Оверкиль

В 1998 году камчатская яхта алькор «Авача» потерпела катастрофу в Тихом океане. Я пообщался с участником тех событий, еще раз попросил рассказать, как все было. Вот что мне рассказал Павел, который был на вахте в тот роковой момент.

   «Авача» завершала цикл своих плаваний в Северной части Тихого Океана и возвращалась из Сан-Франциско через Гавайские острова на Камчатку. Последний заход был на Мидуэй, самый северо-западный остров в Гавайском архипелаге. Экипаж 4 человека: капитан Саша Тихонов, Раф (в обычной жизни капитан на рыбацких судах), Павел и американка Джуди.
Примерно в семистах милях к юго-востоку от Камчатки погода стала портиться. Вообще этот район Раф охарактеризовал, как гиблое место. Суда сюда практически не заходят, а волны достигают огромных размеров, когда даже БМРТ накрывают по рубку.

Вот в таком районе и попала «Авача» в тайфун. Сейчас охарактеризовать скорость ветра Павел мне затруднился. Двое суток шла «Авача» с попутным штормом. За кормой 2 восьмидесяти метровых якорных конца, гика-грот опущен на палубу и закреплен, на носу платочек штормового стакселя. Волны огромнейшие. Павел рассказывает, что при смене стакселя сидел на релинге, подкатила волна, нос лодки свесился с нее, в этот момент он посмотрел вниз, ужас охватил его, отвесная стена воды на много метров уходила вниз, где-то далеко-далеко была ее подошва.

За двое суток приспособились к штормованию, ветер понемногу стал стихать, в ложбинах между волнами он не ощущался совсем, и только когда лодка поднималась на очередной гребень, такелаж начинал стонать. Но волны не становились меньше, а даже наоборот. Эту волну Павел заметил издалека. На очередном гребне, обернувшись назад, он увидел огромный вал кипящей воды, который  неминуемо приближался к лодке. К гулу, который и так стоял в воздухе, добавились новые тревожные ноты. Вот яхту подхватил этот кипящий водоворот и с размаху через нос кинул вниз. В качестве страховки на Паше был монтажный пояс, большая часть страховочного конца там змейкой уложена в поясе и прихвачена суровыми нитками, в критической ситуации нитки постепенно рвутся и тем самым смягчают удар. Он вынырнул метрах в 3 от лодки. Рядом с ним плавала огромная рыба-луна, помахивая плавником по поверхности. Это видение просто отпечаталось в его мозгу. Он подтянулся к лодке. Почему никто не выглядывает наверх? Люк продолжал оставаться закрытым. Павел закричал, наверно это был крик ужаса. Подтянувшись, он забрался на палубу. В это время люк отодвинулся, сначала оттуда появилась сумка с инструментом, затем вылез Саша Тихонов.
Сразу после переворота он выглянул наверх, увидел туго натянутый шнур страховки, уходящий в воду (значит Паша на другом конце!), горловину люка ахтерпика без крышки и начал собирать инструмент. Мачта была сломана чуть выше крепления гика,  крышку люка ахтерпика срезало по самые комингсы. Спасательный плот, крепившийся на крыше рубки, сорван. В первую очередь подняли на палубу мачту. Вдвоем сделали это на удивление быстро. В 1993 году «Авача» уже ломала мачту при полной парусности. Тогда  экипажу из 6 человек пришлось повозиться. Сейчас Раф внизу без сознания, ударился головой, непонятно, что с ним. На Джуди рассчитывать не приходиться.

Раздалось шипение, это раскрылся спасательный плот. Страховочным концом он привязан к лодке, но конец очень длинный. Рядом я яхтой, постепенно удаляясь, дрейфует площадка с антенной спутникового телефона. Ее не достать.
Пластырем заделали ахтерлюк. Без мачты качка у лодки стала более плавной.
Надутый плот качается поодаль. С большим трудом подтянули его к борту и закрепили Внутри воды по пояс. Электрическая помпа работает, но периодически забивается крупами и прочим хламом, во множестве населяющем каюту.

Воду откачали. Раф иногда приходит в себя и снова отключается. Случилось все между 15 и 16-ю часами. Примерно в 20 Саша принял решение включить аварийный буй. На лодке был наш отечественный «Поиск-Б» и ручной американский буй-ответчик. Включили «американца» и повесили его на релинг. Попробовали завести дизель, он запустился. Ночь прошла тревожно, еще трижды лодку полностью накрывало волной.

