Слушающий и говорящий

Надежда Русских

Слушающий и говорящий

Меня всегда удивляла неравноценная позиция слушающего и говорящего.
Нет, не о том нормальном диалоге я говорю, когда обоим интересно, и они просто разговариваю на какую-то общую тему. Я сейчас речь веду именно о слушающем и говорящем. «Но почему? – думаю я всегда, когда обрушивается на меня поток словоблудия, - почему я вынуждена всё это слушать из-за какой-то дурацкой своей дипломатичности? Но почему перебивать другого не красиво и надо внимательно слушать, даже если эта информация тебе не интересна и тем более бесполезна и бессмысленна?» Почему говорящий всегда в более приоритетной позиции по отношению к слушающему?
«Вот послушай, что я тебе скажу…»  – обычно говорит говорящий, вместо того чтобы спросить: «Ты хочешь, чтобы я рассказал тебе об этом-то» – и огласил бы сначала тему своей болтовни. А слушающий подумал бы и ответил, что на эту тему он ничего не хочет слушать. И тогда говорящий без всякой обиды сказал бы: «Хорошо, я не буду об этом говорить», – и мирно бы оба помолчали.
Так ведь нет! Говорящий врывается без спроса со своими разговорами в душу к слушающему. И попробуй только слово сказать, сразу летит в лоб: «Ты почему меня перебиваешь?» И обязательно говорящий обидится, что его не выслушали, разозлится и начнёт кричать: «Тебе никакого дела до меня нет… Ты меня никогда не слушаешь… Ты всегда мне рот затыкаешь…» И так далее…  И возникает вопрос у слушающего: «А почему я должен всё это выслушивать?»
И мне не понятно, почему так неравноправны позиции слушающего и говорящего?.. Хорошо бы было с точностью до наоборот. Человек не хочет ни с кем разговаривать, хочет помолчать, подумать о чём-то о своём и никто к нему не лезет с разговорами. А, наоборот, с уважением относятся к его желанию помолчать и подумать.
В жизни так не бывает, всегда окажется рядом говорящий. Вот пример стандартной ситуации. Две давние подруги. Одна много читает и обдумывает то, что прочитала и от этого часто молчит. А другая, её полный антипод — ярка щебечущая птица — знает где, что и почём продаётся, как и что надеть, чтобы выглядеть презентабельно и так далее. И вот забежала по пути вторая подруга к первой в гости.
Спрашивается: зачем ты пришла без приглашения?
Ответ: давно не виделись, надо поболтать…
Спрашивается: кому надо? Той, которая много болтает? А той, которая много молчит, — ей это надо? Её кто-то спросил, — хочет она сегодня слушать всё это или не хочет?
Естественно, благодаря своей воспитанности, подруга номер один сделает вид, что якобы рада и будто бы искренне доброжелательна к нежданной гостье. Но подруга номер два, в силу своего ветреного характера, ничего не заметит и начнёт с порога трещать абсолютно обо всём. Хозяйка пригласит на кухню, накроет стол: чашки, чай и даже достанет к чаю всё, что у неё есть. А та продолжая говорить обо всём на свете так увлечена собой и своей болтовнёй, что даже не замечает, — подруга уже давно её не слушает, а думает о чём-то о своём и только благодаря культуре воспитания делает вид, что слушает внимательно.
Я часто провожу такие эксперименты над говорящим. Слушаю, слушаю и понимаю, что не переслушать. Беспардонно задаю вопрос совсем на другую тему. А он, т.е. говорящий, не замечая этого без остановки уже говорит о другом. Он даже не отслеживает ход своих мыслей, что не закончил первую тему.  Я продолжаю слушать минут пять или десять и понимаю, что словоблудие никогда не закончится. Опять задаю вопрос не в тему и он без остановки уже говорит о третьем, не понимая, что им уже давно манипулируют.
А  я молчу и думаю: «Зачем мне всё это выслушивать?»


Рецензии
...И, главное, болтливый сам не понимает, ЧТО говорит - в большинстве случаев.

... Надеюсь трепетно, мои речи, обращенные к Вам, не были пустыми на 100%?

Андрей Кошмаров   07.09.2010 16:28     Заявить о нарушении