Наследие

                1. КАРГОПОЛЬЕ

                ***
     Над тихой лесной опушкой раскинулся задумчивый, звенящий комарьем и оводами вечер. Где-то вдали одинокая кукушка отмеряла чей-то срок, а эхо доносило с реки счастливый визг купающейся детворы…
     – Анна, выходи за меня, – Николай внимательно смотрел на девушку, прислонившуюся спиной к стволу огромной, раскидистой березы. В глазах темноволосой красавицы мелькнули шаловливые огоньки.
     – А и выйду, – с легким, игривым вызовом, почти моментально отозвалась она. – Свадьбу-то когда играть будем?
     Легко отодвинувшись от берёзы, Анна хлопнула Николая по щеке, но комар, примостившийся было на то место, куда она метила, успел улететь.
     – Да-а, после сенокоса, и думать нечего. – Николай чуть поморщился и потёр щеку  – хлопок получился малость чувствительным, и ещё раз, хотя и с лёгкой укоризной, посмотрел на девушку. – А свататься в воскресенье жди.

                ***
     Анна не могла скрыть радости: Колька Колчин нравился ей давно.
     –…так и сказал: «Выходи за меня», – шепнула она Верке.
     – А Колька-то, тот самый, неклюдовский, Нюрку замуж позвал…, – кумушки-соседки передавали известие со скоростью телеграфа, о котором в Залесье имели пока только самое общее представление.
     Новость моментально разлетелась по спокойной северной деревеньке. 

                ***
     Обвенчались молодые в Каргополе.
     – Венчается раб Божий Николай и раба Божия Мария… 
     Нет, ничего не спутал батюшка, верно назвал имя невесты. Так уж вышло – не стерпел Николаша болтливости подружки, и едва прознав-прослышав про ее длинный язык, в тот же вечер посватался к Маше Порошиной. Не слыла Мария красавицей, да не в пример Анне, молчаливостью отличалась. И хозяйкой была справной. А с такой женой чем не жизнь?
 
                2. ОДУВАНЧИКИ

                ***
   Взявшись за руки, они бежали по яркому полю, сплошь усыпанному веселыми солнышками одуванчиков. Стрекотали кузнечики. Упругие стебли растений били по ногам, пытаясь сбавить скорость бегущих, но те, не обращая на это ровно никакого внимания, стремились к видневшейся невдалеке полоске грунтовой дороги. 
     – Ой, смотри, смотри!.. – вырвавшись из травяного плена и взглянув на свои голые коленки, Наташка рассмеялась, – мы с тобой сами, как одуванчики!..
     Серёжа, пытавшийся отряхнуть брюки от цветочной пыльцы, понял бесполезность занятия и, рассмеявшись в ответ, нежно закружил подругу… 

                ***
     «Здравствуй, дорогая Наташенька!
     Сегодня суббота. Сейчас пришли из клуба – смотрели фильм «Ждём тебя, парень». Так себе, смотреть можно, только тоску навёл на меня. Сейчас у нас отбой, но почти никто не спит. Кто телевизор смотрит, кто лежит, письма пишет. Ты сейчас, наверное, дома. Веришь, как я соскучился по тебе? Веришь, сейчас бы на всё пошёл, чтобы встретиться с тобой! Хоть и мало мы встречались, но друг друга, можно сказать, с детства знаем. И я уже без тебя не смогу. Ты для меня  – самый дорогой и любимый человек. 
     Наташа, если бы я тебе сделал предложение, пошла бы за меня замуж?
Я, конечно, не требую от тебя, можешь и не отвечать сейчас. Но этот день обязательно наступит – когда тебе придется ответить.
     Я хочу, чтобы ты знала: кроме тебя у меня никого не было, и нет. 
Заранее извиняюсь, если что не так, если в чем-то обидел тебя.
За меня не переживай, все в порядке.
      Пиши, я очень жду.
             До свидания. Люблю. Целую. Твой Сергей».

     Стоя у окна, Наташа улыбалась и, изредка посматривая с высоты девятого этажа на залитый июльским солнцем Архангельск, перечитывала письмо. Затем присела за стол, взяла ручку и тетрадный листок в клетку, в уголке которого была нарисована гибкая ивовая веточка – дело Наташиных же рук: 
     «Здравствуй, Серёженька!
     Что я могу ответить на твои слова?.. Конечно, да. Я стану твоей женой».

