Казус Кукоцкого. В процессе постижения
Не люблю я почему-то Хаматову, а она там Таню играла. Но в книге Таню принимаешь – её свободолюбие вплоть до безнравственности. А Чулпан Хаматова меня раздражала - почему Таня такая, выкаблучивающаяся - было не понятно. Просто безобразница, которой нравилось безобразничать.
В таких людях, как Таня в "Казусе...", я всегда видела источник страдания других людей. Эти люди в желании собственной свободы, в порыве доверять своим чувствам и инстинктам вплоть до отстранения от себя всех норм и правил, очень напрягают окружающих. Да, они любят родителей, друзей, детей и мужей, но они настолько непредсказуемы, что нельзя включать их в свой план жизни: они сегодня здесь, завтра там, устроили свой рай, а как с ними в реальной жизни живётся близким – их не колышет.
Отец (отчим) любит Таню до самозабвения (сам Павел Кукоцкий - натяжка Улицкой, ну, пусть, порядочный, талантливый алкоголик, который так и не теряет квалификацию академика-гинеколога). Падчерица пропадает все ночи, бросила учёбу, работу, где-то шляется, кому-то походя отдаётся, живёт сразу с двумя братьями, которые её тоже любят до умопомрачения и готовы всё простить, лишь бы она была рядом и позволяла с собою спать (обоим). Мать – теряет разум, живёт обособленной, внутренней жизнью, вся в своих снах; дочь теряет из памяти, как и всех окружающих. Сестра-подружка увлечена своими растениями, ей тоже дела нет до Тани. Домработница, полуслепая старуха, религиозная и полуумная, всю жизнь знавшая лишь молитвы и домашние дела, вообще потеряла представление – что и чем занимается её вечная поднадзорная…
Интересно, Улицкая видела все свои персонажи в реальной жизни? Чтобы вот они были связаны общим жильём и интересами?
На мой взгляд, я бы лишилась сна, если бы у меня была только одна Таня, не говоря об остальных. Так нет, надо ещё чтобы врач-алкоголик, полусумасшедшая его жена, недалёкая Тома, полуслепая Василиса; не моющаяся годами, грязная, пропахшая мочой квартира – всё это в одном месте, и все были чуть ли не счастливы, никто не ломает рук в тревоге за «не так и не то». И ещё – никто не гибнет, все друг друга обихаживают, а над шлюхой-Таней рука Господня, которая её от всего хранит. И ни малейшего сомнения у той в голове, что живёт-то она среди людей, а не камней или пусть деревьев. Ведь главная мысль любящих – чтобы чего плохого с любимым не случилось. А тут – раз, и Таня опять где-то пребывает, и горя нет ни о любимом отчиме, ни о больной матери, ни о старой няньке.
И думаешь, как это вот из Тани выросло? Она ж – моя ровесница. Почему её не коснулось желание быть полезной всем людям или хотя бы своим близким. И отношения там какие-то… Может, я всю жизнь провела во сне, а то, что в книге – то и в жизни? Просто, в силу происхождения и других жизненных обстоятельств, мне было много не доступно. Так и прожила, думая, что девушки (в основном) себя берегли, семью хотели иметь, работать для пользы всех, не огорчать близких, жить своим трудом, быть верными – родителям, мужу, стране, наконец.
А в конце погибла всё же Таня. Погибла из-за того, что выпила из лужицы водицы в своих безалаберных похождениях, заразилась гепатитом; всё это в Крыму. Вовремя помощь не оказали, и дочь медика-академика умирает в провинциальной больнице. Остаются из всех персонажей Женя, дочь Тани то ли от Виталика, то ли от Гены; Тома, которая пишет диссертацию и вышла замуж, хотя на дух «секса» не переносила из-за памяти о матери-дворничихи, таскающей к себе мужиков; да Елена, Танина мать, так и живущая в своих то ли снах, то ли мечтах, в которых она всех действующих (и не действующих) лиц, (вплоть до эпизодического маньяка, покушавшегося на жизнь Сергея-тробмониста, Таниного любимого мужа) видит как бы после смерти.
Недавно прочла «роман-загадку» Бахыта Кенжиева «Обрезание пасынков»... Там тоже – такие страсти в последней части! Друзья-соперники, бывший диссидент, поэт, отказавшийся от своего дара, сидящий в психушке за убийство друга. А во второй – в Переделкино, на даче (подразумевается арестованного Мандельштама) три пролетарских писателя сочиняют сценарий процесса над поэтом, находя оправдания своей деятельности в идее светлого будущего, а на самом деле – во вкусной еде, комфортном жилище, беспечном времяпрепровождении. В конце, правда, их всех запирают в доме с перекрытой печной вьюшкой – «Мавр может уйти» …
Вот современные писатели так изощряются: такие выверты, такие коллизии... Читаешь классиков, всё понятно, можно допускать или не допускать сюжеты, но всё последовательно и логично, и на сюжетах и характерах строится мировоззрение писателя, которое он нам хочет передать.
Что хотят передать своими повестями и романами современные мастера слова? Что жизнь многообразна, и что не придумывай, это тоже может быть?
Но вот мировоззрения-то нет.
Таня выписана с симпатией, любовью даже, да все почти персонажи – с приятием. Даже озабоченный Танин начальник, нанизывающий на свой член всех приблизившихся к нему подчинённых женского полу – и тот выписан без возмущения и гадливости. Пьющий Павел Алексеевич, Тома – тупая и самодовльная... – ко всем с авторской любовью, всех оправдывает Улицкая. А мировоззрения – нет как нет. И не поймёшь – она, Улицкая то есть, "твоя писатель" или нет? Хочешь ты её читать и дальше или ладно, нечего время терять?
Вот Чехова хочется, Толстого – тоже, а нынешних – ни за кем не хочется гоняться по книжным лавкам и выписывать журналы, которые их публикуют.
Почему так?
Свидетельство о публикации №210083000915
С пожеланием успехов Вам и Вашей интересной страничке.
Вера Вестникова 12.06.2015 22:18 Заявить о нарушении
За пожелание спасибо.
Нина Левина 12.06.2015 22:58 Заявить о нарушении
Вера Вестникова 12.06.2015 23:32 Заявить о нарушении
Нина Левина 13.06.2015 19:26 Заявить о нарушении
Человек, владеющий словом, очень важен для всякой власти. Поэтому и расстреливали писателей при Сталине: Пильняк, Клюев, Мандельштам и другие. А тем, кто "лижет в пояс, лижет ниже" давали Сталинские премии (их фамилии теперь только специалисты помнят. Вам, например, говорит что-нибудь такое имя как Семён Бабаевский? Бездарный лизоблюд, а ведь сколько премий всяких литературных "нахватал"!)
Извините, что так много пишу, покушаюсь на Ваше личное время, просто мне первый раз встретился человек, который верит что премии дают по заслугам. Всё мое окружение, люди, с которыми общаюсь, считают, что в больших литературных премиях, а так же кинематографических "Оскарах" или эстрадных "Евровидениях" очень много полтитики. Не следует забывать и грибоедовское: "Чины людьми даются, а люди могут ошибиться". "А людей можно и подкупить", - прибавлю от себя.
Вера Вестникова 14.06.2015 11:06 Заявить о нарушении
Вы не сочтёте за невежливость, если я на этом своё участие в разговоре завершу?
С уважением.
Нина Левина 14.06.2015 14:29 Заявить о нарушении
Ниточка Тончайшая 04.02.2024 05:53 Заявить о нарушении