Сабашников. Харон обратно не перевозит С. Преображ
http://www.proza.ru/2010/04/06/726
В своих "Шести прогулках в литературных лесах" (опубликованные нортоновские лекции) Умберто Эко говорит о собственной гипотезе относительно обретения статуса "культового" того или иного произведения, в том числе, литературного. Заключается эта гипотеза в следующем: "... одним из факторов, способствующих формированию культа вокруг определенного произведения, является «несвязность» или «разборность» этого произведения", произведение "можно воспринимать по частям, его можно разбирать на цитаты, порывая связи между кусками, до бесконечности". Понятно, что и разбирать, и соединять порванные связи предоставляется читателю. Тем более что в упомянутой работе У. Эко подчеркивает, что: "всякий текст – ленивый механизм, требующий, чтобы читатель выполнял часть работы за него". Справедливо, конечно, только Умберто Эко, видимо, большей частью писал и читал лекции, а на дискотеки не ходил. Поэтому и не сообщил отдельно – справедливо это в отношении авторского текста, а не умелой компиляции уже разобранных (конкретным автором) других произведений.
Рассказ "Харон обратно не перевозит", на мой взгляд, как раз и является такой компиляцией. Когда автор, смикшировав изготовленные по известному рецепту треки, выдает не оригинальное произведение, но – сет. В тренде литературного диджейства.
Читая рассказ, постоянно встречаешь метки культовых источников, преобразованные автором в сэмплы и лупы. Но этого всего лишь эффекты; хотя многие утверждают, что именно в них, на сегодняшний день, заключаются писательское мастерство и энергетика прозы – в их количестве, порядке, умелой расстановке, неожиданности. Вот – Димка Холодов, он же драйвер принтера, и читатель не может не вспомнить пелевинского Сашу Лапина из "Принца Госплана". Вот - "длинное красное платье с разрезом" и мы тут же оказываемся в матрице, созданной грустными затейниками братьями Вачовски. В рассказе действуют Александр Великий, Эйнштейн, Гоголь. И гениальный физик со скрипкой даже сохраняет некое биографическое соответствие, получив от автора и отца отчество Германович. С остальными великими - не все так просто. Объяснить это можно как авторской задумкой, так и сбоем драм-машины.
Мелодичные, аритмичные по отношению к целому, Александровы вставки наиболее спорны. Дело в том, что части рассказа (составляющие, к слову, около трети всего текста) представляющие жизнеописание Александра, таковыми и являются. В том смысле, что принадлежат перу писателя, переводчика, историка Тимофея Алёшкина. И, если бы мы не повели речь о литературном диджействе, автору, по крайней мере, необходимо было оправдать столь смелое заимствование или же привычным в литературе способом подтвердить его. С Гоголем – другая песня, точнее мотив. В случае с Николаем Васильевичем автор использует прямые и скрытые цитаты Булгакова. К первым вполне можно отнести, увы, засаленное – "рукописи не горят". Ко вторым, например:
— Ну, Дмитрий, смелее! – поддержал профессора Александр.
— И в самом деле, чего вам бояться? – присоединился к
общему мнению Николай Васильевич.
— Я гений… - тихо проговорил Холодов и робко улыбнулся.
Александр подошел к нему и с чувством пожал руку. Его примеру последовали
остальные обитатели комнаты.
— Поздравляю, - сказал профессор... (С. Преображенский)
Не докажете, а только скажете. Итак, вы нормальны?
Тут наступила полная тишина, и толстая женщина, утром ухаживавшая за Иваном,
благоговейно поглядела на профессора, а Иван еще раз подумал:
"Положительно умен". Предложение профессора ему очень понравилось, однако прежде
чем ответить, он очень и очень подумал, морща лоб, и, наконец, сказал твердо:
— Я - нормален.
— Ну вот и славно, - облегченно воскликнул Стравинский...(М. Булгаков).
