Достали

Вдовец Черемухин вчера утром порубил всю свою библиотеку. Страшно было видеть замах Черемухина от плеча, над лежащей на чурбане для колки дров, книгой. И слышать его резкое «хак», когда в миллиметре от большого пальца левой руки Черемухина, падало лезвие острого как бритва, плотницкого топора. Этим топором, доставшимся Черемухину от отца, а тому от деда было сработана  половина домов в деревне. На стершимся от долголетия тулове обуха еще видно было клеймо – соболь, а самому топору были не страшны даже пихтовые сучки, не уступавшие в твердости гвоздям. С легкостью необычайной он перерубал книжки поперек переплета.  Казненные таким образом книги, Черемухин укладывал в дровяник, рядом с растопочным материалом, мелко наколотыми полешками лиственницы и корьем березы. 
- Что же ты так-то Дмитрич? – Спрашивали его соседи и осуждающе качали головой, - не ладно ведь так-то.
- А что ладно-то, а что? – Черемухин ощеривал свои мелкие зубы и брызгал слюной, - это ладно, когда всю жизнь прожил вымыслами? Это ладно, когда себя не знавши живешь?
Э да что вам говорить. Во сне живете и не хотите проснуться.
 Его вечный оппонент Лапшов, по своему обыкновению, подначивал Черемухина.
- Ну, теперь ты проснулся, едрена хать! Теперь, значит, будет в нашей деревне хоть один человек не спящий.
- Будет, будет, - поддакивал ему Черемухин и угрожающе, в растяжку обещал:
- Я  вас чертей разбужу.
Прошел год с той памятной  рубки книг, а по всему было видно, что Черемухин своей угрозы не сдержал. Ни кого не разбудил.  Люди, как читали книжки, так и продолжали читать, а особо любители книжного чтения, сожалели о порубленной библиотеке Черемухина потому, как – знатная то была библиотека!
Между тем сам Черемухин продолжал своё существование тем, что плотницкое дело кормило, поило и одевало его. Если бы не зараза Лапшов, то всё было бы так, как будто Черемухин никогда не рубил  своих книг на дворе, но Лапшов, то есть Генка, не давал ему прохода и все время напоминал Черемухину, что де он обещал всех разбудить.
Ну и довел человека до озверения. А что вы хотите? Если в здравом уме и памяти  человек рубит книги, то долго ли такого человека довести до озверения? Думаю, что нет, потому как в душе своей он уже предуготовлен к зверству.
Так вот в летнюю пору, когда дети Лапшова были в пионерлагере, или как он там по нынешнему называется, Черемухин подпалил его дом. Днем  и подпалил, когда там ни кого не было. Смертоубийства наверное не хотел.
А потом как обычно был суд и Черемухин теперь плотницким ремеслом обихаживает лагерную зону, вот только срубить новый дом  Лапшову, взамен сожженного, некому стало.
 Конечно, были мужики в деревне, да все ловки на подхвате.
Потому и Лапшову упрек:
- Ты бы язык придержал, так с домом бы был. А сейчас что?
И видя его растерянность и недоумение, добавляли:
- Вот то-то же!


Рецензии
Любопытно, а какие были книги в той знатной библиотеке потомственного плотника, хоть бы взглянуть на переплёты?
Жуткая и такая достоверная картина рубки, хотя непонятно, зачем?
Жечь - так они бы и не рубленые в печку вошли.
Видно и впрямь достали вымыслы (какие?), пробудился человек - но немножко бы подробнее об этом?
Никого не разбудил, ну а пытался ли?
Слишком, по-моему, много непоняток.

