Глава 3. Медвежий край

«В России медведи ходят по улицам...»
Западно-европейский фольклор

При разработке нового маршрута мы стремились к реализации всех поставленных ранее задач и сформулированных пожеланий, но вынуждены были учитывать низкую мобильность Ксении. В результате пришлось ориентираваться в передвижении  в первую очередь на транспорт — автомобиль и катер, так, что бы иметь возможность всей группой посетить самые «правильные» места, не всегда легко доступные.

Итак, первая часть нашего пути лежала в Заповедник, куда мы отправились на Цаце, пройдя более 100 км, из них около 70-ти по не самой хорошей грунтовке, проходящей через дремучую тайгу. Целью нашего автопробега был таёжный посёлок Яйлю (в переводе с алтайского «Тёплое место») на берегу Телецкого озера, в котором и расположена центральная усадьба Алтайского Государственного природного заповедника. Без приключений, слегка подпалив тормозные колодки на крутейшем 3-х километровом спуске и пару раз зацепившись «брюхом» за камни засветло добрались до посёлка.

После радушной встречи с нашими добрыми друзьями, Евгением Веселовским, давним сотрудником и знатоком заповедника, одним из Хранителей озера и Константином Першиным, пожалуй, лучшим проводником по Алтаю, разместились в «Гостевом доме» - шикарной (по таёжным меркам)) гостинице. Двухместные номера, оборудованная кухня, приведшая нашего искушённого шеф-повара в полный восторг, магазин за дверью с полным набором необходимого — что ещё нужно в тайге для счастья?! Всё это великолепие довершала огромная терраса на втором этаже с потрясающим видом на озеро.

Ксения тут же заявила, что она абсолютно удовлетворена местом и готова провести на этом берегу хоть месяц с мольбертом и красками. К слову, сибирские художники и музыканты уже несколько лет как облюбовали яблоневые сады Яйлю для проведения ежегодного художественно-экологического проекта «Яблочный Спас».

Положение несколько омрачалось тем, что Дашустер никак не могла смириться с фактом, что Яйлю — это «всего лишь деревня» на берегу Телецкого озера, а не «затерянное в горах, труднодоступное, малоизведанное горное озеро», в чём она была абсолютно уверена, слыша это название на протяжении пяти лет, в которые она приезжала в Артыбаш! Грустили мы по этому поводу не долго, а озеро своё Дарья нашла через несколько дней.

Мы отдыхали на террасе, наслаждаясь изысканным ужином (слава Оле и Наташе!), отличным живым барнаульским пивом, неторопливой беседой и рассказами о странствиях и достижениях за прошедший год. Наблюдали за семейством стрижей, до гнёзд которых можно было дотянуться рукой, слушали шум дождя, которым нас традиционно уже встречало каждое новое место в этой экспедиции. И смотрели на Озеро, предвкушая завтрашнюю экскурсию с Костей по яблоневым садам и окресностям посёлка.

Однако наутро погода внесла свои коррективы, дождь в ближайшие сутки прекращаться не планировал и мы поняли, что территория предоставляет нам возможность для Игры. В настольной, правда, версии, но сиграть в Заповеднике — это то, к чему мы стремились. Женя и Костя предложение наше приняли с радостью, присоединилась Женина супруга Ольга и дочь Катя, а так же молодой, жизнерадостный, шумный и пока ещё бестолковый пёс Ричард — родезийский риджбек. Лору нашлась компания, да и повоспитывать стало кого.

Обстановка сложилась идеальная — оторванные от мира, за завесой дождя на заповедной земле, на берегу одного из самых загадочных озёр планеты по имени Алтын Кёль (Золотое озеро), одни в огромном доме, сотовая связь не работает, торопиться некуда...
Девять человек и две собаки погрузились в чудесные истории Силы  Предков с тем, что бы с помощью старинной карты, героев-помошников и собственного воображения совершить путешествие по затерянным в океане островам архипелага Terra Libera и достичь своего Острова Сокровищ...

Следующий день мы посвятили знакомству с окресностями, погода нам благоприятствовала, даже искупались с утра в весьма бодрящей воде озера. Пройдя околицей деревни, через знаменитые яблоневые сады, мы расположились на отдых на обзорной площадке Яйлинской террасы, откуда открывается вид на акваторию Телецкого озера практически с высоты птичьего полёта.