                ***
     Ранним утром, под веселый перезвон бубенцов, к воротам высокого деревенского дома подъехала украшенная цветами и лентами тройка. Наталья выходила замуж. Уйма народу собралась посмотреть на жениха и невесту. Расстояние до ближайшей церкви немалое, отправиться на венчание должны были с минуты на минуту. Но невеста задерживалась и румяные от легкого морозца, переминающиеся с ноги на ногу соседи терпеливо дожидались, когда же она покажется.
     Наконец, ворота парадного крыльца распахнулись. Наталья, придерживая подол длинного невестиного наряда, очень подходившего к её лицу, фигуре, оглядела заулыбавшихся односельчан и, приопустив ресницы, медленно шагнула с верхней ступеньки…
     Неторопливо, величаво, не глядя более по сторонам,  шла она к саням по широкой, чуть заснеженной мостовой. Сергей падал ей руку, помог устроиться поудобнее.
– Н-но!.. – ямщик коротко взмахнул кнутом.
Кони тронулись и начали плавно набирать скорость…

Ой ли, зябь, ой ли стынь,
Ой ли, в полюшке полынь,
Ой ли, полюшку полынь
Низко кланялась.

Ой, не тронь... Удержи
Стежку добрую в меже,
Стежку ровную в меже
                cне’жком выбели…

     Тревожное чувство чего-то неведомого подступало к сердцу девушки вместе со словами рождающейся в душе песни...
     – Нет!!!.. Не хочу, не буду!.. – на полном ходу тройки невеста выскочила из саней и отбежала в сторону…
      – Я замуж не пойду!!!.. – и эхо разнесло ее звонкий голос над заснеженной равниной.
 
     «Тьфу…Напасть! И приснится же такое!..» – Наташа широко раскрытыми глазами смотрела в потолок общаговской комнаты. – Ерунда… Не могу я так с Серёжкой поступить. И терять его не хочу»… – Сердце стучало, скорее, ухало – часто и тревожно. По спине прокатилась волна озноба. Девушка с головой укрылась одеялом и попыталась снова заснуть…

                ***
     – Знаешь, не выйдешь ты за него, точно не выйдешь, – однокурсница, с интересом выслушав рассказ, расшифровала сон именно так.
     – Выйду. Я обещание дала. – Наталья была настроена решительно, но подумала, что Сергею ничего об этом писать не станет. Зачем и самой душу бередить, и  рассказывать о такой девчачьей глупости парню, которому служить еще целый год.
     Но знала она и еще одно: до той злополучной ночи вещие сны посещали ее не часто, но с завидным постоянством. От этой мысли сердце снова сжали тиски тревоги.

                3. СВЯТКИ

     Зима третьего года учёбы выдалась на удивление ровной. После новогодних праздников не было ни сильных метелей, ни больших морозов. Лыжники спортфака готовились к Беломорским играм. Ежедневные поездки в Малые Карелы, наматывание километража на лыжных трассах и поздние возвращения в общежитие довольно быстро вошли у Наташи и Лены в привычку. Но как бы не уставали девчонки на учебе, на тренировках, успевали и на гитаре поиграть, и в гости сходить, и…
     Со святочными гаданиями Наталья была знакома лучше. Не зря и раньше пыталась осваивать всевозможные способы открытия неведомого, да и реферат по атеизму именно на эту тему взялась писать. А что может быть лучше, чем проверить науку прабабушек на собственном опыте?
      – Лен, давай блюдечко погоняем, – предложила она подруге.
      – Давай, – без лишних слов согласилась та. 

