Я помню то время

               
Я помню то время, когда на улицах моего города  слышалась торопливая и в то же самое время певучая еврейская речь...   идиш .
 На нем говорили люди прибывающие на центральную  площадь  Свобода возле нашего дома.               
Город в этот день была иной.   Это сложно описать,  но даже в  мои шесть лет я чувствовала это.         
 Я помню большие грузовые машины  на площади,помню ряды скамеек вдоль открытого кузова  машины, помню, как люди сидели на скамейках вдоль кузова и как мы ехали по улицам города.
Я помню, как люди пели и помню песни с красивыми мелодиями на языке, который был почти неизвестен мне, но приятен для моего слуха ...


Потом мы приехали к лесу. Недалеко от дороги автомобили остановились. Люди вышли из  машин и начали идти к лесу, и вдруг стало тихо.
 В этой тишине мы шли. Когда мы были ближе к лесу, я  слышала,  как  некоторые плачут.
 Затем  люди собрались вместе.               
Я помню мужчину по имени Пиня. Я узнала его.
Он любил шутить и задавал мне всякие загадки ...               

Пиня встал на стул и начал говорить.
Когда он говорил, его голос становился сердитым и грозным, он то показывал рукой в небо , то сжимал  руку в кулак а в конце речи он поднял руки, посмотрел в небо и сказал нечто очень тихим, мягким голосом.               

Я не могла видеть лица людей с  моей малой высоты, я только видела руки людей,видела,как они были сжаты в  кулаки.
Все это пугало меня.                Но после  всего, люди  стали улыбаться и обниматься друг с другом.
Так что,потом  не  было  столь ужасно.               

"Shayne maidele,  иди сюда"
Я слышала,как Пиня обращается ко мне
"Позволь мне взглянуть на тебя"                В долю секунды я была высоко в воздухе. Я могла видеть лес сверху ,я видела людей, большое поле, покрытое зеленой травой и лесными цветами. Сильные, длинные руки крепко держали меня.
               
               
Я слышала, как Пиня, улыбаясь мне  сказал моей матери:
"Взгляни на нас, Ханна, посмотри на неё!
Какая красота! Мы живем, Ханна! Мы живы! "               

Я чувствовала, как горда была моя мама.
                                          

Были слезы, и  была радость.
Они шли вместе, грусть и радость жизни.


Мой дядя Мотель был убит там, и мой дядя Хенех, и мой дед Нохем ,и бабушка Хава вечно спит  в чужой земле не дожив до освобождения нескольких дней.               

И бабушка Рохель умерла в Ошмянском гетто, и мой дядя Борух был убит там в лесу,под  деревней названием Бортел.
А  недалеко, в Понарах   вечно спят три маминых брата: старший Хеннех с женой и детьми, Лебл, Ёсиф.Я росла без них,без такой красивой большой семьи.               


С тех пор прошло более 50 лет.
Я-бабушка и  старше,чем мои бабушки Хава и Рахель были в тот момент,когда началась война.               

Когда-нибудь я расскажу историю моего народа  моим внукам.                Я приведу их к этом месту,расскажу о своей семье о людях которые жили в Oшмянах до войны.  Я скажу этим людям:
"Смотрите, я привела вам моих внуков.Послушайте, мы не забыли вас!                Вы не забыты!                Все, о чём мечтали вы, все ваши принципы в жизни мы сохранили.            
Смотрите какой красивый наш народ!               
 Вы живы  в них!”               


Я навестила в этом году  Израиль по многим причинам.               
В течение последних четырех лет  потеря  моих родителей  привела меня к более ясномы пониманию, как ограниченно и драгоценно наше время на этой земле.
И если я хочу делать то, что важно для меня, я должна сделать это сейчас. Для меня важно посетить мою страну, снова увидеть красоту земли....                Но самой основной причинной, возможно, была встреча с  семьёй  покойного брата  мамы Меира, встреча с людьми моего детства. Людьми, которые знали моих родителей, которые знали меня в мои юные годы.                               

В Израиле  на горе Мерон  собралась семья моего дяди  Меира отпраздновать Джонатана день рождения.
Одарив трехлетнего мальчика подарками, посадили его  в кресло и подняли на вутянутых руках высоко в небо.         
С высоты он увидел любящих его бабушек и дедушку.               

Он увидел своего отца Меира и его красивую мать Рут.               
Он видел его тетю Дану, и Хилу, и Лиз.  Он видели дядю Рами и Алона, и  Елираха.
 Он видел Михаела и   Мири с его кузеном Италом.               

Он увидел с  высоты прекрасную страну Израиль.В этот момент мое сердце начало сильно биться, и я услышала слова Пини в Бортеле около Ошмян:               

"Взгляни на нас Ханна. Какая красота!               
 Мы выжили! Мы живы! "   


Рецензии
*И если я хочу делать то, что важно для меня, я должна сделать это сейчас.*-вся предыдущая жизнь прожита по другому принципу, ради счастливого будущего детей. Только недавно стали понимать и о своём личном предназначении.
Роза, спасибо, Вы говорите о важном для каждого живущего.

Зоя Чепрасова   10.05.2011 10:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.