16. О родне и о себе. Работа бакенщиков

     Работа бакенщиков

     А теперь я расскажу, что же такое бакенщик, пост, перекат и вообще река. Я думаю, вряд ли кто из моих потомков вздумает вновь пойти работать по этой профессии. Если посмотреть на карту, то река смотрится в виде почти прямой полоски или линии. Если же посмотреть на карту в крупном масштабе, то река представится в виде змеи с разными ветками, отростками, и ширина её становится то шире, то уже. Самое глубокое место реки называется фарватером. Границы реки называют берегами. Если стать лицом вниз по течению реки, то правая рука покажет на правый берег, левая — на левый. Правый берег Иртыша более крутой, левый более пологий. Это получилось из-за того, что большинство ветров дуют с запада на восток, и летом, когда спадает уровень воды, и оголяются песчаные отмели, песок ветром сдувается с отмелей и оседает в прибрежных кустарниках. Также влияет кориолисово ускорение (физический термин).

     Один изгиб реки называется плёсом. Перемена поворота реки называется перекатом. Так как в каждом плёсе вода прижимается к одному берегу, то фарватер реки расположен у самого берега за счёт центробежных сил. Изменение разворота реки вынуждает фарватер переместиться с одного берега на другой, как бы перекатится, отсюда каждое такое место называется перекатом. На каждом перекате обязательно есть пост. Если вдоль одной петли фарватер находится постоянно около берега, то и пароходам не нужно никаких знаков и команд. Шлёпай вдоль бережка поближе к берегу, лишь бы за берег не цеплять. На перекате самое глубокое место беспрерывно перемещается то вправо, то влево, и главная задача бакенщика каждый день знать, где находится фарватер, обставлять его бакенами, буями и вехами.

     Бакенщик — это не просто рабочий поста, как его позже стали называть, это знаток реки, профессор своего дела. Что видит обыкновенно человек, не работающий на реке?  Речную гладь, или рябь, или волны, не имеющие никакого смысла. Или отражение в воде берегов, луны, солнца. Или волну, уходящую от парохода или катера в виде клина, а затем  катящуюся по берегу следом за судном.

     Бакенщик и опытный речник видит дно реки. Видит глубину реки в некоторых местах с точностью до десяти сантиметров. Видит скорость течения, перемещения подводных барханов песка (кос), их место на данный момент времени. Движутся эти барханы в сторону русла или они уходят из русла и их смывает. Если бакенщик ещё и рыбак, то он знает, где сегодня какая рыба и зачем она здесь; поднимаются ли косяки рыб вверх по течению, или они опускаются вниз.  Если на перекат принесло какой-нибудь топляк (затонувшее при сплаве бревно или дерево с корнем), то его можно обнаружить, глядя на поверхность воды по бурунам и вихрям на речной глади.

     Вот гладкая река, но всё равно видно на реке какие-то тени, полосы, ряби и гладкие места — это картина дна, только умей её расшифровать.

     Вот подул низовой ветерок — и резко обозначились все косы и глубокие места. При большом ветре тоже можно по характеру волн определить глубину реки и скорость течения. Чем меньше глубина воды, тем круче волны (буруны).

     Бакены — это плавучие знаки в виде шарообразного красного, и трёхгранной пирамиды белого цвета. В ночное время красные бакена обеспечивались фонарями с красными стёклами, белые — с прозрачными или зелёными. Красные бакены ставились с правой стороны реки, белые — с левой. Буи — это поплавки, бочки красного или белого цвета соответственно на правую и левую сторону. Вехи — это просто жерди: на один конец привязывался груз, второй конец торчал из воды. Ставили вместо буёв.

      На берегу ставятся ещё несколько знаков. Первый — перевальный столб, место, где пароход или другое судно должно отрываться от берега и уже ориентироваться только по бакенам. На другой стороне реки стоит другой перевальный столб, он уже указывает, что теперь можно идти вдоль берега, но противоположного. Кроме этого в конце и начале переката стоят знаки, указывающие глубину фарватера, ширину и границу переката. На каждом таком перекате обязательно есть пост, который обслуживают один или два бакенщика — постовых рабочих. В их обязанность входит правильно устанавливать знаки, круглые сутки следить, чтобы знаки были на своём месте. Вечером зажигать или включать свет на знаках, утром гасить. Вечером перед заходом солнца, утром на рассвете — в целях экономии керосина. Летом на сон остаётся пять-шесть часов. Каждый день нужно  промерять перекат, особенно в тех местах, где русло меняется, и отражать это на знаках.

     Вот и всё. Если не считать, что нужно ещё сварить себе что-то хотя бы один раз в день, подоить корову или двух, проверить рыболовные снасти, наладить их, наточить, переставить и многое другое. Кроме этого, заготовить корове корм, себе дрова. Ну и остальные дела: убрать, помыть, почистить, постирать, просушить, поесть и так далее. А если есть ещё куча детей? А ещё досаждающие комары с носами, как копьё татарского всадника, и мошкара, и ростока, и оводы. А может, есть ещё и огород...

     А теперь расскажу, как это бывает на самом деле. Утром встал на заре, ветерок верховой, надо ехать против течения и ветра вверх примерно два километра. Нажимай вручную. Это теперь моторы, а тогда их и в помине не было. На перевальном столбе огонь погасил, если глубина и ширина фарватера изменилась, обозначь, поменяй знаки. Перевальный столб десять метров высотой, чтобы потушить — поднимись на него. Если керосиновая лампа, протри стекло, добавь керосина, чтобы вечером быстрее управиться.