Мы наслаждались панорамой, а Костя рассказывал об истории посёлка, заповедника, паровой яхте «Шефъ», первом моторном судне на озере, прибывшем сюда в начале прошлого века и о медведях, которые выходят из тайги на окраины Яйлю. Несколько свежеразрытых муравейников нам попалось по пути, поэтому к этим историям мы отнеслись не как к «страшилкам для туристов». Назавтра нам предстояла поездка на один из дальних кордонов, которую знакомый инспектор прокомментировал так: «На Челюш собрались? Медведей гонять? Ну-ну, их там много...»

Утром загрузились в быстроходный катер и меньше чем через час высадились на диком берегу. Перевозчик отчалил, пообещав вернуться часа через 3-4, а мы остались.  Ксюша с мольбертом и костылём расположилась у самой воды, а наша маленькая группа под руководством Константина и в сопровождении Лора отправилась в глубь тайги, что бы добраться до каскада водопадов в нескольких километрах вверх по реке Баскон.

С первых метров стали попадаться разрытые муравейники, вывернутый дёрн, куча медвежьего помёта, всё примерно суточной давности. Костя шёл осторожно, хлопая в ладоши, что бы привлечь внимание и спугнуть медведя, если он окажется поблизости. Лор, обычно нарезающий круги, как только попадёт в лес, шёл по тропинке «шаг в шаг» с нами, притихший и настороженный. Пройдя метров 700 и дойдя до реки мы повернули обратно: «Ноги дальше не идут, не будем испытывать судьбу», сказал Костя. В устах таёжного, знающего Алтай человека эти слова много значили.

Ксюша сильно обрадовалась нашему скорому возвращению: «Было ощущение, что за мной кто-то наблюдает, стала даже прикидывать, что делать, если вдруг медведь появится...»
В общем, дожидались катера, блаженно греясь на горячих камнях и пуская по  зеркальной поверхности озера «блинчики».

На обратном пути остановились около отвесного берега, по приметам известным и видимым одному Косте: «Здесь есть священный источник, аржан, в 60-е — 70-е поломничество было сюда, а сейчас даже из местных мало кто о нём знает. Пойдём?» Конечно, мы пошли. Вернее, полезли, поползли на четвереньках... Крутой подъём метров на 400 по заросшей тропе, которая угадывалась только по старым засечкам на деревьях. «После меня здесь, похоже, никто не ходил» - в 2001 Костя водил по Алтаю команду Лужкова.

С трудом поднялись и обнаружили источник, вытекающий прямо из скалы, в окружении старых, потемневших от времени деревянных табличек, датированных концом 60-х со словами благодорности за исцеление. Вода была необычно свежего вкуса: «сульфатно-магниевая» - пояснил Костя. Спуск оказался не менее труден, но мы были очень довольны, что сделали это. И задавались вопросом — сюда и здоровый-то не всякий заберётся, а как же больной? Выздоровеешь тут, пожалуй, коль сможешь подняться...

Пора было возвращаться в Яйлю, нам ещё предстоял обратный путь в Артыбаш, а день уже клонился к вечеру. Но мы всё же остановились на Корбу. Как всегда величественный, а в этом году ещё и полноводный водопад был окружён сувенирными ларьками, кафешками... Что делать, туризм кормит местных жителей. Чебуреки и беляши, впрочем, здесь отменные.
Прощальные рукопожатия и объятия на пороге гостиницы, ставшей на трое суток нам домом, и мы отправляемся на базу.

Впереди нас ждала встреча с Каракольской долиной, Катунью, Чуей, петроглифами Калбак-Таша, а Костю уже поджидала большая группа туристов из разных стран.
А медведи в Яйлю пришли через несколько дней — ночью задрали двух тёлок прямо в загоне. Хозяин, видимо с расстройства, вместо того, что бы утилизировать туши, оттащил их трактором за околицу и бросил. Ну а на запах падали медведи из тайги стали подтягиваться, как коты на запах валерьянки...  В общем, с наступлением сумерек  из домов только охотники с карабинами выходили. Так что «медведи, бродящие по улицам» — это не байки, бывали мы в таких местах...
   
Продолжение - "Долина Предков"...


Рецензии