                ***
     – Блюдечко, блюдечко, скажи, как моего суженого зовут?
     – С…Е…Р…Ё…Ж…А – дух одного из писателей, на чьей кандидатуре подруги остановились после недолгих размышлений, медленно передвигал блюдце по ватману от одной буквы к другой.
     «Само собой, странно было бы видеть другое имя…», – от кого-то из девчонок Наташа слышала, что блюдечко может говорить именно то, о чем думается в данный момент. Она постаралась отогнать все мысли о любимом и спросила:
     – Блюдечко, а когда у нас свадьба будет?
     – 2…7… А…В…Г…У…С…Т…А …

                ***
«Привет, Серёженька!
Так смешно! Представляешь, мы с Леной гадали вчера. Спросила у блюдечка, когда наша свадьба будет – ответило, что в августе…
Может, ты приедешь как-нибудь на выходные? Только предупреди заранее, чтобы у меня соревнований не было». – Наташа аккуратно запечатала конверт. 
«Не хочется сегодня больше на улицу выходить, завтра отправлю», – решила благоразумно.

                4. ПОВОРОТ

                ***
     В конце мая третьекурсники вовсю готовились к летней практике. Выбор оказался велик. Стоя перед доской объявлений, Наташа и Лена решали, какой лагерь предпочесть. Разлучаться подруги не хотели.
     – Смотри, – Лена взяла инициативу на себя, – по два места в Шенкурске и Вельске. В Шенкурске я и так побываю, я же там дома. Давай в Вельск махнём…

                ***
      «У нас с Серёжей будет целых три дня на свидание», – внутри все ликовало, хотелось петь и дурачиться. Но Наталья спокойно, и казалось, даже равнодушно, наблюдала в окно вагона за мелькавшими деревьями, полями, речушками…
     Вот, наконец, и знакомая станция. Она знала, что Серёжа не встретит. На сутки заступил с утра. 

                ***
     – Натка, ты что, замуж собралась? – мама явно была удивлена.
     – С чего бы это? Я же еще институт не окончила… – дочь с не меньшим удивлением взглянула на мать, – А откуда такие сведения?
     – Тетя Валя всему поселку рассказала. У меня уже не один человек спросил. Да она и приданое тебе готовит… 
     Последняя фраза отчего-то особенно покоробила и Наташа задумалась. Почему вдруг Серёжкина мама начала говорить о том, что предполагалось, но не было решено окончательно? А потом вспомнила: ПИСЬМО…
     Выполнив обычные домашние дела, девушка не удержалась:
     – Мам, я до пожарки дойду. Серёжу надо увидеть.
     – Ещё чего! Нечего самой к парню ходить. Дождись, когда дома появится.
     Но ждать Наташа не могла. Очень хотелось посмотреть в глаза человеку, которого она ждала два года, и который не хуже нее знал, что их свадьба может состояться только после того, как девушка будет держать в руках диплом.
«Что же делать?..» – настаивать на своём и огорчать маму не хотелось.
– Девочки, я к соседям, – Валентина Николаевна, помедлив немного, вышла из квартиры.
Хлопнула дверь подъезда. В открытую форточку стало слышно, что мама разговаривает с кем-то…
«Ну же, мам!..» – Наташа замерла, обратившись в слух.
Вскоре голоса стихли. Она спустилась вниз,  выкатила из сарая велосипед и направилась  на окраину поселка. 

                ***
     Встреча получилась глупой и даже обидной. Девушка дважды проехала мимо пожарной части, прежде, чем Сергей вышел всё-таки на дорогу.
– Ты что, не видел меня? Вы же на балконе все стоите… – отчего-то очень хотелось разреветься.
– Я в это время к телевизору уходил. Потом ребята сказали: «Смотрите, какая красивая девчонка едет». Я им ответил, что эта девчонка – моя подруга.
«Подруга?.. Будто о чужой говорит…» – разозлилась Наталья, но виду не подала.
– Ладно, Серёж, поеду я. 
Позволить обнять и поцеловать себя на виду у курящих на балконе пожарников оказалось выше сил, да и не смогла бы девушка переступить через себя сейчас. 
Она уже знала, чувствовала, что летняя практика перевернёт её жизнь.

