В. Шумов о новых альбомах, политике и Ленноне...

Выход в свет очередных CD из старой дискографии «Центра» - хороший повод вновь поговорить с моим давним знакомым Василием Шумовым. На этот раз мы договорились использовать чудо современной техники – Скайп.

- Первый вопрос о двух альбомах, которые в октябре вышли на фирме «Союз». Они для нас, смолян, особенно дороги, потому что впервые издан концерт в Смоленске. Ранее ни один смоленский концерт рок-групп не издавался. Что ты помнишь об этих концертах? Какие-то детали, подробности? Какую роль сыграли они в истории «Центра» и в твоей творческой деятельности?

- Начнем с 1989 года, с диска «От звонка до звонка», бонусом к которому идет концерт в Смоленске в зале пединститута. Во-первых, концерт был одним из наших пробных выездов с группой, состав которой в тот же период поменялся. В это же время у нас вышел магнитофонный альбом «Дитятя», и мы начинали играть эту программу вживую. Концерт в Смоленске был если не самым первым, то, по крайней мере, одним из первых наших выступлений этим составом после альбома «Дитятя». Выступали мы с такими песнями, как «Привет тебе», «Ни бум-бум» и т.д.
Наши музыканты: Сережа Сабинин, Женя Тихомиров, - были музыкантами следующего поколения, на 5-7 лет меня моложе. Для них это был, по сути, первый гастрольный выезд из Москвы, как участников группы «Центр».
Это было жестко и реально, это была проверка, на что ты способен. Этот концерт дал нам такой импульс, что группа после него записала еще один альбом. Концерт был в июне 1988 года, а в августе я уже поехал во Францию записывать альбом «Сделано в Париже».

       Акустический концерт прошел во время моих гастролей в 1996 году. По-моему, это был первый мой визит после 6-летнего перерыва и жизни в Лос-Анджелесе (Калифорния). За это время в стране прошли большие перемены: распался СССР, был ГКЧП, начался так называемый сегодня период «лихих 90-х». Сложилась идея: поехать в облегченном варианте с акустической программой.
Мы приехали в Смоленск вдвоем с гитаристом Фаст Фредди, с которым я уже тогда много записывался на своих альбомах в Лос-Анджелесе, таких как «Тектоника», «Голливудский василек» и других. Концерт прошел в доме культуры профсоюзов, и это был реальный, как у нас называется, «сидячий» концерт. Люди не могли отлучиться к бару, заказать себе что-нибудь перекусить, сходить покурить, они просто сидели, слушали и соучаствовали.
С тех пор я с акустическими программами практически и не выступал. Я один раз тогда ее сделал, мы выступили в разных залах, в том числе в Смоленске. С тех пор у меня были либо полный рок-состав, либо электроника. Слава Богу, что у вас сохранилась запись.

- Акустический альбом на самом деле уникален, он очень хорошо записан. Это один из лучших акустических концертов, которые я слышал. Всем рекомендовал бы послушать этот альбом, притом, что запись идет не в студии, не на радио, а в зале, где чувствуется энергетика зала.
 Очень приятно слушать и архивное звучание концерта 1988 года, несмотря на неважный звук. Только прослушав, понимаешь, зачем ты включил эту запись в альбом. Она передает энергетику, драйв и атмосферу того времени.

