижнего Дона мощная- крепость Саркел, на Каспийском (Хазарском) море - крепость Семендер. Ими  удерживались речные магистрали - Дон и Волга  и  контролировались (до X в) ответвления Великого шелкового пути из Китая через Северный Кавказ к городам Северного Причерноморья. Хаганат обладал всеми атрибутами успешного государственного образования, такими как: письменность; монотеистическая религия (иудаизм); хорошо организованная централизованная власть; процветающая внешняя торговля  и дисциплинированная армия.

Просуществовал  Хаганат  около пятисот лет и  только в начале XI века исчез с карты мира.  В  965году  Святослав взял столицу хазар Итиль на Волге, Семендер на Каспийском море,  Саркел на Дону и вернулся в Киев, а хазары вскоре вернулись в свою разрушенную столицу Итиль и восстановили ее. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления. Некоторые исследователи считают, что Хазарский каганат  продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов.

Интересно, что победители – киевские князья – довольно много переняли у побежденных хазар. Сохранились средневековые документы, где русские князья именуются каганами, а самый древний подлинный документ, где упоминается Киев – знаменитое «Киевское письмо», – найден в развалинах синагоги под Каиром, написан на иврите с пометками на хазарском языке. Кроме того, есть авторитетное мнение профессора Гарвардского университета и директора Института Востоковеденья при Украинской академии наук О. Прицака (украинца по происхождению), о том, что само название «матери городов русских» хазарского корня. Он полагает, что первоначально Киев был хазарским пограничным городком, предназначенным для обороны северо-западных рубежей царства, и назывался он Куйя (скорее всего, по имени начальника местного гарнизона)…

Но существование Хазарского Каганата закончилось не только под напором Киевской Руси и внутренних раздоров. Была еще одна причина - неожиданный стремительный  подъем уровня Каспийского моря. Вот как написал об этом Л.Гумилев: "Вода... заливала плоский берег - "Прикаспийские Нидерланды", губила посевы и сады, набегами разрушала деревни. К середине Х века уже две трети хазарской территории оказалось под водой... В конце  ХIII века уже вся страна была покрыта морем... Да, Хазария - это в полном смысле русская Атлантида".

Сами же хазары после разрушения   Каганата рассеялись среди народов Восточной Европы, Поволжья, прикаспийских степей, и перестали существовать как этнос.
Христианские области  Каганата его отошли к Византии, исламские - к Хорезму, а славянские - к Руси. При этом, значительная масса хазар-христиан и хазар-иудеев приняла ислам. Некоторая  же  часть  этнических евреев и хазар, исповедовавших иудаизм, осталась в  Дагестане и северо-восточном Азербайджане (совр.таты ). В 1245 году Иоанн де Плано Карпини в своей "Истории монголов" упоминает разрозненные иудейские общины на северном Кавказе. Другая  часть  переселилась в Киев (урочище Козары существует в Киеве и по сей день), но с приходом христианства была изгнана из него Владимиром  Мономахом в 1113 году. Кто-то из них  ушел в Крым (караимы). Итальянцы называли Крым Хазарией вплоть до XVI века, кто-то бежал на запад – в Венгрию (в королевском войске появилась "гусарская кавалерия"), кто-то  в Болгарию (способствовали созданию Болгарского царства), другие в Румынию, Польшу и Литву (стали интегральной частью  европейского еврейства).
Вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе.  По одной из существующих версий, потомки хазар - сегодняшние казаки. Согласно этой теории хазары, жившие в кубанских и донских степях, постепенно смешивались с беглым людом из центральной России и Малороссии. Известно, что даже в середине XIX в. женщины-казачки, жившие в станицах на Дону и Северном Кавказе, плохо говорили по-русски и предпочитали общаться на "татарском" языке. Мужчины же  говорили по-русски хорошо, так как проходили службу в русской армии. Кстати, само слово "казак" по-тюркски означает "вольный всадник, на иврите "хазак" - сильный.  По Л.Н. Гумилеву " ...казаки, донские, кубанские, терские, яицкие казаки - потомки хазар". Архиепископ Белорусский Георгий (Кониский) в конце XVIII века писал: "Воины сии ... переименованы от царя греческого Константина Мономаха из Козар – Казаками, и таковое название навсегда уже в них осталось". Родство казаков и хазар поддержали Носовский Г.В. и Фоменко А.Т. – самые лучшие специалисты в области происхождения народов, в своей "Империи" указывают: " И лишь парфяне, турки и татары ведут своё начало от азиатских народов Скифии", а затем продолжают: « козары или хазары – это просто старое название казаков ... Легендарные хазары никуда не исчезали, как это считается в романовской истории. Они живут к сим порам на своих прежних землях под своим же именем – казаки».
               
Литература:
1. И. Артамонов, История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. http://kronk.narod.ru/library/artamonov-mi-1962.htm

2.Иосиф Ольшаницкий, Кое – что о казачестве.
http://ukamina.com/books/koe.html

3.Геннадий Разумов,  Еврейские братья хазары, где вы ?
http://world.lib.ru/r/razumow_g_a/bratxjahazarygdewy.shtml

4.Н. Д. Гостев, Об употреблении казаками в качестве самоназвания слова казара
и о других, производных от него слов
http://new.chronologia.org/volume2/gost02.html

5.Роман Винокур (Филадельфия), Хазары http://www.vestnik.com/issues/2001/1023/win/vinokur.htm


Рецензии
Достоверные сведения о хазарах появляются не раньше VI в. н.э. Хазары - (так, по Плинию, их называли скифы) - народ славивший богиню Зари (мать Заратустры)
=================================

Возможно, будущий пророк родился в семье жреца. По одной легенде, Заратустра был сыном Пурушасты, четвертого человека, выжавшего священный сок растения и одновременно божества по имени Хаома, выполняющего также функцию мифологического древа жизни. Этот сок, будучи смешан с молоком, дарует бессмертие. Исследователи видят в этом легендарном соке коноплю, хвойник, или эфедру, и даже мухомор. Словом, любое растение, способное вызвать измененное состояние сознания. Мать Заратустры звалась Дугдова.
Вторая часть имени Заратуштра — уштра — означает "верблюд". Первая часть имени оказывается более многозначной: "желтый", "старый", "погоняющий". В таком случае Заратуштра можно перевести так — "обладающий старым верблюдом" или "тот, кто погоняет верблюдов". Нормальное крестьянское имя или?… В имени царя-покровителя Заратустры Виштаспа или отца пророка Пурушаспа содержится слово аспа — "лошадь". В Авесте перечислены имена, имеющие уничижительный оттенок: "Не-быстро-верблюдый", "Тоще-лошадный", "Тоще-быкий". По предположению некоторых ученых, такие "имена-обереги" давались детям намеренно, чтобы защитить их от злых духов.
=========================

второе

В те времена люди жили племенами, и жить чужаком в племени можно было только в качестве раба, ибо все что было за пределами племени, было враждебным и уничтожалось.

и только когда появились религии, которые вышли за рамки племенных ценностей, а людей начали ценнить с точки зрения духовных ценностей, только тогда стало вожможно проживание вольных чужаков

Владимир Ус-Ненько   22.04.2014 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо за дополнения. Со своей стороны могу присовокупить к написанному, что согласно древним хроникам, Зороастр жил (по одной из версий)на юге Азербайджана аж «за 258 лет до Александра Македонского». А то, что главные зороастрийские храмы находятся именно здесь её подтверждает.
С уважением.

Теодор Рехельс   22.04.2014 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.