                5. ПРАКТИКА

                ***
     Быстро пролетали два месяца работы в пионерском лагере. Посмотреть на невероятную  экзотику – двух девчонок-физручек, стекалась вся молодёжь ближайших к лагерю деревень. Мишка был настойчивее всех. Он редко что-то говорил. Чаще приходил и смотрел, как пионеры играют в футбол, помогал, если просили, выкосить траву на футбольном поле, зачем-то пошёл вместе с лагерными в поход.
     Однажды утром Наташа обнаружила на столе своей комнаты букет темно-бордовых георгинов…

                ***
     – Миша, пойдём-ка, за территорию лагеря, прогуляемся, – физручка была настроена решительно, хотя понимала – прознай начальница про такое самовольство, неприятного разговора не избежать.
     На «пионерском расстоянии» – девушка чуть впереди, кавалер в шаге от неё, они зашагали по центральной дорожке, свернули под укрытие кустов, перелезли через невысокий забор и оказались в лесу.
     – Что тебе от меня надо? – следом за резким поворотом головы из-под ресниц метнулись две гневные искры…
     – Жениться на тебе хочу.
     Моментальная оторопь овладела всегда уверенной в себе Натальей: «Ну и ну!.. Хотела парня шокировать, и сама же попалась…» – мелькнуло в голове. 

                6. СНОВА ДОМА

                ***
     «Как же сказать обо всём Серёжке?» – третий день, оттягивая неприятный разговор,  девушка старалась не выходить из дома, чтобы случайно не столкнуться с парнем во дворе.
     – Наташ, магазин скоро закроется, сбегай, купи килограмм песку, – мама у плиты помешивала черничное варенье. – Завтра рано в лес поедем.    

                ***
     Осторожно приоткрыв дверь и выглянув из подъезда, девушка заметила, что за угол дома мелькнула голубая рубашка. Серёжа шёл в посёлок. Подождав пару минут, она направилась в сторону магазина. А ровно через 15-ть, вернувшись и открыв дверь подъезда, лицом к лицу столкнулась с парнем.
     Растерянность, испуг и всепонимание отразились в глазах обоих…
     – Серёж, мне нравится другой. У нас с тобой больше ничего быть не может.
     Казалось, в воздухе повисла звенящая тишина.
     – Нет, я не верю… – Сергей замолчал в ожидание, но Наташа не опустила глаз, выдерживая его взгляд.
     – Наташ, но почему?..
     – Пусти меня…
     Он отодвинулся, прижавшись к дверному косяку, девушка вошла в подъезд и, не оглядываясь, начала подниматься по лестнице на свой второй этаж. Ей было жаль Серёжку, ужасно хотелось сбежать обратно вниз, обнять его, сказать, что всё это – враньё, но… 
     Она понимала, что жалость – уже не любовь.

                ***
«Наташа! Всё же ты (Вы) жестоко поступили со мной. Даже слишком. Так больно мне ещё никогда не было. Это глупо, но я Вас всё равно люблю. Сергей». – Записка и несколько её фотографий, вынутые наутро из почтового ящика, прозвучали новым укором. 

                ***
     – Натка, ты почему на улицу не выходишь?
     – Не хочу, – девушка не знала, как объяснить, что произошло....
Валентина Николаевна взглянула на дочь:
     – У тебя дедов характер. 
     – Как это?..
     – Папа собирался жениться. Сделал девушке предложение, но она разболтала о предстоящей свадьбе. И он, недолго думая, женился на вашей бабушке…   

                7. P.S.

                ***
     «Сейчас бы всё отдал, лишь бы еще раз побывать вместе на Первой Рыбацкой, пробежаться по жёлтому от одуванчиков полю и вымазаться от них в жёлтый цвет. А помнишь, как сидели в подъезде, и привязалась к нам кошка и мы всё не могли от неё избавиться?..»
     Наташа, улыбаясь, перебирает Серёжины письма. Число двадцать семь сыграло пророческую роль. В июле – для неё. В феврале – для него.

                ***
     …старые армейские письма...
     «Теперь ты всё знаешь, Серёженька!»

     А за окном, как много лет назад, радуются яркому солнышку жёлтые одуванчики...


Рецензии
Рассказ, если это только рассказ, не получился. Причина проста и банальна: стиль. Маленькие отрывочки чего-то, о чем-то...зачем? Почему не изложить все в форме повествования? Истории?
И еще, в армии, где служил Ваш Сережа, отбой, он и есть отбой. То есть, свет гасится. Какое там телек смотреть или письмма писать. Этого в армии нет.
Это для сведения.
В общем, подумайте над вышеизложенным.

