Глава 2. Перегретая Цаца и Весёлая Ручка

ЕДЕМ НА ВОСТОК

«- Вам больничный выписывать, или у вас уже есть?
 -Выписывайте...»
диалог в травмпункте

От Ижевска до Артыбаша около 3 тыс. км. Это если через Курган, как мы обычно и ездим. Можно километров 200 сэкономить, но мы предпочитаем останавливаться на отдых у друзей. Там нас и поджидала пятая участница экспедиции, получившая в Каракольской долине мифологическое имя «Рождённая в Седле», а в миру преподаватель анатомии Наталья Григорьевна.

И пока она нас поджидала, с натопленной баней и холодильником, заполненным великолепным, свежайшим курганским пивом, мы стартовали из Ижевска двумя экипажами в составе:  Дарья (она же Дашустер, первый водитель, инструктор-наездник, фотограф) и Ксения (она же Лавровая Свинка, штурман,  художник, картограф) на Цаце (Хонда CR-V) и Ольга (она же Оля Лой, соавтор экспедиции, второй водитель, штурман, шеф-повар), Александр (он же Саша Мельник, руководитель экспедиции, первый водитель) и Лор (он же Лорик, Человеко-Пёс, фокстерьер, играющий тренер) на Хонда ORTHIA.

Знакомая, многократно пройденная трасса, солнечная погода, в меру интенсивное движение, редкие гайцы, резвые автомобили — начало экспедиции складывалось гладко. К середине дня, в самое пекло под 30 градусов, мы уже были километрах в 250-ти от Екатеринбурга. И тут Цаца стала приотставать... Перегрев!!! Первый же осмотр показал — оба вентилятора замерли. Выяснять причину их остановки не было возможности да и смысла, надо было доехать... Подсоединил напрямую к аккомулятору — заработал только резервный, основной вращаться не желал, даже рукой проворачивался с трудом, было очевидно, что электромотор скончался... Так, на одном принудительно подключенном вентиляторе,  с периодически включаемой печкой и открытыми окнами без приключений, с опозданием на два часа добрались до Кургана.

Следующий день пришлось посвятить ремонту. Однако найти в Кургане в течение дня электродвигатель вентилятора на Хонду (старый ремонту на подлежал) — задача не из простых. Оставалось уповать только на удачу — и она нам улыбнулась!!! В единственном магазине Кургана, торгующем запчастями для «японок» с оригинальным названием «Оригинал» в наличии был только электродвигатель на тойотовский вентилятор, но он требовал довольно муторной подгонки. Зато у хозяина магазина, который оказался давним добрым знакомым Натальи и который случайно заехал в это время в магазин, в подсобке завалялся контрактный радиатор от Субару. Электродвигатель от него  вместе с крыльчаткой встал на Хонду, как родной!!! Только на миллиметр пришлось расточить отверстия крепления под болты большего диаметра.
Кто-то или что-то нас аккуратно придерживало в пути, дескать «тише едешь — дальше будешь». Мы относились к задержкам и поломкам философски.

До Новосиба доехали чисто и быстро. Не смотря на то, что вентиляторы в Цаце по-прежнему работали в принудительном режиме — термодатчик, ответственный за их включение, «сдох» и найти и поменять его нам удалось только в Новосибирске.

За время короткой остановки и ночёвки у друзей успели не только отдохнуть и выспаться, но и: поделиться новостями после полугода, прошедших с момента последней встречи в Петербурге, сразиться с целым роем ос, растревоженным при добывании дров для камина, познакомиться с друзьями наших друзей, сиграть всем вместе в нашу новую Игру.

Отоспались и благополучно двинулись в финишный перегон по Алтаю, до Артыбаша.
Долго ли, коротко ли, уже в сумерках доехали ло Горно-Алтайска, впереди - «последняя миля» - 160-ти километровый путь по горному серпантину до Телецкого озера. Хорошее знакомство с дорогой не делало её менее непредсказуемой и опасной, особенно в темноте. А местные «шумахеры», коровы и лошади, ночующие прямо на асфальте, почти постоянные ночные туманы и несколько перевалов не позволяли расслабиться. Да и усталость от трёх дней пути уже накопилась. Но «засада» оказадась не там, где мы её ожидали...

В двух десятках километров от Горно-Алтайска, на трассе, по которой мы ехали, есть источник. Освящённый ещё в конце ХIХ века, он один из многих на Алтае и не единственный на пути в Артыбаш. Мы всегда по-пути останавливаемся возле него — поздороваться-попрощаться с Алтаем, умыться, напиться, набрать в дорогу воды. Вот здесь-то нас и поджидали Алтайские Духи, что бы скорректировать наши планы...

Узкая тропинка от дороги к источнику, хорошо видимая в свете фар. Короткое напутствие: «Это священный источник, поздоровайтесь с ним и с Алтаем, скажите, что пришли с добрыми намерениями...»

Умылись, попили, набрали воды, пошли обратно... Короткий вскрик и Ксюша Лавровая Свинка падает, как «подстреленая птица». Вопреки ожиданиям, что сейчас вскочит и пойдёт дальше — лежит, стонет, встать не может, левый голеностоп распухает на глазах. Перелом или в лучшем случае надрыв связок — без снимка не определить. Первая помощь оказана быстро и квалифицированно, даром, что в составе группы три врача)). Пригодилась и автомобильная аптечка, охлаждающий пакет оказался под рукой.

Быстро, но аккуратно возвращаемся в город, он рядом. Пострадавшей даём инструкцию направить всё своё внимание в больное место — древний, проверенный способ быстро восстановить целостность тканей, свести к минимуму последствия повреждения.

В травмпункте, расположенном прямо в городской больнице, нас принимают оперативно и приветливо, не смотря на второй час ночи. Снимок в нашу пользу, перелома нет. Все «выдыхают», можно и пошутить — лангеты получились по диагонали: правая рука-левая нога! Руку Ксюша «грохнула» за неделю до экспедиции, ещё в Ижевске, навернувшись с велика. Эта-то лангета и вызвала весёлый интерес медсестёр и крылатый теперь уже вопрос про больничный.

После погрузки в Цацу, а процедура эта теперь стала непростой и ответственной и 50-ти грамм в качестве обезболивающего для пострадавшей благополучно, уже под утро добираемся до родной базы «Медвежья заимка». Размещаемся, суточный отдых. Не удалось экипажу Дашустера пожить в мансарде над баней, пришлось довольствоваться «генеральским домиком» - он одноэтажный.

Назавтра предстоял полный пересмотр маршрута. Хоть и получит Ксюша через несколько дней в Каракольской долине имя «Весёлые Ножки», она пока не ходок. Да и на лошадках не ездец... И ещё разбор полётов — что это за знаки такие. За пять лет, что знакомы с источником, ни о каких травмах на нём мы не слыхали. Ксюша, правда, поведала, что подходя к роднику подумала: «Подумаешь, священный, я не крещёная, мне какая разница...» Минуты не прошло, как рухнула.

Продолжение - "Медвежий край"...


Рецензии