- Я из той породы музыкантов, которые считают, что если у тебя есть группа и ты – музыкант, то все начинается с живого концерта. Все эти студийные альбомы, интернет сайты, домашние музицирования - все это вторично и тритично. Музыкант, в первую очередь, выходит и играет в живую. Это как боксер выходит ринг, или хоккеист на ответственный матч. Там все, как есть, там нет никаких студийных трюков, там никого не подгонишь, чтобы кто-то за тебя чего-нибудь сыграл, не подкорректируешь никакие неточности и погрешности. Все как есть.
Это техническая сторона дела, а есть еще энергетический аспект. Ты выходишь на сцену, ты должен людей как-то зацепить, как-то вовлечь. Не обязательно, чтобы они разламывали стулья от экстаза. Но завлечь ты их должен. С этого начинается группа и реальный музыкант.
В последнее время, с появлением интернета, появилось новое поколение музыкантов, которое скорее оперирует какими-то приборами, нежели они по-настоящему музыканты. Я, пройдя через все эти интернет-дебри, пришел к выводу, что значение интернета для музыканта сильно завышено. Мы живем в трехмерном пространстве, и музыка существует в трехмерном пространстве. Кибер-пространство – это очень хорошо для информации, для скачиваний, для обмена, но сама музыка продолжает прекрасно существовать именно в живом варианте.

- Поклонники «Центра» очень любят альбом «От звонка до звонка», потому что это альбом, достаточно необычный для тебя. В звуке, подходах, в каком-то эмоциональном строении… К тому же в этом альбоме есть одна песня Владимира Высоцкого. Поясни, почему она не вошла в диск?

- Да, когда у нас был магнитофонный альбом, я предложил сделать для разнообразия, для эксперимента песню Высоцкого «Смотрины», которая мне всегда нравилась. У Высоцкого огромное количество песен, которые у меня с детства были на слуху, потому что в том месте, где я рос, его все слушали. Для альбома я решил сделать ее в таком немного роковом, электронном стиле. На мой взгляд, она легла успешно, хотя такие песни, в которых такие три аккорда, такая мелодистика полублатной песни, их трудно адаптировать, чтобы было, так сказать, стильно. У нас я считаю получилось. Это был магнитофонный альбом 1989 года, еще в СССР. Тогда еще даже мыслей не было ни о каких наследниках, правообладателях, как это теперь.
Теперь в 2010 году, когда дело дошло до выпуска этого альбома на фирме «Союз мьюзик», где все по контракту, все лигитимно, все, как говорится, «чин-чинарем», представители фирмы обратились к тому, кто является правообладателем творчества Высоцкого. Нам выставили сумму, которую они хотели за использование этой песни. Я отказался, потому что сумма была просто неадекватной тому, что мы выпускаем и вообще нашему творчеству. Тем более это запись тех лет…
Так же было с песней Вертинского «Испано-сюиза» или «Весна Ботичелли», как мы ее называли, на альбоме «Тяга к технике». Тоже самое: представители фирмы «Союз» обратились к наследникам Вертинского, те нам выставили свои финансовые условия. Мы от них отказались и решили убрать песню, потому что это было также совершенно неадекватно.

- Для меломанов это очень интересный факт, что Василий Шумов исполняет песню В. Высоцкого. Обидно, что из-за каких-то юридических моментов она не вошла в издание.

- С другой стороны, это даже хорошо, так как получился полностью сольный альбом, точнее авторский альбом, так как там нет авторов извне. Это сугубо «центровский» альбом, без каких-либо третьих лиц, в этом, я считаю, есть и свои плюсы.

- Василий, какие две песни из альбома «От звонка до звонка» ты бы выделил?

- Выделю песни «Я живу с шизоидом» и «Здесь без тебя обойдутся» - это песни, как оказалось, в любое время актуальные.
Мы сейчас делаем новую концертную программу «Центра». У нас вновь освежился состав, «Центр» опять стал сугубо гитарной группой: две гитары, бас-гитара и барабаны. Кстати, такой же мы были, когда выступали в Смоленске в 1988 году. Я подумываю в программу включить эти две песни «Я живу с шизоидом» и «Здесь без тебя обойдутся». Сейчас мы репетируем песни «Сердцеед», «Умный», с альбома «Однокомнатная квартира», которые вообще никогда не игрались. Просто некоторые песни лучше ложатся, чем другие, на такой состав, они по посылу больше подходят к настоящему времени.