Николай Свинтицкий 2   27.01.2013 09:55     Заявить о нарушении
Николай, я и не говорю, что довольна рассказом. Возможно, перепишу когда-то, возможно, так и останется - как первый опыт работы в данном жанре.
Что касается письма про отбой, оно реальное - из моего личного архива. Могу его скопировать и выставить. И Вы, как я понимаю, тоже не можете знать тонкостей службы каждого рода войск, так?)
Зацепил Вас, кстати, именно этот фрагмент, иначе бы навряд ли рецензию бы написали. Или я не права?)
Но продолжить беседу, если Вы захотите, я не отказываюсь, просто заранее приношу извинения - возможно, не смогу по ряду причин ответить до вечера.

Наталья Дедова   27.01.2013 11:31   Заявить о нарушении
К сведению: мы коллеги.

Член Союза журналистов России,

Наталья Дедова   27.01.2013 11:33   Заявить о нарушении
Мне не понравился сам стиль изложения материала. "Дерганная " история. Какие-то заметки на полях...Это не стиль рассказа, скорее стиль анекдотов.
Что касается службы в армии, то отбой, он и есть отбой. Телевизор только в ленинской комнате. Ходить, бодрствовать, не спать - не разрешается.
Вы просто этого всего не знаете в силу отсутствия практики.
С низким поклоном, Николай

Николай Свинтицкий 2   28.01.2013 04:10   Заявить о нарушении
Что Вам не понравился стиль, я поняла с первого раза. Видимо, Вы не часто встречали его в литературе. Но это не страшно - обычные издержки. А вот чего я не знаю "в силу отсутствия практики", так и не могу понять. Стилей написания рассказа? Особенностей прохождения службы? Уточните, пожалуйста. И если не сложно, скажите заодно, где и в каких войсках Вы сами служили.

Наталья Дедова   28.01.2013 09:15   Заявить о нарушении
Я служил в бригаде морской пехоты на Северном флоте. Армейских порядков вы не знаете - это факт. Не можете знать.Для писания писем, просмотра телевизора есть у солдат так называемое "личное время". Но, это все до отбоя.
Что же касается стиля, то это выбор автора. На его совести. Но, в данном, конкретном случае, он мне показался неудачным.
С низким поклоном, Николай.

Николай Свинтицкий 2   28.01.2013 10:23   Заявить о нарушении
Уж не "Спутник" ли, Николай?

Наталья Дедова   28.01.2013 12:30   Заявить о нарушении
Да и странно как-то, заладили Вы: не знаете, не знаете... Да Вы-то откуда это знаете?
А ничего, что все детство и юность я провела в поселке, где стояла воинская часть? Ну и что, что ВВ.
А ничего, что парень, о котором идет речь в рассказе, служил в погранвойсках в Суоярви и Аллакуртти?
А ничего, что в отрывке, к которому Вы оказались так неравнодушны, приведено без купюр одно из его многочисленных писем мне? (значит, и не служил он вовсе, раз не по Вашему армейские порядки описал?)
А ничего, что я постоянно (по долгу всех трех своих профессий) общаюсь с морпехами из "Спутника"?
А ничего, что я 20 лет была замужем за афганцем, а мои отец и брат - тоже воины-интернационалисты?
Ну и, наконец, а ничего, что работаю я в такой профессии, где подготовка мальчишек к службе в армии - первоочередная задача и что мои ученики - победители и призеры Всероссийских спартакиад призывников?

Николай, все хорошо, на самом деле. Просто у мужчин есть одна прелюбопытная привычка: не имея веских доказательств, делать скоропалительные выводы.

Наталья Дедова   28.01.2013 12:45   Заявить о нарушении
Наташа, я служил в Гремыхе. А про то, что вам писал солдат, то это на его совести. Соврал, бывает.
А про рассказ... я уже все сказал.
С низким поклоном, Николай

Николай Свинтицкий 2   28.01.2013 13:16   Заявить о нарушении
Обвинять человека во лжи, не зная его, по крайней мере, не очень вежливо.

Наталья Дедова   28.01.2013 18:23   Заявить о нарушении
А рассказ... Я тоже все про него сказала - в первом замечании.

Наталья Дедова   28.01.2013 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.