Опричная аристократия

  Материал подготовлен по книге "Иван Грозный и опричнина"


             
     Ответить на немаловажный вопрос, из кого конкретно состояла опричнина, документально мы не можем (за редким исключением). Списки опричников первого набора до нас не дошли, хотя известно, что они были. Но то, что во главе опричного войска стоял Салтанкул (черкес и шурин царя Ивана), а во главе опричных полков тюрки – князь Шейдяков (ногай) и Муртозалей Кайбулович (татарский царевич), говорят о многом. Видимо, они и формировали эти полки и набирали в них большей частью своих единокровцев.
      Приведу небольшой список помещиков, которые были помещены в Бежецкой и Вотской пятинах после «обыска» 1564 года. Поместья этим людям розданы были в 1565-1566г.г., т.е. в те годы, когда опричнина была уже утверждена и шло интенсивное изгнание русского дворянства со своих земель.
  1. Зенеяк Алишев                7.Тегеша
  2. Дмитрий Улдесов                8. Кутлуян Асанов
  3. Леонтий Теребердеев                9. Байбулат Мамышев
  4. Михаил Сююндюков                10. кн. Петр Коурзянов
  5.  Бидалей-мирза Багишев                11. Ишей Сююндюков
  6.  Куземка                12. Текей Девешов


13. Шевкал Беречанов                39. Исуп Колзаков
14. Курмансеит Тенсеитов                40.  Олексей Елхозин
15. Баубек Девлет-Килдеев                41. Меншик Черкасов
16. Кайбула Борчин                42. кн. Бурнаш Кудеяров
17. Сатыим Теребердеев                43. Ишей Чигирев
18. Досай Абызов                44.  Енбулат Конбосаров
19. Утемиш Келдешов                45. Епанча-мирза
20. Мусикей Мурзин                Карагиз-мурзин
21. Еболак Богатырь                46. Ебагин
22. Девлет-Кильдей Богатырь                47.Ерлагаш-мурза Комашин
23. Черияр                48. Евай-мирза
24. Еилган Кошалыев                49.  Ногаиш Ахтылев
25. Алиша Алдияров                50. Девеш Богатырь
26. Федор Розгельдиев                51.  Теребердей Боушканов
27. Досай Ликичиев                52. Коензяк
28. Кунделей Мамаев                53. Бидалей
29. Иван Саламыков                54. Канчюра Олбеяров
30. Квашня Саламыков                55. Маметкул Исеншиков
31. Тугучюр-мурза Азямсин                56. Козембек Абыков
32.  Шабулат-мурза Тобулатов                57. Козяй Кутуев
33. Асанчюра Кулушев                58. Караул Игилыков
34. Белек-Абыз Козембердеев                59.  Уанаш-Улан
35. Татык Тереулов                Чалым-Уланов
36. Тонготар Уланов                60.  Якшисат-Улан
37. Айдар Акбуров                Чалым-Уланов
38.  Елболда Куйдагулов                61.  Аныча


62.  Алабердей                87.  Карпчей Черкасов
63.  Даир-мурза                88. Ханкильдей Абызов
64.  Ебоган Богатырь                Кошалыев
65.  Кудайгула Кудайбахтыев                89. Сатлыган Бурундуков
66.  Яилган Кошалыев                90. Тлеша Теребердеев
67.  Сунчелей-мирза Тиммахматов                91. Девлет-мирза
68.  кн. Караул Шейбаков                Сатлыганов
69.  Бидалей-мирза Енговатов                92. Кощак Тадырев
70.  Маакмет Матаев                93.  Дон-Богатырь
71.  Тюгий Кощеев                Бигулаев
72.   Курмаш-мирза                94. Кудайбиш-мирза
73.   Юрко Батаев                Токин
74.   Енебек Сатымов                95. Атемиш-мирза
75.   Апонай Бокшандин                Токин
76.  Коурбай Ебоулов                96. Табыч-Богатырь
77.  Кутлусат-Улан Уанаш-Уланов                Чейкулатов
78.  Акчюра Уземеев                97. Биря Бурундуков
79.  Алабердей Уземеев                98. Олебаик Мусекин
80.   Ишей-мирза Кошум-мирзин                99. кн. Тенишев
81.  Ишук  Бухарин                100. Утекеш Аллагулов
82.   Кундруг Ишимов                101. кн. Мурза Мышецкий
83.  Сатым Теребердеев                102. кн. Кулубат
84.   Котлеват  Акчазов                Черкасский
85.   Сенгельдей Баирячев                103. Кулеш Урманчиев
86.    Бидалей  Баирячев                104. кн. Ишим Адосулин