- Да, акустика на самом деле удалась. Я хочу отметить, что твой приезд тогда после 6 лет пребывания в Америке вызвал большой интерес. Помню, что тогда на концерт приезжал Саша Липницкий, снимал на видео твое выступление. Помнишь, после концерта какая замечательная атмосфера была? К тебе в гримерку много поклонников собралось. Это все – атмосфера альбома «Акустика».

- Тогда вообще была такая атмосфера. У людей был энтузиазм к жизни, который сильно спал за последние 15 лет.

-  Одним из направлений твоей деятельности является так называемый «проект «Содержание». Опиши в двух словах этот проект.

- Я отношусь к проекту, как к благотворительности. Считаю, что для нас, для русских людей, которые являются носителями русской культуры и которым не все равно, что с ней происходит, для нас из повседневной жизни почти ушло содержание. То, что показывают по телевизору, крутят по радио – это бессодержательность. Дошло то того, что люди хвалятся тем, что у них нет телевизора и что они радио не слушают. Но телевизор и радио, будь то Sony или Panasonic, они не виноваты, что их стало невозможно слушать и смотреть. В том, что там передают и показывают, нет содержания.
Я считаю, что когда на русского человека выливается весь этот бессодержательный поток, его начинает физически ломать. Поэтому я предложил такую творческую акцию, чтобы привлечь внимание, чтобы творчество стало наполняться содержанием, по крайней мере, то творчество, которое на русском языке.
Существует еще моя искусствоведческая позиция, которая касается вообще современного искусства, в более широком плане. Я считаю, что в XX веке все эти «измы» в искусстве, как сюрреализм, структурализм, концептуализм и т.д. – как правило, сводились к работе с формой. Это дошло до такого совершенства и абсолюта, что форма стала содержанием.
Искусство имеет две составляющие: форма и содержание. В XX веке форма дошла до такой степени совершенства, что своего рода вопрос с развитием формы закрылся. Появился постмодернизм, когда стала перерабатываться та форма, которая уже есть. Я думаю в ближайшие 50 лет искусство будет наполнятся содержанием, наступит «эпоха содержания». Будут появляться содержательные произведения и авторы, которые будут формировать тренды и многое другое в искусстве. Акция «Содержание» и позиционирует себя, чтобы наполнить русскоязычное творчество содержанием.

- Для участия в этом проекте ты пригласил других исполнителей. Один альбом уже вышел. И там не только ты поешь, но и другие исполнители? Ты теперь выступаешь в роли продюсера?

- Мне нужно было с чего-то начинать. Большую часть песен первого альбома «Содержание» сочинил я сам, некоторые песни сочинил в содружестве с другими музыкантами, в соавторстве. Так вышел первый альбом. На словах мне было очень сложно объяснять, чего я хочу. С появлением первого альбома стало проще. Сейчас я делаю второй альбом, уже как продюсер. Сейчас готово 9 песен для альбома «Содержание-2». Там разные группы, в основном так называемые «молодые группы». Может быть я добавлю что-нибудь и из своего, но план таков, чтобы дать дорогу молодым группам, которые поддерживают акцию «Содержание» и им есть что сказать.
У нас есть еще альбом ремиксов первого альбома «Содержание» плюс бонус-треки. Он вышел в августовском номере журнала «Стерео и видео». Тираж журнала около 100 тысяч экземпляров. Я поинтересовался в редакции, оказалось, что этот номер у них самый продаваемый за последний отчетный период. Журнал очень доволен, он получает большое количество комплементов. Так что альбом ремиксов оказался тоже хорошо воспринят.

