О графоманофобии

       Случилось мне тут наткнуться в Интернете на некий довольно свежий «окололитературный» сайт, имя которого я не сообщаю, ибо имя ему – легион.
      То ли садовник оплошал, то ли ребята борзые оказались, только впечатление от встречи такое же, как если на ухоженной садовой дорожке наткнулся на кучу собачьего дерьма.
       На этом сайте группа анонимных олбаноидов-долбаноидов занимается тем, что мастурбирует над изображением приглянувшегося им сетевого автора и тащится в коллективном оргазме, разбирая его кости на препараторском столе их убогого вкуса и делая из него клоуна. В воздухе там висит дым и мат, а пол усеян пустыми банками из-под пива. Они вполне серьезно мнят себя критиками, и по мне лучше быть ими осмеянным, чем наоборот, ибо понравиться им – значит, оказаться воплощением их убогих предпочтений. Их метод прост и вытекает из тактики приматов – так обезьяны с высокого дерева, паясничая и кривляясь, способны закидать палками даже льва (в том числе и Льва Толстого). 
       Судя по трехэтажной лексике, они не с Парнаса, а из-под забора, возможно даже того, которым обнесен наш цветущий прозарушный сад. Не собираюсь вникать в их мутные помыслы. По мне – это недоразвитая брехливая свора шариковых, верно следующих собачьему удовольствию своего родителя: «Мы их душили-душили, душили-душили!..» А, стало быть, ничего, кроме наследственной патологии там нет. Говоря другими словами - сука померла, а щенки остались. И если я упоминаю о них, то только потому, что уж больно схож их метод с манерой некой дамочки, обитающей на нашем сайте, которая таким же способом раздербанила один из моих текстов на цитаты, снабдила их дурацкими комментариями, засунула их себе в ЖЖ и сидит, довольная: «Дивитесь, люди добрые, яка я гарна дивчина!..» 
       И вот теперь у таких, как она собственный сайт (и, наверное, не один), где они могут лаять в полный голос и силу. Дай им волю, они бы и Проза.ру превратили в кучу дерьма. А потому, не следует здесь пенять модераторам, как это частенько у нас случается – они делают наиполезнейшее дело. 
       Интересно, однако, что эти «критики» вольно или невольно применяют приемы расплодившихся ныне в неимоверном количестве пародистов, на которых они, недобрые, сильно похожи. Ведь и те, и другие только передразнивают, а потешаться, как известно, можно над кем и над чем угодно. Надо только тыкать туда грязным пальцем и молоть языком всякую чушь. Такие пародисты и критики пером не владеют, зато могут ржать, плясать и немного читать. Этакое братство кривых зеркал.
       Смеются все, но с возрастом это обычно проходит. Если нет – перед нами прирожденный критик из породы пародистов. Однако юмор и остроумие – две большие разницы. А вы, кстати, заметили, что слово «пародист» таит в себе отзвуки двух других – паразит и глист? Красноречивый союз, не правда ли?
       Другой перекос их брезгливого рта представляет собой тавро «графоман», слюнявым поцелуем которого они клеймят неугодного им «аффтора».
       Мне прежде приходилось уже высказываться по этому поводу, и потому здесь и сейчас с пролетарской прямотой скажу им и их приспешникам на нашем сайте только одно:
       «Какое ваше собачье дело, что и как мы пишем?!»
