3. Соседи

          На фото: бывший дом соседей семьи Медведевых

                Ближайшими от нас соседями была семья Медведевых. Их дом находился рядом с нашим по Повстанческой улице. Семья была большой, и состояла из шести человек:
               
     Александра Андреевна, маленькая и хрупкая,- мать семейства, - была учительницей младших классов; Александр Иванович, отец, бухгалтер по профессии, бы таким сильным, что мог ходить на руках. Иногда его звали разнимать дерущихся у Веретиных во время нередко случавшихся у них семейных скандалов.

     Слава, старший сын, был ровесником нашему Жене. Слава и Женя были друзьями много лет. Впоследствии Женя в чине подполковника закончил службу в г. Кишинёве, Слава стал высокой номенклатурой  республиканского масштаба в Казахстане.
   
     Последний раз друзья встречались в конце Советского периода. Затем их пути разошлись географически. По этой причине в то время осложнились взаимоотношения  между всеми гражданами Великой страны, распавшейся на отдельные государства... 

     Валентина была на  два года старше нас с Надей, поэтому всегда держалась особняком. После школы она,окончив Целиноградский мединститут, стала врачом-  гинекологом.
               
     С Надей Медведевой мы ходили в один и тот же класс сначала в начальную школу № 2, затем в среднюю школу № 14 им. Павлова.
 
     Иногда на грузовой машине отца мы все вместе выезжали на природу: в  лес, на озеро.
 
     Однажды в лесу Надя нашла перепелиную кладку яиц. Все яички были серенькими и маленькими. Осторожно, чтобы не разбить, мы положили их в корзинку и привезли домой. У Медведевых в это время клушка начала высиживать цыплят. Мы подложили ей эту перепелиную кладку и стали ждать.
   
     Через недели две, раньше, чем цыплята, стали вылупляться, потом и побежали маленькие, похожие на серенькие, пушистые комочки, перепелята. Самое  интересное было в том, что их не трогал живший в доме кот.
 
     Более того, он набрасывался на всех котов, куриц, и даже собак, посмевших приблизиться к выводку. Когда перепелята проходили мимо кота-охранника,он, обнюхивая их, поводя носом и шевеля усами, пропускал их, не трогаясь с места. 

     Повинуясь врождённому рефлексу, новорождённые птенцы, повсюду следуют за маткой, инстинктивно воспринимая навык добывания пищи и кормления.

     Здесь такого поводыря для перепелят не было, так как клушка  продолжала высиживать куриные яйца. Искусственное кормление перепелята не воспринимали. Через некоторое время они все погибли от голода. Мы, дети,плакали.
 
     Около нашего сарая, у стены, смотревшей во двор к Медведевым, мы  выкопали могилку, похоронили перепелят и на холмике поставили крестик.
 
     Через некоторое время нам стало любопытно: а что там с перепелятами сейчас? Раскопав могилку и развернув тряпочку, мы увидели ползающих светлых существ, которые обычно разрыхляют почву Мы многое узнали, пережив эту историю…

     Надя всегда была аккуратной и ответственной девочкой, худенькой, со стрижкой волос каре. Она всегда была отличницей Это её качество пустило крепкие корни. Её дочери и внучки унаследовали от мамы и бабушки такой же талант к учёбе.
   
     Медведевы переехали в Кустанай из Ферганы. От девочек мы слышали много рассказов о Среднеазиатской экзотике. Дома у них была небольшая библиотека, что в семьях в то время было большой редкостью.
 
     С разрешения Александры Андреевны книгами можно было пользоваться. Я зачитывалась сказками Афанасьева, русскими народными сказками, «Приключениями Незнайки», книгами «Таинственный остров», «Два капитана» и другими.

     На углу, напротив нашего дома, жили Грековы, у которых постоянно были семейные нелады. Может быть, поэтому такой непростой была судьба у старшего сына Фёдора: через несколько лет после женитьбы его жена покончила собой по причине ревности.
 
     Вера Грекова, моя подружка в детстве, позже уехала со своей мамой в Затобольск, ближайший пригород Кустаная. Это у Грековых я спасалась от пожара, который случился у нас однажды.
 
     Без видимой причины загорелись тряпки у сарая. Огонь перекинулся на необмазанные камышовые стены, и очень быстро все было охвачено пламенем. Был жаркий солнечный день. К счастью, пожар удалось потушить. Сарай сгорел почти полностью, у дома обгорели лишь верхние венцы. Глиняная крыша не пострадала.

     Рядом с домом Грековых была землянка Веретиных. Старший сын Виктор за хулиганство сидел в тюрьме, его сестра Лиза занималась танцами, и в парных танцах с Грекаловым Володей они завоёвывали первые места во всевозможных конкурсах. Мать Веретиных по болезни утратила зрение и передвигалась наощупь. Проводила она время дома, не выходя со двора.

