Похороните меня там

ПОХОРОНИТЕ  МЕНЯ  ТАМ
(Из серии «ПУСТЯКИ»)

   Дача сгорела дотла от поджога. Этот «подарок» преподнес моему сыну его друг на 23 февраля. От нее стались только шлакобетонные стены, и те потрескались. Встал вопрос: что делать? Думали, гадали, решили расширяться. Благо, ограничения на квадратные метры были сняты. Нарисовал новый дом и даже фундамент залил вручную. Но не лежала душа к пепелищу. Внутренний голос подсказывал: «Не жить нам здесь».
   Однако начинать опять с нуля тоже не хотелось. Тут хоть баня есть. Можно от дождя и солнца спрятаться. А на пустыре… опять в палатке куковать? Так пришла мысль купить где-нибудь поблизости дачу с недостроенным домом. И дешевле станет, и на свой вкус можно будет завершить стройку. Искали долго, с год – не меньше, прежде чем нашли то, что худо-бедно нас устраивало: и цена, и место неплохое – почти на самом берегу реки, и то, что дом кирпичный, точнее, коробка под крышей. Сам дом понравился меньше. Зачем, к примеру, в доме гараж? Дышать бензиновыми и прочими испарениями? Вход изнутри можно было бы заложить, но… Нет, решили все же из гаража спальню сделать. С него и началось переустройство.
   Гараж был завален строительными материалами и разным хламом. Когда  значительную их часть вынес наружу, увидел то, что в последствии стало предметом размышлений и темой сего повествования. На боковой стене гаража, у самых ворот я увидел ласточкино гнездо. Оно было пустое. Видимо, птицы свили его здесь, когда ворота были еще не навешены. Не задумываясь, порушил его. Не было мне дела и до того, что с ними, бывшими обитателями стало. Нашли себе другое пристанище, и ладно. Но заметил, в тот год не летали ласточки поблизости. Они появились на следующий. И вот что меня удивило и почему-то обрадовало: гнездо свили на чердаке нашего дома.
   Собственно, чердака как такового тогда еще не было. На втором этаже отсутствовал потолок, его еще предстояло смонтировать. Под сводами этого приличного по размерам помещения я устроил столярную мастерскую, а ласточки свили гнездо на балке, под самым коньком. Залетали они сюда через не застекленные балконные двери. Поначалу пугались меня, сделав круг, улетали. Потом перестали обращать внимание на бородатого деда, занятого своим делом. А когда уж я спас двух птенцов… Ну, как спас? Несмышленыши перепутали  застекленные окна с незастекленными, трепыхались бедные на подоконнике. Я просто взял их и выпустил на волю. После этого птички меня вообще зауважали. Бывало, сядут на усы установленной здесь же, под крышей телевизионной антенны, а я - на верстак. Сидим, пересвистываемся. Славно.
   Сейчас на чердаке живет уже две или три семьи ласточек. Не пересвистываемся больше – потолок мешает. Но не забывают старика. По утрам обычно приветствуют: сделают круг над домом и, пролетая надо мной, резко снижаются. Того и гляди, подстригут бороденку. Вечерами, в часы отдыха наблюдаю за их полетами и думаю, что манит этих чернокрылых красавиц сюда? Путь из южных стран неблизкий и, наверняка, извилистый, но они как-то находят дорогу. Что служит им ориентиром? Какой авиадиспетчер руководит полетами? А, главное, какая нужда заставляет их сниматься с насиженных мест, чтобы оказаться именно здесь? И почему здесь же, не там, суждено им дать жизнь потомству?   
   Ученые-зоологи объясняют миграцию птиц просто: на Севере де выкормить птенцов проще. Что-то сомневаюсь я, что на юге с кормами напряженка. А чем объяснить миграцию рыб? Взять тех же лососевых: горбушу, кету, чавычу, нерку. Какой такой особый корм они находят в мелководьях речушек Сахалина, Камчатки? Они там вообще ничем не питаются, лишь отмечут икру, оплодотворят ее молоками, дадут жизнь потомству, а сами погибают.
   Черепашки Австралии, едва вылупившись из яйца, напористо топотят к морю, чтобы тут же направиться к берегам Калифорнии, до которой по прямой 24 тысячи верст и тысячи хищников, жаждущих отведать черепашьего мяса. А потом заматеревшие они снова, с не меньшим упорством одолевает путь назад,  возвращаются к родным песчаным дюнам?
   Недавно узнал, что, оказывается, и бабочки в большинстве своем тоже перелетные. Взмывают высоко в небо, там их подхватывает ветер, и они со скоростью более 100 километров в час меняют свое место жительства, весной летят с юга на север, осенью – обратно. Так уж устроено в природе: даже ветер в зависимости от времени года дует туда, куда надо. Откуда это бабочкам известно? Вот вопрос.
   Ностальгия. Что это такое? Почему нас безотчетно мучает тоска, когда мы оказываемся далеко от дома? Не сразу догадываемся, что нам просто надо вернуться туда, где родились и когда-то жили? Догадываемся потом, по возвращении, когда обнаруживаем: тоску как рукой сняло. Все просто? Не упрощаем ли мы эту тягу к отчему дому, к малой Родине? Для чего-то же это заложено в нас, эта болезнь, называемая ностальгией?
   Не даром говорят: где родился, там и пригодился. Многие люди, особенно живущие в сельской местности, не представляют, что можно жить где-то еще. Здесь жили их предки, здесь они родились, здесь и хотят умереть. Тем и счастливы. Но это вовсе не значит, что того же правила должны придерживаться все. Природа предусматривает миграцию рыб, птиц, отдельных видов животных. Не чинит она препятствия и любителям путешествий, склонным  к перемене мест. В этом заложен и практический смысл: кто-то же должен осваивать просторы Земли и океана. Однако всех этих искателей приключений всегда, где бы они ни были, тянет домой? Почему? Природа подсказывает: так надо. Родина породила своего сына. Родина ждет его возвращения.
   Не допускаем ли мы ошибку, когда хороним людей там, где придется, еще хуже – там, где престижней. Сейчас в Мытищах строится мемориал, где будут погребены известные военачальники, другие выдающиеся деятели государства. Уже сейчас там бронируют места депутаты Госдумы, чиновники разных мастей для себя любимых, «подбирают» по рангу будущих соседей. Не постыдно ли это? Даже мертвецов делим на «первосортных» и «бракованных». Может, прислушаемся к Природе-матушке, будем придавать усопших той Земле, что их родила? Это же так справедливо! Пусть сама Земля гордится своими героями: учеными, космонавтами, деятелями искусства, литературы. А вместе с нею пусть гордятся и живые земляки, берут с них пример.
   Красная площадь. Пантеон Советской эпохи. Многими из тех, кто там похоронен, страна по праву гордится. А иные оказались там не по их заслугам, а по конъюнктурным или политическим соображениям. Не прислушаться ли нам к подсказкам Природы? Не навести ли порядок хотя бы на  главном кладбище страны?

   Этой записью я обращаюсь к близким: когда настанет мой час, похороните мой прах там, на моей малой Родине. Я не буду на вас в обиде, если вы не сможете часто посещать меня.


Рецензии
Деревенские кладбища действительно другие. И сорняки и опавшая листва - все другое. Умиротворение.Отсутствие суеты. Сын сфотографировал гнездо с птенцом -кукушонком среди маленьких яиц на ОГРАДКЕ могилки. Такое возможно только на деревенском кладбище.
Но автору еще хочется пожелать долгих лет и жизни и творчества.

Ирина Мараева   18.12.2011 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина!

Вадим Усланов   18.12.2011 19:22   Заявить о нарушении