- Смоленские группы не вошли в твой альбом «Содержание» по непонятным причинам…

- После первого альбома «Содержание», как бы там скептики не ерничали, а зерна акции «Содержание» упали на благодатную почву. Сейчас к нам обращаются группы, которые готовы ехать к нам на сессии прослушивания из разных городов. Для меня группа начинается тогда, когда она может полчаса успешно сыграть живьем свой материал. Мы проводим раз-два в месяц сессии прослушивания для акции «Содержание» на репетиционной базе «Красные ворота» в Москве в районе метро «Курская». Эти записи выкладываются в интернет как аудиоархивы. К нам стали приезжать группы из Ярославля, Воронежа, Питера, Владимира. Так что пусть смоляне приезжают…

- Стоило ли вообще декларировать само название «Содержание», ведь искусство – вещь субъективная? Что для одного содержание, для другого – не содержание. Если вспомнить, что ты в свое время продюссировал альбом группы «Звуки Му» «Простые вещи», где не было лейбла «Содержание», но оно само было. Все знали, что если есть Шумов, то содержание будет автоматически. Думаю, содержание определяется самим музыкантом, его именем, другими какими-то моментами.

- Когда я продюссировал «Звуки Му» «Простые вещи», это были 80-е годы. Это был рассвет так называемого русского рока. Русский рок по своему определению – это музыка, в которой есть содержание. Именно из-за этого он стал так актуален в то время. В 80-е годы и мысли ни у кого не возникло бы делать проект, типа «Содержание», потому что русский рок 80-х по понятию нес в себе содержание. Были же тогда и попсовые группы, вокально-инструментальные ансамбли, которые выпускались советской пропагандой. У них было содержание на уровне ноля или вообще никакого. Мне кажется, сейчас все деградировало – люди, к сожалению, деградировали, молодое поколение не парится в плане развития интеллекта. Интеллектуальный уровень современной нашей молодежи упал, на мой взгляд, по сравнению с молодыми людьми 80-х до уровеня плинтуса. Это какое-то поколение профанов, неучей и невежд, которые одев бейсболку, думают, что они способны на что-то. А сами не прочитали ни одной важной или сложной книги, кроме каталогов с товарами и прейскурантов цен. Это поколение консуматоров и жертв 25-го кадра.

- Василий, ты не слишком категоричен в своих заявлениях?

- Я просто хочу, чтобы до молодых людей дошло, что происходит с ними и вокруг, пытаюсь называть вещи своими именами.

- В свое время ты очень остро реагировал на то, что одна из московских рэп-групп использует название «Центр». Похоже, эта группа уже исчезла. Какие твои комментарии?

- Моей группе «Центр» в этом году исполняется 30 лет. Название появилось в 1980 году, сразу после московской олимпиады. Мне совершенно наплевать, кто там еще лезет с «Центром». Московская группа «Центр» была, есть и будет только одна. А все эти, у которых фантазии и таланта не хватает чтобы придумать что-то оригинальное, ранее не существовавшее, то мы возвращаемся к печальным мыслям про уровень интелекта современной молодежи.

- Ты участвовал в вечеринке, посвященной 70-летию Джона Леннона и даже спел на ней какую-то свою новую песню. Что для тебя Леннон и его 70-летие? Стоит ли вообще его праздновать и как?

- Для меня Джон Леннон – это, в первую очередь, участник группы «Битлз». Эта группа имеет колоссальное влияние на то, что я стал музыкантом. С самых ранних лет мне повезло, потому что в мою молодость именно «Битлз» оказали на меня огромное влияние.
Когда меня пригласили на эту вечеринку (22 октября), я подумал: «А что мне там делать?» Я не хотел играть песни Леннона, там и без меня хватило бы исполнителей, как их сегодня называют: кавер-бэнды. Организаторы мне намекнули, что, может быть, я сделаю что-нибудь электронное. У меня появилась идея: сделать оригинальную композицию по мотивам творчества Леннона. Получился такой сингл «Reflection of us all». Я считаю, это сугубо ленноновское название.
70-летие Леннона – отличнейший повод собраться. Все люди, которые там собрались, все они такие же, как и я, любители музыки Леннона и «Битлз». К тому же, у нас, у русских, принято отмечать круглые юбилеи. Наверное, не в одной стране нет такой мании празднований юбилеев. Ну и пусть будет так!

- Сегодня какие песни Леннона у тебя на слуху?