       Да, скифы мы и графоманы мы! Не знаю, как другая, а славянская (или еще шире – общероссийская) душа не может не писать по ряду фундаментальных причин, которые всем слишком хорошо известны. Вот если этой тяги нет – значит, перед нами беспородная шариковщина, графоманофоб. И это у него мы должны испрашивать разрешение писать? Да в своем ли он уме?!
       Графомания – не болезнь, а общественно полезное занятие. Графоманофобия – вот болезнь, которой невдомек, что кроме трех аккордов есть еще аранжированные аккорды, гармоническое обогащение и много еще чего им непонятного, не говоря о сольфеджио; что судя по разговорам (рецензиям) – мы тут хоть и взрослые, но в письменном деле – дети, а в детских оговорках и заключена поэзия. И еще много чего невдомек этим обкуренным кривлякам, но я не психотерапевт и лечить их не собираюсь.
       Немудрено, что посетив такой гадюшник, на наш сайт возвращаешься, как домой. У нас, конечно, тоже есть свои шариковы, но на иных здесь можно надеть намордник, а другие, если и кусаются, то, так сказать, не без изящества. Замечу попутно, раз уж представился повод, что наша критическая жизнь на сайте большей частью не меняется. И в отсутствии перемен есть свои плюсы и минусы. Но если с плюсами все ясно, то минусы вызывают у нас время от времени нетворческую чесотку. Слежу по мере сил за полемикой касаемо обустройства сайта и нахожу, что проблемы остаются, а стало быть, администрация не берет их в голову.
По-прежнему выходит, что если, например, сравнивать наш сайт с водоемом, то рейтинг – это его поверхность, а на поверхности обычно плавает сами знаете что. Тяжелые, основательные вещи все также покоятся на дне, и не видно водолаза, который собирается их оттуда извлекать. 
       С другой стороны, хорошо уже то, что они там есть, а, значит, рано или поздно они дойдут до общества. Или не дойдут. 
       Давайте в этом месте следовать В.Набокову, который в романе «Дар» писал, как талант одного из персонажей «…каким-то непонятным образом, едва ли не с физиологической естественностью некой эманации, исподволь оделся облаком неуловимой славы, так что имя его произносилось - не то, чтоб особенно часто, но совершенно иначе, чем все прочие молодые имена; человек, каждую новую строчку которого он (герой романа – прим. авт.), презирая себя, брезгливо, поспешно и жадно поглощал в уголку, стараясь самым действием чтения истребить в ней чудо - после чего дня два не мог отделаться ни от прочитанного, ни от чувства своего бессилия и тайной боли, словно в борьбе с другим поранил собственную сокровенную частицу…» 
       Иными словами, в ожидании водолаза ныряйте сами, и коли обнаружите подобные признаки – знайте, что перед вами и есть тот самый искомый талант. А может, в этом и состоит чернильная правда нашего водоема – самим добывать жемчуг? Иначе за ним пришлось бы ходить в ювелирный магазин…
       Тем же, кто льет воду на мельницу графоманофобства, я скажу по рабоче-крестьянски:
       Не стоит забывать, что за всеми нами, пациентами сумасшедшего дома по имени жизнь, наблюдает, делая пометки на полях, Великий Психиатр – д-р Жребий Жребиевич Рок. Так что, господа баламуты, электронные мозги, картонные сердца, выбирайте выражения и фильтруйте базар, в натуре!
 


