Сюжет без рассказа

"Так бывает - а в середине осени особенно,  - сколько ни изводи себя - ни строчки; слова проскальзывают мимо, перестают складываться в законченные фразы, сюжеты упрямо в голову не приходят, хоть лбом о стену; отстраненно сидишь у окна, смотришь куда-то поверх домов, далеко, где у реки маленький домик с открытыми окнами, и думаешь ни о чем..." (ГБ "Рассказ без сюжета")

Итак, начнем: что мы тут имеем? А имеем мы муки творчества в форме творческих мук: два автора - реальный и бумажный, - уставившись в бесконечное "никак", пытаются заманить в опустошенное осенней скукой креативное сознание капризную Музу. Муза является, как и положено, во сне - когда ее не ждет ни один, ни другой, - приняв образ толстого кота с пивным брюшком и непомерной наглостью. Не самый вдохновляющий имидж для долгожданной богини, но есть и приятный момент: привет от классика. Реинкарнация кота Бегемота - чем не сюжет для рассказа?

Безусловно, архетип булгаковского кота - вальяжного циника, склонного к аристократичному гедонизму и плебейскому алкоголизму - очень привлекательный образ для китчующего автора, но не стоит забывать, что за личиной Бегимота скрывалась реальная трагедия реального человека, о которой современники Булгакова знали, а нынешние читатели могут хотя бы догадаться по парадоксальному превращению Бегемота в финале романа. Здесь же бегемотоморфный кот - не более, чем сюжет. Рассказа же, как такового, нет и в помине.

Проблемы начинаются сразу: архаичные символы и постмодернисткие метафоры не выстреливают, вопреки обещаниям Чехова, а герои оказываются мебелью, как миссис Хадсон по словам великой Рины Зеленой. Выпавший без крови зуб (смотрите сонники - к смерти друга или дальнего родственника) так и не предсказал фатальных исходов, а хозяин кота Леонид Семенович совершенно непонятно зачем оказался пластилиновым, но вскоре отошел с главных ролей на задний план, уступив место вконец обнаглевшему коту.

Вообще-то, пластилиновость - это один из неписанных пунктов манифеста посмодернистской эпохи, особенно, в реалиях Советского Союза. Хочешь жить - умей вертеться. Не умеешь вертеться - прогибайся. Или нагибайся. Обтекай препятствия и вступай в неупругие соударения с окружающей действительностью. Пластилиновые люди - это уже давно категория в рамках общественной жизни, у них даже сообщества есть. Но вот Леонид Семенович демострирует свою пластилиновость мимо ходом, невыразительно, так, что даже и не заметишь, если автор тебе не подскажет. Леонид Семенович, скорее, картонный, чем по-настоящему пластилиновый. Зато в связи с предметом нашего разговора, мне вспомнился рассказ "Бедный Стригайло" изумительного фантаста 60-х Ильи Варшавского. Полюбопытствуйте - вот здесь: http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/varshi03.htm?1/5. В нем пластилиновость (точнее, пластичность) оказывается в центре внимания, и никакие коты ей в том не мешают. В скобках замечу, что начинается рассказ Варшавского почти так же, как и "Рассказ без сюжета" - с пробуждения пластилинового человека, - но я ни в коем случае не намекаю на плагиат: скажем, "Stairway to Heaven" тоже начинается совершенно как композиция забытой нынче группы Spirit, но Лестница на небеса - это шедевр, и есть в нем плагиат или нет не так уж важно.

Вернемся к рассказу гражданина Б. Что это? Литературное упражнение "специально для" или все-таки искренний китч? Я склонен полагать, что последнее. Сейчас у большинства интеллектуалов, испытывающих непреодолимое желание стучать по клавишам, есть только два пути - графомания или китч. Конечно, китч - это тоже графомания, но имеющая хотя бы весомую культурную ценность. Скажем, по мнению Руднева, даже "Имя Розы" - это китч. Ну, "Рассказ без сюжета" на интеллектуальный шедевр, безусловно, не тянет, но определенное эстетическое наслаждение гарантирует вполне, поэтому в рамках псевдокультуры китча  уместен и не раздражает ни интертекстуальностью, ни стилистической полиритмией, ни небрежностью с персонажами. Не раздражает, но и не очаровывает. Возможно, потому, что сюжет есть, а вот рассказа - нет. Нет мистического взаимодействия между частями целого - так, последовательность кадров, обещающих одно, но исполняющих совсем другое, а иногда и вовсе забывающих делать хоть что-то. Можно списать на преднамеренность, но это уже на вкус читателя: кому что нравится. Что касается моего вкуса, то алхимической свадьбы я здесь не увидел: сюжет так и не переплавился в рассказ. Одно хорошо: финальная фраза дает простор для интерпретаций.

