Десять заповедей - какова доля истины

Праведник... Правильно ли мы понимаем значение праведность, и что кроется за понятием праведник?

В религиозном восприятии праведником считается набожный человек, выполняющий религиозные предписания. Но так ли это?

Праведность - правдивость, чистота помыслов и поступков, искренность в чувствах. Имеет ли все это отношение к десяти заповедям, являющимися столпом религиозных вероучений (трех монистических религий)? Детально попробуем рассмотреть каждую заповедь:

1.<Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.>

Вера - сугубо личное дело каждого. И исповедание какой-либо религии или отрицание религиозных учений не может отражаться на личностных качествах человека. Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. То есть наследственный фактор и саморазвитие имеющихся и недостающих качеств могут быть не связаны с религиозными убеждениями. Если приобретенные особенности могут меняться, то врожденные остаются неизменными. Независимо от взглядов на религию и влияния социума, человек сам определяет каким ему быть.
 
2. <Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли.
Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня.
И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди мои.>

Человек, не видя пример подражания, не будет развивать в себе лучшие качества. Наиболее преуспевающие в жизни это верящие в свои возможности.

3. <Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.>

Знает ли кто-нибудь настоящее имя Бога? Бог - слово, определяющее субстанцию, нечто, что не возможно увидеть, ощутить, познать и прочувствовать. Но если это нечто живое и разумное, то и имя его известно только ему самому. Следовательно, каким бы именем Бога не назвать, это будет дополнительным определением - качеством или свойством. 

4. <Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;
А день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.>

Эта заповедь, в связи с давно исчезнувшим рабством, утратила актуальность, и говорит о том, что человек не должен работать без отдыха. Отдых должен быть дан не только телу, но и разуму. А какой день отдыха будет избран человеком, тот и будет для него субботним днем.

5. <Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.>

Почитать - значит любить и уважать. Но любовь исходит от любви. Как нелюбимый ребенок может любить своих родителей, если в детстве не получил от них любви? Правильнее будет: в любви оплодотворяй семя, в любви расти ребенка, дабы в старости он ответил тебе взаимностью.

6. <Не убивай.>

Хорошо сказано. А как быть тем, кто служит отечеству, кто дал присягу ценой своей жизни защищать мирных граждан, то есть, в случаях военных действий, убивать врага, посягнувшего на целостность государственных границ? И как быть исполняющим закон, приводя смертный приговор в действие? И как быть тем, на чьих глазах убивают родных и близких? Следовать этой заповеди и ничего не делать, не попытаться сохранить жизнь любимому человеку, отцу, матери, ребенку? Пассивность - худшее из все зол. Если в мире существуют убийцы и насильники, не потому ли, что мы отказались от золотого правила - око за око, зуб за зуб. Именно этот закон наших далеких предков был предупреждением совершения противоправного действия - человек знал, что его ожидает в случае нарушения неписаных правил - «не твори того, чего себе не желаешь».

7. <Не прелюбодействуй.>

Отказ от любви, любовных отношений? Но любовь - есть основа жизненного развития и рождения новой жизни. Любовь - лучшее, что есть у каждого. Любовь, это не только любовные утехи, но возвышенные чувства, благодаря которым человек совершенствуется в личностных качествах.   

8. <Не кради.>

В этой заповеди не разъяснена суть, а потому нарушается безбожно. Почему-то принято считать воровством материальное. А кража чужих идей, печатных трудов, чужого времени и чужой славы? А обман, введение в заблуждение - не кража доверия, разрушенная любовь, семья - не украденное чужое счастье? Что есть убитая надежда, как не кража веры? И всё перечисленное серьезнее, чем украденное материальное. Материальное можно восполнить материальным, а как быть с украденным, которое ни чем не восполнишь?

9. <Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.>

Под ближними мы подразумеваем родственников, друзей, знакомых. А если человек не из близких - можно ложно обличать, заведомо говорить о нем неправду и подводить под наказание?

10. <Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни вола его, ни рабыни его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.>

Не желать - значит не хотеть. Но людям свойственно желать чего у них нет. Правильнее сказать - не завидуй другим, не завидуй чужому богатству, чужому счастью.


Как видим, десять заповедей, которые должны соблюдаться миром, далеки от правдивости и противоречивы истине. Значит быть набожным, не означает быть праведником. Но кто они, праведники?

Праведник - правдивый - человек чести и совести, чистый в помыслах и деяниях. Праведник борется не со злом, а с причиной его порождения. А причиной зла может быть благое намерение. Праведный живет по совести и справедливости. Ибо путь правды, это его судьба. Праведник наделен благородством и имеет рациональный ум. Он отважен и мудр, добр и беспощаден (смотря, в какой ситуации находится). Праведник является примером подражания.

Истории известны имена замечательных людей, чья деятельность не была связана с религией. Столпом человечества являются праведники - лидеры народа, духовные учителя, талантливые ученые, а не десять заповедей, в которых истина сокрыта от людей. Неверное трактование заповедей вредят незрелому уму и приносят тяжкие последствия верующим. Имею ли я право говорить об этом, покушаясь на незыблемую святость вероучений? Но если не я, то кто?


Рецензии
Спасибо, Даная. Я знаю, что размышления Ваши куда глубже написанного, и куда глубже чувства. Просто написанное обычно куда бледней внутреннего.
Мы должны идти дальше в своем развитии и Заповеди тоже должны развиваться вместе с нами.
Я пыталась разговаривать с верующими на духовные темы и - глушь. Пустота.
Вот у меня есть пост, который мне кажется интересным.Я надеялась, что верующие претендующие на духовную жизнь будут увлечены моей свежей мыслью но нет. Тишина.
Вот этот пост.
http://www.proza.ru/2015/08/01/1450

Анна Гриневская   25.09.2018 10:16     Заявить о нарушении
Все верно, уважаемая Анна. Заповеди должны развиться вместе с нами. Согласно законам физики все должно течь и меняться. Спасибо.

Даная Дан   25.09.2018 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.