Часов в 8 утра Джуди вдруг закричала: «Эйрплэйн, Эйрплэйн» Прислушались, вроде те же звуки. Может крыша поехала? На всякий случай выбрались наверх. Пасмурно, низкая облачность, видимость очень плохая. Плота у борта нет, на конце страховочного конца кусок резины с рымом.
 На самом деле угадывается гул самолета. Через некоторое время из облачности вынырнул американский самолет-разведчик «Орион». На связь не выходит, летает кругами и бросает дымовые шашки. Один двигатель у самолета заглушен. Через некоторое время в воду полетели две резиновые лодки. Запустив дизель, лодки удалось подобрать. «Орион» улетел, на смену ему прибыл «Геркулес», он вышел на связь на 16 канале.
- Времени у вас в пределах часа, сейчас к вам подойдет судно, готовьтесь покинуть борт лодки.
Саша стал пытаться что-то объяснить.
- Если вы отказываетесь от спасения, то больше сигнал бедствия можете не подавать, спасать вас никто не будет.
Вытряхнули из кис паруса и побросали туда все наиболее ценное.
Через некоторое время на связь вышло судно.
- Мы не видим вас на своем  локаторе. Жгите всю имеющуюся пиротехнику.
Когда судно вынырнуло из тумана, все обалдели. Контейнеровоз 275 метров в длину, под немецким флагом. Подошли под борт, все кранцы плюс американские лодки за бортом, но это мало помогает. С палубы контейнеровоза спустили сетку для вещей, загрузив ее, сверху положили рюкзак Джуди из непромокаемой ткани. При подъеме рюкзак вывалился из сетки, и, как легкий мячик, заскользил по волнам, подгоняемый ветром. Джуди в крик. В рюкзаке документы, деньги. Не долго думая, отвязались и за рюкзаком. В свою очередь сверху заорали немцы. С большим трудом, но рюкзак все же поймали. Возвращаться против ветра к судну было не просто. Еще сложнее было перебраться с яхты на контейнеровоз. В один из моментов лодку так приложило к борту, что затрещала обшивка. «Хана», подумал Паша, но видимых повреждений не заметил.

На судне Рафа поместили в лазарет, Сашу в каюту хозяина, и остальным нашлись отдельные каюты.
Капитан контейнеровоза рассказывал:
- Когда получили сигнал буя, я сразу понял, что скорей всего пошлют меня, так как больше никого в этом районе нет. И я должен был идти гораздо северней (шли из Юго-Восточной Азии на Штаты), но тайфун заставил обходить его с юга.
Через несколько дней капитан показал экипажу радиограмму от Владивостокского спасательного центра: «Благодарим за спасение 4-х российских женщин»
Еще через какое-то время благополучно прибыли в Лос-Анджелес.
- Самое классное мое плавание было, в заключение сказал Павел.
- Да, наверно, ответил я, - если бы еще ни этот переворот.
-А что бы я тебе тогда рассказывал? Как по Гавайям гуляли?


Рецензии
Прочитал рассказ, нахожусь в лёгком недоумении. О чем рассказ? О том как Джуди покавала деньги в непромокаемый рюкзак, или как заводили пластырь на люк ахтерпика? А если честно, вы знаете, что это за "пластырь" такой, а что такое "ахтерпик", и чем он отличается от форпика, а чем комингс отличается от карлингса. В морских делах очень много специфических словечек: оверштаг, фордевинд, оверкиль. И если бы вы написали этот рассказ для журнала "Морской флот", я бы промолчал. Но раз вы пишите для широкого круга читателей, стоит хотя-бы сносками растолковать читателю, как с помощью пластыря можно не допустить течь в люк, будь он хоть форлюк, хоть ахтерлюк.
И главное, для чего написан этот рассказ? Что выдающегося увидел автор? О чем он хочет поведать читателю? Никаках выводов, никаких размышлений. Просто изложение факта, весьма приблизительное.
Вот я и думаю, зачем все это нужно?

Иван Кудашкин   02.05.2021 19:35     Заявить о нарушении
Вы про некоторые свои произведения пишите, что их можно не читать, тем не менее публикуете. Зачем?

Евгений Панченко   06.05.2021 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.