- В последние годы стали вычленять, какую песню «Битлз» сочинил Леннон, а какую Маккартни или Харрисон. Я считаю это неправильно. Из сольного творчества Леннона мне всегда нравились песни «Mind games», «(Just like) Starting over», «Imagine», «Jealous guy». У меня целая персональная история, связанная с песней «Dream №9». Что-то метафизическое прямо. Я в Лос Анджелесе в конце 2007-го года однажды размышлял о своих дальнейших проектах, альбомах, концертах и вообще перспективах. Мысли были разные. Но так получилось, что в тот момент наступило прояснение в голове и я решил, что надо делать «это и это». У меня вдруг в ушах заиграла музыка Леннона. Было ощущаение, что это фанфары, которые поддерживали правильность моего решения. Музыка была припевом из песни «Dream №9» с альбома «Walls and Bridges» (1974) со словами «Ah! Bowakawa, pousse pousee...». Не буду вдаваться в детали какое решение я тогда принял, лишь упомяну, что благодаря этому решению в дальнейшем появилась идея и материализация творческой акции «Содержание».

- Знаю, ты всегда очень остро реагируешь на политическую жизнь. Сегодня в обществе сильная поляризация. Где-то правые, где-то левые. Но интересно, что творчество Василия Шумова фигурирует и там и там. С одной стороны, ты выступаешь на «правой» радиостанции «Эхо Москвы», а с другой – достаточно восторженные рецензии на твой альбом публикуются в «левой» газете «Завтра». Ни у одного российского музыканта так не получается. Либо, как Шевчук, на одном фланге, либо, как музыканты, которые встречаются с Путиным и Медведевым. Как ты это прокомментируешь?

- По поводу моего появления на «Эхо Москвы». Есть один момент предопределяющий: это единственная крупная радиостанция в Москве, на которой еще осталась какая-то свобода слова в прямом эфире. Там человек приходит и может излить то, что он думает, что, собственно, я и делал. Других таких станций нет. Все заформачены, зацензурированы. Многие прикидываются, что они что-то там делают свободно, но это не так. Я не знаю, как обстоит дело в других городах, в Смоленске, например, но в Москве ситуация именно такая. То, что «левые» издания меня положительно оценивают… Это на их точку зрения. Я просто стараюсь писать откровенные песни. Я не принадлежу ни к какой партии. По творчеству, я больше нацелен в будущее. Видимо, люди резонируют с тем, что я не занимаюсь критикой какой-то сиюминутной проблемы, а нацелен в будущее. Я хочу, чтобы будущее не было таким ужасным, каким оно может быть. Я пишу иногда мрачноватые песни, чтобы показать перспективу, чем все это может кончиться или уже кончилось, особенно если никто делать ничего не будет. У приспособленцев и холуев некоторые мои песни вызывают дискомфот.

- В твоей жизни определенную роль занимает кино. Ты - автор нескольких фильмов. Это так?

- Я занимаюсь видео-артом, медиа-артом, экспериментальными фильмами, компьютерными фильмами. Мои фильмы с тем кино, которое показывают сегодня в кинотеатрах, ничего общего не имеет. В моих фильмах почти нет актеров. В моих фильмах есть эксперимент, есть арт. Это арт-фильмы, причем такие экстремальные арт-фильмы. Это даже не арт-хаус, потому что арт-хаус – это малобюджетное игровое кино. У меня неигровое кино. У меня в основном - это концептуальный видео-арт.

- Если взять киноискусство в более широком плане, какие работы тебя все-таки затронули? Из того, что знают многие, так скажем.

- В Москве я не так давно познакомился с любителем кино Сэмом Клебановым (он еще телепередачу вел про кино). Во время Московского кинофестиваля прошлым летом Сэм приглашал меня на некоторые фильмы. Так я посмотрел фильм «Океаны». Это французский фильм, который позиционируется скорее как документальный и научно-познавательный. Он о жизни и о животном мире под водой. Он феноменально снят. Новые технологии, съемки, сама идея. У фильма, как я понял, какой-то баснословный, совершенно несоизмеримый для документального кино, бюджет, где-то около 80 млн. долларов. Я бы рекомендовал его всем посмотреть. По прогнозам эти технологии скоро придут и к нам в мобильники и фото-мыльницы, так что готовьтесь к авторским подводным съемкам.