Мария Гринберг   15.10.2010 12:59     Заявить о нарушении
Не "поняток" много, верно. Я бы мог Вам наплести разного фактологического плетня вокруг этого вымысла. Многие пишущие напускают тумана насчет достоверности того, о чем пишут, пологая, что ссылка на то, "что так было" возместит художественную слабость произведения. Не возместит.
У меня знакомый взял да повесился. Совершенно непонятно почему?
А ведь его знал хорошо. Ну по крайней мере думал, что хорошо знаю, а он вон какой фортель выкинул. И лет то было чуть больше тридцати. Непонятица!
Читайте Исайю. Если писатель - пророк (По А.С.Пушкину), то его задача вовсе не будить человечество, а усыпить. Об этом я уже писал. В публицистике есть.
А за Ваше пристальное внимание к моему творчеству отдельное и большое спасибо!

Михаил Анохин   15.10.2010 16:43   Заявить о нарушении
Да вот тут вечный соблазн писательский, как я понимаю - настоящая правда не нуждается в правдоподобии, не требует объяснений, и реальная жизнь интереснее любой выдумки.
Но вот то, что мы пишем, без этого обойтись не может, наша ложь должна выглядеть правдивой.
То есть, по Пушкину, "Глаголом жги сердца людей" - значит усыплять их, хм...

Мария Гринберг   15.10.2010 17:15   Заявить о нарушении
А вот и нет! «Над вымыслом слезами обольюсь»!
А не над правдой! И это лож, что жизнь гораздо разнообразнее и полнее писательской придумки. Жизнь - следует за писателем! Жизнь подражательна! Почему?
Да потому что человек вот уже шесть-семь тысячелетий живет не в природной, а культурной среде!
Разве не видно, как слепо, как истово жизнь следует любой модной придумки?
Разве не видно, как люди беснуются при виде своих кумиров и … Это важно! Подражают им!
Я уже цитировал писателя Буковского из его романа «Московский процесс» об американском «обыкновенном человеке».
Разве не видно, как с человека снимают «шкуру» индивидуальности и напяливают на него «всеобщую одежду»?
А Вы что-то толкуете о реальной жизни, которая де полнее литературы?
Ну если Вам угодно пребывать в этом убеждении, то что ж…

Михаил Анохин   15.10.2010 18:28   Заявить о нарушении
Всё же, я думаю, Вы несколько преувеличиваете?
Подражание, да, имеет место - но насколько оно глубоко? Всё же основы мотивации реального человека, на мой взгляд - прежде всего в реальности, влияние на него культуры, я думаю, сравнительно невелико.
Сами же Вы приводите в дискуссии примеры реальных суицидентов: Есенина и своего знакомого, а не молодого, скажем, Вертера?
Впрочем, спор такой может быть бесконечным - и плодотворным ли?

Мария Гринберг   15.10.2010 18:39   Заявить о нарушении
Не думаю что такие споры могут быть плодотворными. Дело в основах мировоззрения. А они - на это еще Платон указал, не являются доказанными. Все простое (основы) не доказательно - они увиденные. Все основы - видят (узревают). Вот я вслед за поэтом 13 века Уайльдом Оскаром увидел, что действительность - это проекция культуры. Потом в учении отцов православия нашел этому подтверждение: Дух творит для себя формы.
Культура - это и есть дух народа, или нации.
Литература - существенная, я бы даже сказал - определяющая суть Духа культуры. Это связано с феноменом слова.
Впрочем как я уже сказал вначале - у каждого свое мировззрение из этого своего - человек выглядывает в мир реальности и преображает его согласно своему мировоззрению.
Давайте на этом и поставим точку.
Мой учитель, алтайский писатель Лев Израилевич Квин постоянно внушал нам одну мысль, если можно сказать о произведении о чем оно, и еще хуже - зачем оно написано, то можно сказать - получилось плохо. Любая подлинно художественная вещь несет в себе столько смысловых прочтений, сколько есть у неё читателей.
У одних - это будут эмоциональные нюансы, у других - морально-этические, а третья поймут так, что у автора волосы на голове дыбом встанут. Такое вычитают - хоть стой, хоть падай, хоть
топись от отчаяния. Все это было на моем веку и еще будет. И тут не злые умыслы, а специфика литературного текста. И это хорошо.

Михаил Анохин   15.10.2010 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.