     У сигнального столба высота восемь метров. Залезь, сними оттуда один или два крестообразных шара, ромба или квадрата, взамен повесь другие. Концы привяжи к столбу, чтобы не мотало ветром, а то сорвёт. Поплыл вниз — легко, хорошо, ветерок помогает, и река несёт, и «москиты» во время ветра не донимают. Подплыл к первому бакену, погасил. Глядь на воду зорким глазом — сбойка воды в сторону русла как бы увеличилась метра на три четыре, надо проверить. Ширь намёткой* — точно. Надо бакен передвинуть, потянул за верёвку — не вынимается, нужна новая кочка**. Если не взял с собой запасную, греби на пост, или,  чаще всего, тушишь все бакены и едешь снова. Вернулся после всего на пост — три часа прошло. Надо рыболовные снасти проверить, хорошо, если рядом, а то опять два километра проехать. Ещё домой не вернулся, поплыл по реке плот, зацепил бакен и поплыл твой знак со скоростью десять километров в час вниз по течению. Да ещё китаец какой-нибудь с плота орёт:
     — Масля, лави пакен! Цево? Есё спис?

     Если не уплыл бакен с горизонта, гонишься за ним, или сразу новый везёшь. А тот потом у следующего бакенщика выкупаешь за магарыч. Не успеешь поставить бакен до парохода, а тот вдруг на мель сядет или колёса пообламывает — отвечаешь уголовно, материально и морально. Некоторые пароходы не очень разбирались со знаками. Прозевает шкипер*** баржи, а капитан парохода оглянется назад, видит, что баржи в фарватер не попадают и начинает дёргать пароход то вправо, то влево, чтобы баржи в русло попали, а с бакенами не считается. Говорил когда-то горбатый бакенщик Саровар:
     — Этот Кокиль только пакен топшет. — Что означало в устах казаха: «Этот Гоголь только бакены топчет». («Николай Гоголь» — название парохода).

     Пора бы и поесть, надо что-нибудь сварить. Сварил, поел. «Что сегодня? Дрова, сено или огород?» Выбери одно. И погнал часа на три-четыре.

     Вернулся, чуть передохнул, надо все фонари  и стёкла почистить, керосину долить, всё приготовить к вечеру. Если ставили перемёты на стерлядь, нужно было два-три раза на день проверить, так как на крючки нанизывали обыкновенных дождевых червей и даже на глубине их быстро объедали ерши и плотва, а на голый крючок ничего не ловилось. На язей к перемётам надо ездить утром и вечером обязательно. Самоловы — достаточно проверять (трусить) один раз в сутки. К мордам и вентерям — по утрам.

     Мы в войну своей семьёй обеспечивали судоходство на Байжурайском и Нижне-Быстренском перекатах, и у отца, как у старшины, был участок района обстановки в пятьдесят километров. Для этого нужно было, по военным меркам, семь человек. Мать, отец, Анна, я, Пётр, Иван и ещё один ребёнок, или Лилька Бельденинова или Гена Голяшов, мой двоюродный брат, тёти Дуси сын. А требования велики: груз военный. Застрял пароход на мели по твоей вине, можешь схлопотать путёвку в тюрьму, на фронт, в труд-армию, в ФЗУ — это тоже был жупел наказания.

     Отец мой не попал на фронт не потому, что имел бронь как работник речного флота. Бронь была в Семипалатинске, а военкомат в Ермаке. Приезжает к нему какой-нибудь начальник третьего отдела Пономарёв (Номеров): «Иван, дай рыбы». — «На». — «А нельзя ли пару навильничков сена?» Бросили на сани. Приезжает на кобыле шофёр первого секретаря райкома: «Иван Иванович, дров надо, райком замерзает». Накладывает кубометра полтора пиленых дров в сани и — рахмат, Аллахакпер (спасибо, Бог подал). И так зимой и летом. И не отцу ли знать, как забирали людей на фронт: «Давай, Иван, одного человека». — «Нельзя, бронь». — «Завтра сам будешь на фронте, если не дашь». Берите Мукаева — и нет Мукаева. Берите Тышенко — и нет Тышенко.

     А мы все летние каникулы по 10-12 часов в сутки, малые и большие, как в каторжном труде: дрова, сено, рыба, огороды, обстановка на двух перекатах, разъезды отца по участку. В лодку нужно два гребца, я и Пётр. Я на правое весло, он — на левое.

     У нас отпуск начинался с 7 ноября, когда заканчивалась навигация на Иртыше, и мы отправлялись в школу. А первого мая извольте все быть на посту — открывается навигация, и кончил ты школу или нет, успеваешь, или у тебя двойка по русскому языку на осень, первого мая закрывай свой портфель и иди работать на пост.
     Лёд тронулся на Иртыше, господа присяжные заседатели!
     _______________
     *Намётка – шест для измерения глубины реки.
     **Кочка – груз, якорь для установки бакена, изготовлен из дерна и сена.
     ***Шкипер – капитан несамоходного судна (баржи).


Рецензии
Обслуживание реки - трудоёмкое с тысячью мелочей дело, доступное людям с большой ответственностью, знаниями о реке и специфике наблюдений за ней, наделённых мужеством и профессиональной мудростью.
Очень доступно и последовательно описаны суровые будни бакенщиков,- главных речников, ответственных за судоходство на реке. Много узнала нового.
Спасибо.
С уважением -

Павлова Вера Калиновна   24.10.2010 14:19     Заявить о нарушении
Вам спасибо за интерес к воспоминаниям!

Владимир Иванович Маслов   24.10.2010 14:17   Заявить о нарушении