После Бродского всё в... никуда

               «Я думаю, что в обществе ещё есть этот общий знаменатель, который надо бы сохранить,
                который надо всеми силами удерживать. Да?»

                (Иосиф Бродский (1940-1996) – из интервью)

***

Уровень культуры в целом определяется просто.

Это соотношение между количеством потребителей серьёзной литературы и качеством текстов ныне пишущих авторов.
Иными словами - в обществе должна быть ярко выражена потребность достаточно большой части аудитории в чтении произведений современных авторов,
когда содержание текста целиком или хотя бы частично воспринимается как некий путеводитель, ориентир для всей жизни.
Жизни и самого автора, и читателей.

Потребность эта становится очевидной, когда тексты тиражируются и распространяются ещё в рукописях, читатели желают тратить личное время и деньги на встречи с авторами,
для получения информации из первых уст и диспутов, когда есть уникальная возможность «чистых, неотредактированных обстоятельствами и временем размышлений о самих себе».
То же самое касается и художников, и композиторов, и архитекторов, и учёных…

Если же баланс между потребителями и производителями нарушен в обществе до такой степени, что потребность в чём-либо качественном
сведена к нулю,
и авторам ради заработка нужно выбирать между сменой профессии либо созданием чего-то мерзкого и нечитабельного, но в угоду публике,
то нужно говорить даже не о кризисе культуры, а о полной остановке культурных процессов вообще.

Сегодняшний автор чего-либо серьёзного – от поэзии до научных текстов – вынужден довольствоваться, в лучшем случае, тиражом в двести экземпляров,
который ко всему прочему ещё требуется какими-то немыслимыми способами раздать (даже не продать) знакомым, или же публикацией в узко-научном журнале,
чья аудитория всегда – три человека в буквальном смысле.

За всю историю культуры пропорция между «серьёзными авторами» и «серьёзными потребителями» была более-менее адекватной трижды –
первый раз в период становления Афинского государства и существования Александрийской библиотеки,
в эпоху Возрождения и при дворе Медичи,
и третий раз в 60-е – 70-е годы в крупных городах бывшего СССР. (Художественный уровень текстов Иосифа Бродского, полуподпольно
расходившихся в самодельных копиях, до сегодняшнего дня остаётся непревзойдённым).

Что касается заката последнего периода, то он был обусловлен, в отличие от первых двух, зарождением и тотальным распространением той самой «попсы»
везде и во всём, которую и культурой-то назвать нельзя.
Плавно перейдя в эпоху Интернета – то есть в сеть «общедоступной бесплатной помойки», сегодняшняя «антикультура» характеризуется совершенно
особенной пропорцией,
крайне дико звучащей так – «чем уродливее и бессмысленнее продукт, тем больше количество потребителей».

Слова «развлечение» и «отвлечение» однокоренные.
Развлекая какой-то сиюминутной дрянью, «антикультура» сегодня блестяще справляется со сверхзадачей – отвлекать потребителей не только от какого-либо смысла,
но, в первую очередь, от самих себя.

А что можно сказать о человеке, который не только не знает, но, прежде всего, и не желает ничего знать о самом себе?
Кто он, кроме как «бессмысленный продукт антикультуры»?

Можно ли говорить о неком постепенном возрождении, о восстановлении баланса в культуре?
Говорить можно.
Но реально сделать нельзя абсолютно ничего.
И никому.
Потому что ни при каких самых жёстких указах и постановлениях «сверху» невозможно представить, что несколько поколений людей вдруг одновременно
и добровольно откажутся от бесплатной кормушки (пусть даже и откровенным, несъедобным дерьмом), но внедрённой в каждый дом, в каждую голову –
от личного, очень уютного пространства интернет-пользователя и телезрителя (все телепрограммы доступны в интернете).
Отказаться ради чего? Ради походов в библиотеки и чтения рукописей?
Так все книги и даже все диссертации есть в интернете, и все бесплатны.
Ради походов в заполненные менее чем на четверть концертные залы?
Так вся музыка, любые спектакли, все шоу, все фильмы есть в интернете в сотнях вариантах.
Есть все картины, все рисунки, все фотографии всех музеев, галерей, художников, исполнителей, певцов, танцоров, режиссёров…
Даже на небо смотреть уже нет смысла – все звёзды есть в твоём мониторе.
В любом приближении. В любое время дня и ночи.

И главное условие соблюдено полностью – каждый имеет своё личное пространство юзера, свою ничем не ограниченную свободу выбора.

Однако при полной свободе выбора массовый пользователь автоматически выбирает лишь… бессодержательное, самое непотребное, самое лёгкое, самое пустое.
То есть самое некачественное.
И автоматически тиражирует, и пропагандирует дальше.
Ибо все контактные средства общения через интернет также бесплатны и неограниченны временем.
А у твоего как ближайшего, так и отдалённого соседа точно такие же легкодоступные и бесплатные условия для потребления «дерьма».

*

30 октября 2010 г.

***


Рецензии
Не первый раз читая Ваши статьи, подумал, что был бы рад иметь бумажную книгу из Ваших статей. Мне кажется, многим была бы интересна и полезна Ваша книга.

Александр Михайловъ   02.11.2010 20:31     Заявить о нарушении
Вы и вправду так полагаете ?

если да - то попробуйте предложить в те издательства, что доступны Вам.

я слишком долеко географически от всех

посмотрим, что они ответят на предложение.
думаю, что следующее - "а идите вы все со своими заумствованиями, нам надо гари потного переиздавать, массы ждуть!"

:)

Данилов Сергей Иванович   02.11.2010 20:39   Заявить о нарушении
:) так далеко, что даже дОлеко получилось :)

Данилов Сергей Иванович   02.11.2010 20:40   Заявить о нарушении
Да, подозреваю, что Вы правы. Издательствам надо делать деньги. Лучше издать записки идиотки раскрученной, чтобы бабло получить, а Ваши статьи будут отвлекать от денежного чтива.

Александр Михайловъ   02.11.2010 21:11   Заявить о нарушении
эт точно
мои писухи могут читателя только к самому себе привлекать
а это опасно, говорят

до суицида может дойти

:)

Данилов Сергей Иванович   02.11.2010 21:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.