- Ты много выступаешь в СМИ, в Интернете, и однажды Артемий Троицкий задал тебе вопрос, и ты на него не ответил. Я повторю этот вопрос: что такое не понравилось тебе в Америке, что заставило тебя оттуда уехать?

- Америка совершенно не при чем. Америка – огромная страна, в которой мне что-то нравится, что-то нет, как и в любой другой стране. Я вернулся в Россию презентовать альбом «У прошлого нет будущего» в декабре 2008 года. Уже находясь здесь выяснилось, что совершенно реально возобновить концерты с группой «Центр». У меня появились новые идеи, в том числе, по акции «Содержание». Появилась возможность все это реализовать. Я прислушался к своему внутреннему голосу и, следуя своему предназначению в этой жизни, стал заниматься тем, чем занимаюсь.
На самом деле про акцию «Содержание» у меня и мысли не было, пока я жил в Лос-Анджелесе, потому что это сугубо русская акция, и ее можно проводить только здесь. Я решил попытаться сделать 10 альбомов «Содержания», потому что в слове «содержание» 10 букв. Меня ведь неспроста называют концептуалистом – вот вам, пожалуйста.

- Наряду с тем, что ты не только авангардист-музыкант и экспериментатор в искусстве, тебе довелось быть женатым на француженке и американке.  Думаю, знаешь и русских женщин. В чем их отличие? Может быть какие-то национальные черты?

- Что касается женской сущности – она идентична у всех, но есть и нюансы, которые я осознал, уже находясь здесь(улыбается). С русскими женщинами я могу говорить русской поэзией, метафорами, которые они понимают. Ведь мы росли на одних и тех же произведениях. Например, «Ну как у Лариных…», - русская девушка всегда продолжит. «В лесу раздавался топор дровосека…», «Откуда дровишки?»… С русскими женщинами у меня намного богаче духовная жизнь именно как русского человека. Но как женщины они все идентичны и, по сути, одинаковы.
Француженки лучше понимают, что такое авангардный художник. Они понимают, что это очень нужно, и знают, как это отражается на повседневной жизни. Знают чего ждать. Во Франции есть такое слово «артист», именно так француженки меня и воспринимают. Поэты, музыканты – это все у них «артист». Он не связан с шоу-бизнесом, не занимается коммерцией от искусства. Замечу, что практически все современное искусство придумали именно французы. Поэтому у них намного лучше понимание, что такое современный художник, причем даже на уровне быта.
Американкам эту концепцию понять очень сложно. Хотя обобщать не берусь. Творческому человеку, который не приспособленец, везде живется трудно. Жизнь вообще вещь трудная и не мне тебе об этом рассказывать.

- Василий, у тебя трое детей. Где они сейчас, чем занимаются?

- Дети находятся там же, где и родились. Первый ребенок Антуан живет в Париже во Франции, он 1987 года рождения. Никки (1998 год рождения) и Анжелика (1995 год рождения) живут на Гавайских островах. Они родились в Лос-Анджелесе, но моя вторая жена переехала туда после развода и перевезла с собой детей. Они живут в своей стране. Связь с ними поддерживаю, в последнее время из Москвы в основном по Интернету и по телефону.

- Вопрос из области спорта. Ты, я знаю, раньше занимался хоккеем. Недавно в блоге ты разместил свои размышления по поводу матча «Спартак» : «ЦСКА». Очень любопытно, интересно, много свежих мыслей. Как ты оцениваешь ситуацию в современном русском хоккее?