     Старшая сестра Валя была красивой и обаятельной девушкой. Виктор, возвратившись из мест, не столь отдаленных, сумел со временем выстроить рядом с землянкой дом, который едва втиснулся между их землянкой и постройками Грековых.

     Вторыми соседями Веретиных были Асяйкины. К ним всегда можно было придти посудачить о последних новостях со словоохотливой хозяйкой.

     У Мишуткиных был хороший дом, и хозяева неохотно впускали непрошеных гостей даже во двор, где было много деревянных пристроек, хорошо и добротно отделанных.
 
     Гондины жили на углу улиц Рабочей и Комсомольской. Вход во двор был свободный, без забора, ворот или калитки. Семья постоянно нуждалась, а единственный неблагополучный сын был предметом постоянной заботы и беспокойства родителей.

     Напротив Гондиных, по нашей стороне, жила семья Тарабановых. Мы часто брали у них молоко. В большом саду вокруг дома росли ягодные кустарники, ранет. Во дворе был небольшой огородик, где трудолюбивая семья выращивала овощи для себя.

     Жившая рядом с Тарабановыми, ближе к нам, тетя Фрося Клементова была моей крёстной. У них во дворе была большая собака, которая, будучи привязанной цепью к проволоке, протянутой через весь двор, с грозным лаем была готова наброситься на любого входящего на охраняемую территорию.

     Клементовы были бездетными, но добрыми и приветливыми. Тетя Фрося всегда приглашала меня пройти в их чистенький дом и угощала чем-нибудь вкусненьким. Как правило, у нее всегда оказывалось взаймы все, за чем меня посылала мама.
               
     Через дом от нас жила семья Коклюшиных, известная своим постоянным кумовством и сватовством с кем-либо. Мама Коклюшина и ее дочь Людмила имели виды на замужество вначале на Николая, потом на Евгения…

     Рядом с нашим заборчиком стояла наполовину вросшая в землю землянка – владение наших соседей по Рабочей улице - бабули и деда Посух. Дед был чудаковатым, высоким и худым, с небольшой бородкой и усами; бабуля, безобидная, маленькая росточком, полусогнувшись, ходила с палочкой. Весёлым старичкам было лет по восемьдесят, а может быть, и больше.
 
     Дальше землянки деда, вглубь двора, в другой землянке жила их дочь, очень высокая и дородная женщина. Для всех нас она была тётей Мотей, для своих ровесников - Мотька Козлова. Фамилию дал ей Дмитрий Козлов, за которого она вышла замуж, и который был ей по плечо.

     На фото бывший домик ближайших соседей семьи Медведевых.               

     Несколько лет спустя на месте землянки с помощью дяди Мити был выстроен небольшой  домик. Там и родилась внучка деда Посух Надя. Дружбы между стариками и дочерью не было.  Часто можно было слышать громкие перебранки между ними.

     Иногда дед Посух ремонтировал свою землянку, потому что обваливались потолки, стены.

     Перед землянкой в палисаднике у них росли акации и огромный карагач с ветвистой и могучей кроной. Дерево было таким большим, что давало побеги не только на воле, но и в землянке у деда. Однажды молния поразила карагач и расщепила его ствол надвое.

     Мы часто собирали кашицу с веток карагача и с акаций - желтоватые цветочки, имевшие сладковатый вкус. Дед Посух, завидев нас в палисаднике, разгонял непрошеных лакомок, громко ругаясь.      
               
     Как-то отец решил подремонтировать повалившийся заборчик у стены землянки, так как дед, занимаясь крышей своего сооружения, топтал огородные посадки в этой части нашего двора.

     Из землянки выбежал дед Посух, взобрался на крышу и со скандалом требовал отойти дальше и не трогать его «здание», иначе оно развалится. Отец порекомендовал ему не бегать по крыше, иначе, действительно, крыша не выдержит и он, дедуля, может оказаться в своей землянке не через дверь. Довольно комичной была ситуация. И смех, и грех...

                Продолжение  здесь:    http://www.proza.ru/2010/09/29/264


Рецензии
Вера Калиновна, обрадовалась, когда увидела слово "Кустанай", стала читать. Ведь это Казахстан, насколько я помню рассказы отца. Как раз в начале 60-х годов мой отец уехал поднимать целинные земли. Был в Кустанае, а затем переехал в Кокчетавскую область Ленинградский район, где я и родилась.Было интересно читать. Ваше повествование очень сходно с воспоминаниями моего отца, в плане описания жизни. Большое спасибо за воспоминания!

Светлана Грачёва   01.08.2014 18:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за отклик! Приятно встретить
земляка(чку:))на просторах интернета. Рада Вам!

Павлова Вера Калиновна   01.08.2014 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.