Рецензии
Эка, Вас разнесло! Графомания, как и описываемая Вами фобия - болезни, и ноги у этих болезней растут из одного места. Ну, Вы знаете, откуда обычно растут ноги. Никто не у кого не должен спрашивать разрешения писать так же, как и критиковать, смаковать, злорадствовать, разбирать по косточкам. Но, произведение, а не автора. Ваши мысли интересны. Кстати, Набоков разбомбил лермонтовского "Героя нашего времени" в пух и прах. Очень любопытная критика. Если найдете, прочитайте.

Эдуард Тубакин   06.09.2010 15:20     Заявить о нарушении
Насчет того, что никто ни у кого не должен спрашивать разрешения - это чистая правда. Но разве смаковать, злорадствовать, разбирать по косточкам - это критиковать? По поводу разницы мании и фобии - смотреть ответ на предыдущую рец-ю. В Набоков никогда не бомбил Ю.Лермонтова, а очень тактично и с почтением объяснил англосаксам в предисловии к своему переводу "Героя нашего времени" особенности лермонтовской прозы. Если найдете - прочитайте.

Александр Солин   06.09.2010 16:02   Заявить о нарушении
Не знаю, говорим об одном и том же, но разве писать глупость, помноженную на безвкусицу, меньшее зло, чем злорадство? Не пишите, никто не будет критиковать. Вы мне возразить: не читайте, не надо будет критиковать, на это и я могу ответить: не читайте мою критику. А Набоков тактично разнес лермонтовское произведение. Видимо, разную критику мы с Вами у Набокова читали. Не поленюсь, брошу ссылку, если в инете найду.

Эдуард Тубакин   06.09.2010 16:33   Заявить о нарушении
Не буду, Эдуард, возражать. Мой принцип: понравилось - найди добрые слова, не понравилось - зайди в следующий раз. А цепляться к слабому - все равно, что бить лежачего.


Александр Солин   06.09.2010 17:04   Заявить о нарушении
Зря, не хотел Вас огорчать, было желание поразмышлять. Что значит цепляться? Если по тексту заметил логическую, стилистическую ошибку, а тебя посылают на три буквы. Кто в этом случае слабый? Когда даже исправить опечатку не желают, а бравируют, мол, вот такой я непонятный и талантливый! Ну, а в остальном, уважаю принципы и принципиальных. И статьи у Вас дельные, есть рациональное зерно. Спасибо. Извините, если ненароком задел.

Эдуард Тубакин   06.09.2010 17:15   Заявить о нарушении
Эдуард! Какие обиды?! Я что - гимназистка? (Хотя, нынешние гимназистки... гм-гм, молчу:) Рад Вас видеть у себя всегда! Вы здесь человек авторитетный:)

Александр Солин   06.09.2010 17:27   Заявить о нарушении
И я рад Вам всегда!

Эдуард Тубакин   06.09.2010 17:35   Заявить о нарушении
Кстати, вот ссылка. Да, мы говорили об одной и той же статье, но может, другим будет интересно http://lib.ru/NABOKOW/Lermontov.txt

Эдуард Тубакин   07.09.2010 12:41   Заявить о нарушении
Спасибо, Эдуард, это то самое. Я запомнил его еще и потому, что там Набоков декларирует то, чему я сам стараюсь следовать, балуясь переводами с фр.
"Всякий перевод, не производящий впечатление перевода,
при ближайшем рассмотрении непременно окажется неточным, тогда как единственными достоинствами добротного перевода следует считать его верность и адекватность оригиналу. Будет ли он легко читаться, это уже зависит от образца, а не от снятой с
него копии..." Актуальная, знаете ли, мысль для этого неблагодарного дела:)
В целом же, мне кажется, Набоков к Лермонтову здесь больше добр, чем строг.

Александр Солин   07.09.2010 13:01   Заявить о нарушении
А мне показалось наоборот. По сравнению с другой хвалебной критикой, где лермонтовского героя преподносили чуть ли не как идеал прозы, к которому надобно стремиться. Во всяком случае, Набоков накопал больше и подробнее. Насчет переводов, ничего не могу сказать, безнадежно далек. Но соглашусь с трезвой мыслью, что перевод должен точнее соответствовать оригиналу. А то, что читается трудно, не причина переводить отдаленнее... Иные русскоязычные писатели очень тяжело пишут, но это не значит, что плохо. Читатель пусть тоже немного потрудится, а то превратили его в жвачное животное: не мычит, не телится...

Эдуард Тубакин   07.09.2010 13:11   Заявить о нарушении
Золотые слова!:)

Александр Солин   07.09.2010 13:17   Заявить о нарушении
Прочитал несколько ваших вещей - впечатляет! И что важно - стремитесь к выразительности и собственному стилю. Вижу, рецензентов у Вас и без меня достаточно, так что буду ловить момент, чтобы отметиться в числе первых:)

Александр Солин   07.09.2010 13:22   Заявить о нарушении
Стараюсь в меру своих скромных возможностей. Заходите. Всегда рад.

Эдуард Тубакин   07.09.2010 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.