"Жизнь по-настоящему интересна лишь тем, кто время от времени выходит за рамки сюжета, кем-то намеченного в черновиках"


Рецензии
Добрый день всем:)

Вот так негаданно случился маленький эксперимент, а я люблю эксперименты:)

Суть вот в чем: я написал этот критический текст в пятницу и попросил разместить со следующей дословной формулировкой: "не нужно указывать имя автора разбора (даже ОТ), имя атора рассказа и давать на него ссылку". Текст разместили, сопровадив его, в каком-то смысле, провакационным комментарием: "Автор разбора пожелал остаться неизвестным". Нет, не пожелал! Автор разбора пожел не отягощать разбор отвлекающей информацией. Рассказ уже обсуждался двумя авторами до меня, поэтому я счел тему достаточно известной, чтобы позволить себе такой чисто стилистический ход. К сожалению, я не заметил эту приписку сразу, а в выходные у меня - только семья, поэтому в Интернете оказался сегодня утром - и обнаружил вот такую картину:(

А что касается эксперимента, то случилось следующее: при всем при том, что тема моего разбора - достаточно актуальная (уж простите за нескромность:)), интерес вызвали только "желание остаться неизвестным" и опечатки в тексте. Опечатки - это ладно: действительно, нужно быть более щепетильным в отношении собственных текстов. Но вот "анонимность" сразу действует на авторов раздражающе. Отсюда - интересные выводы:) Впрочем, я оставлю их при себе:)

Всем удачи:)

Беспощадный Критик   01.11.2010 05:32     Заявить о нарушении
Да, Мята, по всему выходит, что вы правы:( Для меня это странное положение дел, но далеко не неожиданное. На Прозе сложилось болезненное отношение к многогранному проявлению одной личности, поэтому анонимы и клоны вызывают одинаковую реакцию на уровне алкоголической табели о рангах: "А ты кто такой?". Ну, я Б.К., и что изменилось? Теперь текст заиграл совершенно по новому?

Моей изначальной идеей как раз и было абстрагировать текст от автора, чтобы обсуждать идеи, а не личности. Не получилось:(

Удачи:)

Беспощадный Критик   01.11.2010 10:17   Заявить о нарушении
Мята, вы и другие авторы ОТ уже написали несколько разборов, на которые не ответили сами заявители. Тем не менее, кому-то интересно было вполне:) Так что ответ автора - не обязательное условие интересной дискуссии. В хоккее шайбу вбрасывает судья, а играют хоккеисты - и ничего:) Всем интересно. И в "мозговом штурме" подача идеи - функция одного из участников, а ее проработка - всех остальных. "Анонимность" в этом случае скорее на пользу, чем во вред. Ведь, согласитесь, даже авторы розовеньких миниатюрок могут поставить интересный вопрос или дать тему для дискуссий, но предвзятость к ним способна охладить любой энтузиазм. Я имел свои соображения для анонимной инициации разговора, но это уже не важно:)

Беспощадный Критик   01.11.2010 10:36   Заявить о нарушении
Мне кажется, дело вовсе не в анонимности. Уж автор текста хотя бы мог отозваться как-то на рецензию.
Просто в статье не было ничего заслуживающего полемики.
Неопределенная получилась статья. Не конкретная и нейтральная по оценке.

Рамиз Асланов   01.11.2010 12:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Беспощадный Критик!
Однозначно, Ваш эксперимент нельзя признать успешным, по крайней мере с точки зрения автора рецензируемого текста.

Я в конце сессии Вам скажу потихоньку - рассказ про любовь.

Городской Бомж   01.11.2010 15:53   Заявить о нарушении
Уж вам-то не на что жаловаться.
В этой, неожиданно куцей сессии, из восьми всего рецок на пять текстов, три пришлись на ваш рассказ.
Это говорит, что, несмотря на всякую там критику, рассказ привлек внимание. А значит - состоялся.
С чем и поздравляю.

Рамиз Асланов   01.11.2010 17:52   Заявить о нарушении
Исходя из последней реплики могу высказать предположение, что Рамиз Асланов и Беспощадный Критик - одно лицо.

Городской Бомж   01.11.2010 18:02   Заявить о нарушении
Ну уж, вы мне льстите.
Рамиз Асланов на этом портале в единственном числе, смею вас заверить.
А если это намек на то, что я опять встрял куда не звали, извините благодушно.

Рамиз Асланов   01.11.2010 18:09   Заявить о нарушении
Рамиз,

знаете, заочно я очень уважаю вас как человека рассудительного, имеющего собственный достаточно интересный взгляд на вещи, так что, как мне кажется, вы должны понимать, что "полемика" - это не самопроизвольный и не обусловленный процесс, а явление, возникающее в определенной среде. Если полемики не возникает (нет ничего заслуживающего на "всеобщий" взгляд), значит, среда не та. Я давно уже понял, что на Прозе "среда - не та", но занизить планку собственных интересов чтобы сравняться с интересами Прозы не считаю даже забавным:) Пытаться поднять кого-то более достойная задача, чем снисходить самому. (Если вам показалось, что в моих словах слишком много пафоса-снобизма-самолюбования и т.д., то это вам только показалось:))

Что касается критических статей, то разжевывание и конкретизация - это признак научной работы, а не литературно-критической. Если вам моя статья показалась нейтральной по оценке, значит, я справился с задачей:) Впрочем, я согласен, что мой подход к критике отличен от концепции Открытого Текста. Суть отличия состоит в том, что я не стремлюсь принести ощутимую пользу автору разбираемого мной текста - ни указанием на его ошибки, ни правкой стиля, ни оценкой его рассказа как такового. Моя личная задача (интересная мне самому) - это локализовать прочитанный текст в пространстве Литературы (устал извиняться за патетику:)). В переводе это звучит как обозначить интертекстуальные связи данного текста с текстами и явлениями(не обязательно литературными), имеющими статус общеизвестных и признаных. При таком подходе, нейтральная оценка - самая адекватная: позваляет любому делать собственные выводы.

Удачи:)

Беспощадный Критик   02.11.2010 03:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.