Синяя лампа

Буковина…
Ты хоть знаешь, где находится этот прекрасный край?
Да оторвись, наконец, от сериала. Можешь с любого места любой серии смотреть, ничего не потеряешь. Это разве фильмы?
Вот в наше время…
 
Новый кинофильм шел в единственном кинотеатре целую неделю и его могли посмотреть все, кто того заслуживал.
Но так было потом, когда отстроили клуб, он же кинотеатр. 
А сразу после войны к разрушенному зданию румынской «примарии» с сохранившимися на фронтоне огромными буквами ROMANIA MARE («Великая Румыния»), подъезжала военная машина-кинопередвижка. 
На стенке примарии солдаты растягивали белое полотнище, устанавливали звуковые колонки и строили пьедестал для переводчиков. Фильмы были и наши, и заграничные, трофейные, захваченные у немцев. Они шли либо на английском языке с немецкими субтитрами, либо снятые Голливудом, но дублированные на немецкий.
 Для понимания смысла требовался переводчик.
 Обычно это был офицер в звании старшего лейтенанта, или капитана, иногда сразу двое. Несколько раз приходила молодая женщина в офицерской форме. Голос у неё был сиплый, но достаточно громкий.
Военные переводчики ещё не были демобилизованы. Понимаешь, в армии переводчики были, а вот пленных, которых надо допрашивать, уже не было.
Конечно, самыми интересными были трофейные, исторические («Кардинал Ришелье»), или приключенческие («Сети шпионажа», «Замок смерти»). 
Обстановка просмотра была демократичной: если в тылу этого кинозала под открытым небом по шоссе проезжал редкий грузовик, или телега, заглушавшие голос переводчика, кинооператор передвижки обычно шел навстречу пожеланиям зрителей. Он вращал какую-то ручку, перематывал киноплёнку назад и давал повтор. Во время этих манипуляций мужики успевали скрутить самокрутки и над «кинозалом» поднимался ароматный махорочный туман. В такие минуты пучок света от кинопроектора проявлялся в вечернем воздухе, переливался, повторяя кадры фильма, и был виден издалека, как те лучи от мощных прожекторов, которые ещё недавно ощупывали небо в поисках вражеского самолёта. Победа отменила эти ночные прожекторные шоу, но в памяти людей ещё были живы картины их игры в опасном ночном небе…
Для мальчишек солдаты приносили длинную доску и устраивали её на подставках из кирпичей, которых было вдоволь в развалинах примарии. Мы представляли не только первый ряд, но и границу между территорией переводчика и зрительской аудиторией.
Фильмы крутили не только по выходным. Иногда передвижка появлялась на неделе, а иногда и в выходной день её не было, и тогда разочарованные люди брели со своими табуретками по улицам Хотина в часы, когда сумерки только-только выползали из подворотен и подвалов…

Ты вот дуешься, когда я, чтобы заставить тебя выполнить домашние задания, или вовремя лечь спать, выключаю телевизор. Вообще-то этим должны заниматься родители, а то вишь, хотят остаться добренькими.
Так вот, представь себе, что бы ты переживала тогда, если тебя, за провинность, в которой ты не была виновата, только по подозрению, лишили такого удовольствия, как просмотр фильма на стене хотинской примарии.
А я однажды был лишен такого удовольствия.
 
Всё произошло в тот день, когда пропала синяя лампа.
Это была большая керосиновая лампа прозрачного синего стекла. Перед ужином лампу устанавливали на буфете. Позади лампы находилось встроенное в буфет зеркало. Поэтому комната освещалась и прямым светом этой лампы, и отраженным от зеркала. Часть отраженных лучей, возвращаясь сквозь прозрачный корпус баллона лампы, падала на стол, раскрашивая скатерть на столе в синий и зеленый цвета.
И вот эта лампа пропала.

Твоя прабабушка, моя мама, умерла не так давно, и ты помнишь её последние дни, помнишь, что она была до последней минуты в полном сознании. К сожалению, я не успел попрощаться с ней и приехал сюда уже после похорон.
А вот если бы успел, знаешь, о чем она меня спросила? Она бы сказала:
- Сынок, хоть сейчас признайся, разбил ты тогда синюю лампу?
И я бы соврал:
- Да разбил, разбил, и выбросил в уборную.
И она умерла бы успокоенная.
Этот вопрос мучил её всю жизнь. Она испытывала угрызения совести за то, что тогда так жестоко наказала меня, запретив идти к примарии смотреть фильм.
Сколько бы раз за свою жизнь я ни приезжал сюда во время своих отпусков, она задавала мне этот вопрос.
А я, со свойственной сыновьям жестокостью, каждый раз говорил:
- Да отстань ты со своей лампой, не разбивал я её. Цыгане, или румынские солдаты…

Тут требуется пояснение. Румынские солдаты, после перехода Румынии на сторону Советского Союза, использовались для конвоирования пленных немцев. Однажды двое румынских солдат, уже возвращавшихся домой, и ожидавших в Хотине остальных членов своей команды, ночевали у нас на сеновале.
Стоял за городом возвращавшийся из эвакуации цыганский табор. К цыганам в нашей семье поначалу отношение было нейтральным. Но после того как цыганка, которая с ребёнком на руках пришла попрошайничать, и  бабушка вынесла ей кусок плотной мамалыги (кукурузного хлеба), - она, эта цыганка, отойдя от нашего дома, выбросила мамалыгу в дорожную пыль, - наше отношение к цыганам стало резко отрицательным. При этом мы не столько осуждали цыганок за то, что они воровали с верёвок простыни и бельё, сколько за их брезгливое отношение к подаваемым им продуктам. Ведь еды людям недоставало самим, дети на уроках падали в голодный обморок, а в школьном дворе в большом котле варилась кукурузная похлёбка для поддержки голодающих детей. А эти «несчастные» цыгане вели себя вот так… В общем, отношение к цыганам было вполне определённым.