105. Ногаиш Ахтылев                108. кн. Коурзян
106. Мамыш Ододуров                109. Баши-мурза Кутлеяров
107. Курбат Уваров



   Такова была новая «аристократия», насаждавшаяся волей опричных вождей и послушным им царем на исконно русских землях.
     Хотя нет прямых указаний на то, что перечисленные здесь люди состояли в опричнине, но в этом можно не сомневаться. О том, что они  опричники, говорит и время наделения их поместьями, и время запустения этих же поместий – 1571-1572 гг. Именно в эти годы  Грозный казнил часть своих кровавых приспешников,  другие же   бежали из страны или переметнулись на сторону крымского хана Девлет-Гирея при его нашествии на русские земли, вследствие чего  поместья инородных опричников оказались пустыми.

      Несколько позднее здесь же на новгородских землях были помещены:
110. кн. Бузунак Сабанчеев и его жена Арасалтан -1568 г.
111. кн. Роман (Ромадан) Амахашуков
112. Гамдем Чимофов
113. Ислам Алей-мурза Ахметеков
114. Ислам Газы-мурза Биюков (Илбиюков)
115. турчанин Николай Янов
116. кн. Иван Егупов (был Челкан-мурза)

Все эти люди получили поместья в 1570 г.


        Этот процесс насильственного изменения этнического состава русской аристократии интенсивно шел по всей России. Опричная верхушка  фактически правила страной и, пользуясь отсутствием заметного сопротивления, безжалостно истребляла население, прибирая к рукам их богатства.
    Подтверждение подобной этнической дифференциации общества можно найти в русском языке. Номинатив крестьяне (христиане) русские книжники употребляли несколько сот лет, обозначая им все население и все сословия  Руси и Московского царства. Еще Иван Грозный в своих посланиях "христьянами" называл  всех без исключения подданных государства. Но на рубеже XVI-XVII веков смысл этого слова несколько изменился, и теперь под "христьянами" стали понимать  только  земледельцев и землепашцев, которых до этого называли смердами или же холопами.  Чем же объяснить это неожиданное изменение смысла слова? Почему  номинатив христианин стал  собирательным не для всех сословий Московского государства той эпохи, а относился лишь к людям подневольным, людям  исключительно  низшего сословия?
Причина, видимо, заключалась в том, что владельцы крестьян не отождествляли себя с христианством, с православной церковью. Слово христианин у них ассоциировалось исключительно с  теми людьми, которых они  получили в составе поместий, и которых они рассматривали как своих рабов. Поэтому они называли их крестьянами.
   Не исключено, что здесь могло иметь место и обратное явление. Русские  землепашцы, подчеркивая свое религиозное отличие  от помещиков-иноверцев, стали называть себя крестьянами, т.е. христианами. Тем самым откровенно указывая на конфессиональное различие между  собой и своими господами. Со временем это самоназвание прочно закрепилось в русском языке.
  В это же время на Руси появился  неологизм для обозначения помещиков и владельцев крестьян – барин. Филологи видят здесь  усеченный вариант слова боярин.  Но русский язык того времени не знал сокращений, поэтому вряд ли эта версия верна. К тому же, не всякого помещика можно было отнести к боярам, наиболее состоятельным людям Московского государства. Скорее всего, русское  барин произошло от татарского слова барын (баарин), которое обозначало одно из тюркских племенных делений.  В XVI веке крымские татары делились на следующие основные колена: ширин, арын, барын, манкыт. То же самое деление соблюдалось и у других тюрских народов – ногаев, татар волжских, астраханских и казахов. Возможно, что из колена барын   происходила основная масса опричников-тюрков, и их племенное наименование закрепилось в русском языке как синоним слова помещик. Впоследствии это слово стало служить и обращением.
               


Рецензии
Извиняюсь спросить. А русские среди них были?

Александр Сотников 2   06.07.2022 21:49     Заявить о нарушении
Были, но не такое большое количество, как впоследствии представили историки. Были и немцы, и ливонцы, и поляки - но, единицы. Основная масса - тюрки и черкесы. С их помощью Иван Грозный пытался уберечь себя от гнева русского народа.

Владимир Куковенко   06.07.2022 23:14   Заявить о нарушении