Синергетические стратегии образования

    В последние годы в педагогической литературе активно обсуждаются синергетические стратегии образования. Известно, что синергетика –  это наука, изучающая процессы самоорганизации, общие закономерности в процессах возникновения, существования и разрушения упорядоченных структур.  По сути своей самоорганизация является образованием порядка из беспорядка, зарождением порядка в хаосе, превращением неорганизованного, неупорядоченного, не имеющего структуры в организованное и структурированное. Синергетика к настоящему времени стала межнаучной, транснаучной дисциплиной. Дискуссии о ее применимости в поле гуманитарных наук не прекращаются, но её принципы и методология в настоящее время активно используются в социологии, политологии, теории организации и педагогике. Так, в качестве процессов самоорганизации рассматриваются процесс аккумуляции общенаучного знания, становление научных парадигм, формирование учебных программ. Помимо синергетической методологии и синергетических принципов имеет смысл говорить также и о синергии – совместном и согласованном действии элементов сложной системы, результат которого превосходит сумму действий отдельных составляющих.
На наш взгляд, именно педагогика особо эффективно и полно может быть описана на основе принципов и представлений синергетики, и можно выделить следующие уровни применения синергетической методологии в педагогике:
1. Развитие всей системы образования и отдельных ее составляющих, как-то региональных или местных образовательных систем, может быть описано как нелинейный открытый поливариантный процесс с органично присущими  ему, мультистабильностью, процессами детерминированного хаоса, бифуркациями, кризисами и образованием самоорганизующихся нелинейных структур.
     Нелинейность означает сложность развития системы образования,  открытость - непременную связь образовательной системы с другими государственными и общественными институтами, как-то: экономикой, материальным производством,  культурой, политикой и пр. Поливариантность  предполагает   неоднозначность этого развития, мультистабильность – существование или даже одновременное сосуществование множества возможных режимов развития. Последнее может выражаться в присутствии в системе образования различных направлений, педагогических школ, методологических практик и пр. Детерминированный хаос  подразумевает конкуренцию возможных режимов,  сверхсложное, а   иногда  - и непредсказуемое  развитие, в этом случае  достаточно трудно делать не только долговременный, но и кратковременный прогноз по поводу перспектив и итогов образовательного процесса. Бифуркации представляют собой качественные изменения состояния всей системы образования и отдельных ее составляющих, например, переход к Болонской системе.  Кризисы означают непременные этапы хаотического развития, завершающиеся, как правило,  ломкой прежних режимов и достижением нового качественного уровня развития с выходом системы в принципиально новое  состояние. Примером подобного кризиса может служить кризис образовательной системы в середине 90-х годов.
2. Процесс генезиса и формирования любого знания можно представить как процесс самоорганизации, а  получаемого в  результате педагогической деятельности – как образование мыслительных структур, структур памяти, поведенческих типов и  т.д. Эти процессы в настоящее время достаточно успешно  описываются таким направлением синергетики, как синергетика мозга.  Как процесс самоорганизации можно описать и формирование понимания у  учащегося.
3. Процесс формирования учебных программ и содержания любого преподаваемого курса также является процессом самоорганизации, поскольку определяется внутренними и внешними потребностями образовательной системы и итогом своим являет  появление определенных упорядоченных структур.
4. Представления синергетики о сложности, нелинейности и взаимодействии всех происходящих в мире процессах  имеют и мировоззренческое значение – могут и должны использоваться для формирования синтетического, комплексного, интегрального естественнонаучного  и гуманитарного  совокупного потенциала  знаний обучаемого.
5. Сам процесс преподавания не возможен без синергийного взаимодействия обучающего и обучаемого,  дающего совокупный результат, превосходящий отдельные усилия  субъектов образовательного процесса.  Только в этом случае можно достичь эффективности преподавания и высоких результатов усвоения. При этом должна поддерживаться обратная связь преподавателя и ученика или студента, обеспечивающая генерацию идей, постижение, понимание.
6. В педагогических процессах можно и нужно использовать не только синергетические методики, но и синергетические феномены, такие как цикличность, аттрактивность, поливариантность, стабильность, нестабильность, мультистабильность и фрактальность , позволяющие   учесть естественные, в том числе, и биологические механизмы функционирования человеческого организма вообще и человеческого мозга в частности.
7. Если говорить о методиках современного образования, то особое значение, на наш взгляд,  синергийные принципы и синергетические стратегии приобретают при преподавании блока естественнонаучных дисциплин.
Так, известно, что очень часто преподавание того или иного раздела одной естественнонаучной  дисциплины отстает или, наоборот опережает преподавание соответствующего раздела другой дисциплины. Так, преподавание практически во всех курсах физики раздела «Механика» опережает преподавание соответствующих разделов «Дифференциального и интегрального исчисления» в курсах математики,  что затрудняет усвоение учащимися основных физических понятий, таких как скорость, ускорение, работа,  потенциальная энергия, сила и т.п. Перечисление подобных примеров можно было бы продолжить.
   Следует обратить внимание ещё на одну особенность. Даже если структурно-логическая схема комплекса дисциплин хронологически увязана, это ещё не является гарантией синергийности процесса. Синергийность процесса преподавания, на наш взгляд, проявляется в том, как изучение определенных разделов одной дисциплины согласуется самим преподавателем с изучением соответствующих разделов смежных дисциплин. Опыт многих преподавателей неопровержимо свидетельствует о возникновении более глубокого понимания студентами достаточно абстрактных понятий, вводимых, например, в математике, если преподаватель объясняет  ученику на простых примерах из других дисциплин, как и где это понятие используется. Конечно, это предъявляет определенные требования к научному кругозору самого преподавателя.
     Синергетические стратегии образования предполагают и формирование синтетического нелинейного мировоззрения, позволяющего видеть окружающий мир в целостности и полноте, в то время как современная система образования ограничена узко прагматическими установками, ориентацией н дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация. В результате  учащийся не способен охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между объектами реального мира, находящимися для сегментированного сознания в разных областях. Именно синергетика, имеющая в качестве своего основного принципа связь всех явлений друг с другом, позволяет преподавателю выработать педагогические методики и практики, устраняющие упомянутые недостатки современной образовательной системы.
     Следует особо подчеркнуть, что синергетика фундируется точным математическим знанием,  и существуют математические модели, позволяющие описывать и рассчитывать синергетические феномены, наблюдаемые в образовательной системы. Построение синергетических стратегий образований еще только начинается, это длительный и трудный процесс, однако уже сейчас становится ясным, что познание сложного, непрерывно меняющегося современного мира невозможно  без применения комплексных рефлексивных методов, которые дает именно синергетика.


Рецензии