Следует сказать и о том, что предваряют сет – два эпиграфа: Шекспира и опять же Гоголя, а венчают – цитата из гоголевского завещания. Кроме этого, безусловно, читателю известна мифология Харона и он, читатель, обязательно оценит путешествие по Стиксу, выделенное автором отдельным маршрутом в отдельную ветку произведения. О библейских цитатах – умолчим.
Но. Учитывая местные реалии и колорит, по буквам: это – положительная рецензия. Уместно привести такое высказывание: "Высшая цель диджея – побуждать народ к танцам. Она же и единственная". Преломляя эти слова на плоскость литературного диджейства, надо признать, что побуждение к танцам часто представляет собой дикую пляску автора в абсолютной тишине. Кажется, такой цели автор не ставил. Автор поставил эксперимент, он вышел прогуляться по литературному лесу, вооружившись собственными представлениями о том, как этот лес устроен. А оказалось, что попал на open air, гигантский танц-пол расчищенный от ценных пород деревьев, вырубленных на контрамарки, флайера и бумажные стаканчики. Зато теперь ему известно и другое направление, он сможет сориентироваться и выбрать дорогу. Или остаться - доводить искусство микса до совершенства. И хотя (в контексте диалога о гениальности из рассказа) рецензент – совершенно гениален, а на самом деле он написал очередную рецензию в сети, я бы порекомендовал текст к публикации. На память автору, так сказать. Чтобы, вернувшись с прогулки, он почувствовал неуловимую подчас разницу между запахами несгорающей рукописи и тлеющего винила.
Стилистических замечаний не будет, несмотря на то, что они, как водится, есть. Рассказ, по моему мнению, нуждается в незначительной редакторской правке и более серьезном корректорском участии. Имеется, правда, два вопроса: уверен ли автор в выбранном жанре – "фантастика"? И еще:
— Холодов, ты чего трубку не берешь? Я тебе звоню, звоню… Ой, а у тебя на лбу
клавиши отпечатались – девушка глупо хихикнула прикрыв рот
ладошкой, - Ты зачем на клавиатуре спишь?
— Да я просто не спал всю ночь … - начал Витка и осекся. (С. Преображенский).
Кто такой/такая/такое/такие Витка? Может быть, в этом все дело, во сне?!
с ув.,
сабашников
Свидетельство о публикации №210102800767
То о чем вы пишите, называется реминисценцией и уже давно применяется в литературе. Мольер говорил: «Беру свое там, где его нахожу». Авторы всегда использовали образы мировой художественной культуры как буквы алфавита для выражения собственных мыслей. Это придает тексту глубину и многоплановость, расширяет смысловое пространство. (Компиляция это что-то другое).
Но главное не в этом, главное какое впечатление текст производит на читателя. Небольшая цитата.
«Страшная и сильная вещь...Вы попробовали заглянуть за черный занавес смерти и сделали это просто потрясающе...
Знаете, если бы в моей жизни был бы такой Димка Холодов, после прочтения этой повести я бы сделала все, чтобы не отдать его Харону...
С глубоким уважением,
Любовь Зорина 09.10.2010 23:18»
Отдельное спасибо за «Витка»! Исправлю как только закончится сессия.
Сергей Преображенский 29.10.2010 09:37 Заявить о нарушении
Сабашников 29.10.2010 09:54 Заявить о нарушении
Или http://www.proza.ru/2009/08/24/688
А что касается Алёшкина то вы безусловно правы. Если бы я знал, что автор он а не Плутарх не стал бы вставлять в текст.
С уважением,
Сергей Преображенский 29.10.2010 10:22 Заявить о нарушении
Сабашников 29.10.2010 10:49 Заявить о нарушении
Василий Лыков 26.10.2010 17:40"
Талантливое произведение всегда многопланово. И каждого из читателей цепляет в нём что-то своё.