Что касается пропажи синей лампы. Она действительно стояла на подоконнике, и окно часто было открытым. Подоконник располагался так высоко, что с улицы и взрослому человеку до него не дотянуться. По этой по самой причине я иногда пользовался подоконником, как дверью, ведь спрыгнуть с такой высоты было геройством.
В том, что я разбил синюю лампу и куда-то спрятал осколки, были убеждены все, - мама, отец, сестрёнка, бабушка, и даже так меня любившая тётя Клава. И это убеждение осталось у них на всю жизнь!

Я сидел перед раскрытым учебником и плакал. Рядом слегка колыхалось пламя стеариновой свечи. В этот вечер мама тоже не пошла к примарии смотреть фильм, гремела у плиты посудой.
Должен сказать, что, получая материнский подзатыльник, или отцовского ремня, я никогда не плакал. Провинился, ну и получил. А что больно, так я же мужчина!
А сейчас я плакал и это, по-видимому, больше всего беспокоило маму: а вдруг она ошибается, и сын не разбивал лампу… Но ведь подоконник такой высокий…
Разок подошла:
- Хуже нет трусости. Виноват – признавайся. Тебе же станет легче.
Я молчал.
Через полчаса мама не выдержала:
- Ладно, иди уж!
Вот так? Пожалела? А мне нужна твоя жалость?
Я не двинулся с места. Сделал вид, что листаю учебник.
В этот вечер я проявил всю меру своего характера и на улицу не вышел.
Отдохнув, ещё поплакал. Это были слёзы обиды. Она думает, я её когда-нибудь прощу?
С каждым моим приездом мама ждала моего прощения.
И не дождалась…

Вот видишь, сейчас я её всё-таки простил.
Но она об этом во веки веков уже не узнает.


Рецензии
Как и обещала, я прочитала " Синюю лампу ", уважаемый Станислав.

Мои ощущения .

Две Планеты -Мать и Сын . Каждый существует на своей орбите.
И они, априори не могут сойти с них, чтобы стать одним целым.
У каждого своя горькая правда. А для того, чтобы правда стала
единой , им предстояло пережить глобальную космическую трагедию,
когда Планета - Мать сгорела и превратилась в космическую пыль.
Вот когда Сын понял весь ужас потери , но запоздалые слезы-
связанные с тем, что вовремя не был понят , стали , увы,
запоздалыми. ВО время надо было признаться в не такой, уж, и
большой проделке.
А Мать , со своим горем неразгаданной тайны , так и ушла в небытие,
но ушла с чувством любви к своему Сыну- да будь он, хоть, тысячу раз
виноват!

Что на мой взгляд лишнее, что мне мешало сосредоточиться при чтении,
это всякого рода длинные вкрапления, без которых можно было бы и обойтись,
безо всякого ущерба для самой сути . И предложения ( где-то в середине
рассказа) длинны и витиеваты . Я бы убрала четверть текста и оставила
короткие, как выстрел авторские выражения, ибо тема такая, того
требующая . А эти слова - про цыган и пр. Они мне не показались
интересными.

На этом, я благодарю вас за нашу короткую дружбу. Всех вам благ!
Давайте , Станислав, будем жить каждый на своей орбите. Так будет
лучше - вам и мне.
Валентина.

Валентина Скопинцева   11.02.2019 13:30     Заявить о нарушении
Валентина, спасибо за откровенность. Конечно - каждый на своей орбите, об этом можно и не говорить. Но это речь о нас самих, то есть - об авторах. А вот разговор о текстах, о литературе... Вы, как и большинство аборигенов портала проза.ру, переводите разговор о художественном тексте в обсуждение самого автора, как личности...

По тексту. Я мог бы описать исключительно сентиментальный сюжет о матери и сыне - получилась бы миниатюра о событии вне времени, то есть - хоть полсотни лет тому назад, хоть вчера. Но я - автор, и у меня не было такой сверхзадачи. Поэтому я описал ещё и то время - послевоенную кинопередвижку в разрушенном войной городе.
Возможно, какой-то читатель об этом знал, и чтение было скучным, или его интерес ограничивался сентиментальной линией, а их, как минимум - две. По крайней мере 10 лет тому назад я строил фабулу вот так. Писал бы сегодня, может быть, про то время не стал бы рассказывать, так как за 10 лет порассказал немало. Хотя не уверен, что если бы рассказ был только лишь семейной мелодрамой, он стал бы лучше. Впрочем, это уже зависит от интересов конкретного читателя.
Ещё раз благодарю за рецензию и литературный диалог!
Ваш!

Станислав Бук   11.02.2019 13:47   Заявить о нарушении
Нет, я не за пресловутую лирическую и чисто семейную тему.
Мне философия по душе. Я ее изучала не только в двух ( не хвастаюсь!)
вузах, а самостоятельно ,где-то с класса седьмого.
Я за краткость . Как говорил А.П. Чехов- " Писать надо кратко, но изящно."
А свое мнение я могла бы вам высказать по любому вашему произведению, и
оно бы очень отличалось от мнения всех остальных читателей. Я пишу свое,
и только !
Но, мы, кажется, распрощались ?!

Валентина Скопинцева   11.02.2019 14:23   Заявить о нарушении
Валентина, если Вам не просто, спровоцирую: женщина никогда не сжигает мосты!
С улыбкой!
Ваш!

Станислав Бук   11.02.2019 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.