Я вот,читая вашу повесть, словно споткнулась о слова"Я всегда, с самого раннего детства был уверен, что я не такой как все, я особенный!". Знакомое ощущение. И пусть, как и у героя повести, момент реализации не наступил, но и одного этого ощущения довольно было, что бы жизнь наполнилась яркими красками, не погрязла в сереньком быту.
Повесть не ординарная и интересная, затрагивающая более чувства,чем разум. Для меня это главный критерий того, что произведение удалось. С уважением Светлана.
Светлана Анданченко 26.10.2010 14:07 "
Шикарная шиза. Столько всего намешано... читать и страшно и смешно... и пробирает жутковатое ощущение реальности происходящих многочисленных галлюцинаций.
Михаил Скрип"
и так далее.
Специально стал искать другие мнения. Вот самое негативное из 16 на данный текст:
"За свою жизнь я проводил в последний путь столько файлов, что могу тебе точно сказать, там за последней чертой ничего нет!"
Откуда доктор Вэб может это знать? Ведь сам он за последнюю черту не заходил, а только "провожал" до неё.
Но вообще мне именно начало понравилось, про драйвер) Потом уже как-то менее интересно.
Желаю Вам творческих успехов, Сергей)
Михаил Апекс 28.10.2010 21:31"
Я прекрасно понимаю текст не для всех, но зато тем для кого он написан он не просто нравится.
А что касается метода копи паста, то вы опоздали, Борхес написал таким способом "Книгу сновидений" в 1976г. Туда же Бернард Вебер - Энциклопедия относительного и абсолютного знания. Я думаю есть и еще.
Не хочу никого осуждать, но мне это не интересно.
Ограничения в средствах конечно есть: чернуха, порно, нецензурная лексика возможно еще кое что.
Сергей Преображенский 29.10.2010 12:41 Заявить о нарушении
Сабашников 29.10.2010 12:49 Заявить о нарушении
Посмотрите на свою позицию критически,Мята.
Автор высказывает свою позицию, а Вы называете это как? Не делает Вам чести,Мята.
Татьяна Чехова 29.10.2010 12:55 Заявить о нарушении
Сергей Преображенский 29.10.2010 13:11 Заявить о нарушении
Двойная мораль! А хорошо ли это?
Татьяна Чехова 29.10.2010 13:24 Заявить о нарушении
Плагиат?
Но ведь текст Алешкина заковычен. Возможно, автору и следует эту часть пометить звездочкой и дать специальную ссылочку. Даже необходимо. Но что это поменяет в смысле того - насколько хорош рассказ? Я вот считаю, что даже если убрать все куски с текстом Алешина и даже одного из героев - Александра, рассказ не потеряет своей художественный значимости.
Указывать автору на его просчет, халатность или даже некоторую беззастенчивость (если кем-то это так понимается) - возможно.
Но зачем же рубить из-за этого весь рассказ? Там ведь большая часть именно оригинальна. И эта оригинальность явно талантлива.
Можно было бы, к примеру, слегка пробежаться по другим вещам автора, чтобы составить мнение и о его стиле, и о его способности работать самостоятельно.
Лично у меня автор уже в избранных - именно после прочтения этого рассказа. И я получаю настоящее удовольствие от прочтения его самой первой вещи на сайте, на которую нет, кстати, ни одной рецензии.
Нравится мне его остроумие, изобретательность и простой, но точный стиль изложение. Нравится и смелость браться за мнготрудные вечные темы и дерзко их препарировать, создавая из кусков, осколков чужих произведений, мыслей, образов, вплетенных органично в собственное текстовое полотно, вполне жизнеспособные оригинальные композиции.
Давайте вспомним общеизвестное: талантам надо помогать! бездарности пробьються сами.
Сергей, на мой взгляд, талантлив. И это не талант плагиатора или компилятора. Это настоящий писательский талант.
С уважением, - Рамиз.
Рамиз Асланов 29.10.2010 14:36 Заявить о нарушении
Открытый Текст 29.10.2010 15:24 Заявить о нарушении
Открытый Текст 29.10.2010 16:02 Заявить о нарушении
Открытый Текст 29.10.2010 16:09 Заявить о нарушении
Сабашников 29.10.2010 16:10 Заявить о нарушении
Кто у нас там в полате? Гении-сумасшедшие: полководец, писатель и ученый. И варианты этой тройки могли быть любые - на усмотрение автора. И он бы точно так же мог их обыграть. Потому что для генеральной авторской идеи - гениальности и бессмертия - имена не суть важны, а важна сама постановка вопроса с помощью имен общепризнанных гениев и их судеб. Это всего лишь такой аторский ход - не более того.
Насчет проснулся и открыл. Это ведь тоже - сюжетные ходы. Сны во сне, матрешки в матрешках. Это возможность ставить героя постоянно в новые ситуации, условия, в которых опять же возможно со всех сторон рассматривать главный для автора вопрос. Это, наконец, способ поддержиать интерес читательский, элементарной занимательности сюжета! Ведь так интереснее - рассуждать вместе с автором, чем если бы он ушел в глубокие умствования на одну и ту же тему страниц на десять...
Тут еще говорили насчет Холодова. Честно, я это как-то пропустил. Давно это было и почти меня, как не россиянина, не затронуло. Вот про это хотелось бы узнать мнение автора. Это - серьезнее.
А в остальном - не вижу больших трудностей: звездочка перд кусками-цитатами об Александре - и ссылка.
Рамиз Асланов 29.10.2010 16:37 Заявить о нарушении
Сабашников 29.10.2010 16:58 Заявить о нарушении
Сергей Преображенский 29.10.2010 17:40 Заявить о нарушении
Приведеннная автором рецка, на мой взгляд, говорит лишь о желание указать нам автором, что читателям его рассказы нравятся. И он привел наиболее "впечатляющий пример". А потом были другие.
Когда же я говорю о бессмертии и гениальности, я имею в виду вот что.
Применительно к кому (и чему) мы чаще всего говорим о бессмертии?
Применительно к гениям и их "бессмертным творениям", подвигам, открытиям. Но ведь ясно, что это миф. Это бессмертие условно. Оно головное, это всего лишь память. И точно как файл в компьютере, она может быть однажды стерта. Вот кажется развеиванию этого мифа и посвящен рассказ. И последние строки - об эксгумации останков Гоголя, на мой взгляд, тому подтвержение. А ведь Гоголь бредил бессмертием. И Александр бредил тем же. И у все почти гении подвержены этой мании. Но! Разве и не все люди - до определенного момента своей жизни? И чем, собственно, гений отличается от обычного человека в таком случае?..
Вот, на мой взгляд, главная тема. Я не готов и, возможно, неспособен разложить мои мысли по этому поводу развернуто. Да и надо ли это? Главное, что был в тексте посыл к раздумью на эту тему. И я его получил. А кто-то уловил нечто иное в тексте. И - хорошо! Потому что текст именно и хорош тем, что ставит вопросы - много вопросов - и понуждает к их обдумыванию. Это и есть тавро качественного текста.
Примерно так.
Рамиз Асланов 29.10.2010 17:59 Заявить о нарушении
Сабашников 29.10.2010 18:28 Заявить о нарушении
А в тексте, даже в название, достаточно ясно определяет ответ для себя и вопрос для читателя.
Для себя: Харон обратно не перевозит (никого!).
Для читателя: Харон обратно не перевозит (?).
И каждый вправе согласиьться или нет с утверждением автора и искать свой ответ - и в пределах текста, и в собственных размышлениях на эту тему.
Опять же - исключительно мое мнение.
Рамиз Асланов 29.10.2010 18:42 Заявить о нарушении
В связи с окончанием обсуждения в текст внесены изменения.
С уважением,
Сергей Преображенский 01.11.2010 09:15 Заявить о нарушении