- Матч «Спартак» : «ЦСКА» - это мое первое посещение хоккея в Москве после очень долгого перерыва. Мысли по этому поводу я изложил в своем блоге. Что касается общей ситуации, то могу сказать, что русский хоккей ищет свою идентификацию. Советский хоккей имел совершенно четкую идентификацию, а российский еще только ищет. Каких ты спонсоров туда не навешай, сколько лиг, команд, дивизионов не собери, люди все равно ходят именно на игру. Существует магия хоккея. Основным действующим лицом является сама игра «хоккей». Когда найдется та грань, когда будет интересно и комфортно и для игроков, и для болельщиков, и для всех, кто вовлечен, тогда мы, наконец, получим феномен нового русского хоккея.
Уже много идет болезненный процесс роста, становления, поиска идентификации. Нужно стремиться к пониманию, что из себя должен представлять русский хоккей, как игра, как стиль.

- Многие говорят, что дело обстоит так: по площадке бегают миллионеры, развлекая «бедняков». В Америке, где население имеет достаточно высокий доход, это не так ощущается, а у нас хоккеисты получают гонорары, которые даже и не снились рядовым зрителям. Как ты думаешь, это тупик?

- Я так не считаю. Я смотрел, кто пришел на матч «Спартак» : «ЦСКА». Там были ярко выраженные фанаты, которые дудели, били в барабаны, кричали речевки, но их была маленькая часть. Основную долю составляли простые русские мужики. Этим людям, в том числе и мне, совершенно наплевать, кто сколько получает, они туда ходят ради игры, спортивного состязания, красоты, какой-то драмы, неопределенности. Матч «Спартак» : «ЦСКА» - типичный и очень хорошо это показал.
Мне совершенно все равно, сколько игрок получает. Я не буду из-за этого к нему лучше, или хуже относиться. Но болельщики вправе знать, просто как часть информации, цену контракта, кто финансирует команду и так далее, чтобы была прозрачность. Тем более это уже давно установившаяся практика в НХЛ, где про игроков все известно и официально опуликовано. Когда в хоккее что-то делают скрытно, то из этого ничего хорошего не выйдет. Хоккей ведь – русский национальный вид спорта, который любят и понимают все. Это не гольф, не теннис, даже не баскетбол.

- Ты, наверное, полжизни прожил в Америке?

- Да, как это ни смешно, но большую часть сознательной жизни я провел в Калифорнии, в Лос-Анджелесе.

- Сегодня ты уже два года живешь в Москве. Что за это время в России, на твой взгляд, изменилось к лучшему, а что, наоборот, к худшему?

- С Америкой сравнивать я не буду. Это дело неблагодарное, потому что Россия и Америка – это две совершенно разные страны.

- Но ведь многие у нас считают Америку неким образцом для подражания, за которой нужно мчаться, у которой нужно все копировать.

- Нет, все не надо. У них можно научиться отношению к законам, к конституции, к выборной системе, к формированию органов власти. Вот этому нам у Америки полезно поучиться. Там немыслимо, что у уходящего президента будут какие-то приемники, что будут какие-то несменяемые руководители, партия власти, захватившая все и состоящая из аппаратчиков и назначенцев. Это немыслимо! Там не будет чиновничьего распила денег государственных и частных компаний. Хотя воры и кумовство есть везде. Но там это совершенно на другом, на каком-то маргинальном уровне происходит. Иногда в Америке где-то какого-то ловят за взятки и за использование служебного положения для личного или семейного обогащения, за аморалку.
В данное время у нашей страны нет идеи, у руководителей страны нет масштаба, чтобы руководить такой страной, они могут насаждать только репрессивные, бюрократические методы, назначать, утверждать или снимать с должности друг друга. Они боятся честных выборов, конкуренции, боятся всего, что может пошатнуть их монополию на власть. Главное для них захватить, сохранить и цепляться за власть до конца и похоже любыми способами. Это демонстрация мелкоты личности. Страной руководят люди, которые находятся там случайно, по блату, в результате каких-то темных схем. В результате мы имеем руководителей на уровне управдома из фильма «Бриллиантовая рука», с менталитетом типа «...  а если что не так, то отключим газ». У страны нет ни ясного будущего, ни программы, ни идентификации, есть только эти бесконечные захваты, распилы, репрессии, суды без правосудия и назначения своих. Ситуация с недавним снятием и назначением московского мэра – еще одно тому подтверждение. В Америке, где есть реальное разделение властей и неукоснительное выполнение конституции для всех, такое безобразие невозможно.

- Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер – это не смешно?

- Смешно, конечно. Но. Это еще раз говорит о том, что губернатором, да и президентом в США может быть кто угодно, главное, чтобы он был избран в реальной и честной политической борьбе. Шварценеггер принимал участие в реальных выборах, были дебаты. Его никто не назначал, он прошел через все. На него выливался компромат, что он каких-то баб за задницы хватал, что он был на стероидах, что у него были какие-то сексуальные оргии, - все это было. Но он прошел через это все и победил. Но он, опять же, знает, что пройдет какое-то время, и он с поста уйдет, ведь есть ограничение сроков, что он не сможет назначить на свое место никаких преемников, что для него не изобретут какую-то должность. Его через некоторое время не будет во власти. Он подотчетен и подконтролен. Он не ведет себя так, чтобы потом бояться за свою шкуру. Он не может себя вести таким образом. Он не будет приватизировать и распиливать, например, компанию Mobil, обвинив ее менеджеров в воровстве бензина. У него в голове даже мысль такая вряд ли возникнет. Такого в США просто быть не может. А у нас произойти может все что угодно и происходит.

- А что ты думаешь о недавней встрече рок-музыкантов с президентом?

- Я не понимаю в чем смысл и посыл подобных встреч. У Сталина были встречи с писателями, у Хрущева были встречи деятелями искусства. Схема не нова. В связи этим возникает вопрос: холуйство - это генетически или это вирус?

- Ты следишь за последними музыкальными событиями в стране? Ты же раньше всегда был в курсе всего, постоянно что-то слушал, возил с собой какие-то диски. Порекомендуй, что нужно послушать человеку, который хочет саморазвиваться.

- Я большой музыкальный фанат, обожаю слушать музыку. Если говорить из последнего, что попадалось мне в 2010 году, то рекомендую альбомы:
Devo «Something for Everybody», Jeff Beck «Emotion and Commotion», Gorillaz «Plastic Beach», Danger Mouse & Sparklehorse «Dark night of the soul», Santana «Guitar Heaven».
Последний альбом Карлоса Сантаны, хочу выделеть особенно и вот почему: в последнее время кто только из старичков не записывал альбомы каверов. Rod Stewart, Bryan Ferry, Eric Clapton, Phil Collins и другие выпускали кавер-альбомы, но они были чем-то из серии легкой музыки или классики жанра. Сантана, которому 64 года, разразился забойным альбомом. Некоторые композиции, как например цеппелиновская «Whole Lotta Love», у Сантаны получилась как бы новым произведением, причем очень роковым, энергичным, забойным. На этом альбоме Сантаны для меломанов, на мой взгляд, есть возможность для обсуждения что из известных песен получилось хорошо, а что не поднялось выше уровня дежурного джема в студии, а что можно было бы и вообще не ставить на альбом. Я это говорю еще и потому, что сам выпускал альбомы различных каверов типа: Центр «Любимые песни», В.Шумов «Шумовидение», «Русские поют» и знаю, что когда дело доходит до записи альбома каверов, то результат и реакция слушателей не всегда предсказуемы.
Замечу так же, что в последнее время на большом количестве альбомов наиболее часто встречающимся словом в описании треков является «featuring», что значит «при участии». Сладывается впечатление, что уходят времена четко выраженных музыкальных составов, а на смену им приходят непродолжительные аморфные образования музыкантов, состав которых перманентно изменяется.
- Спасибо,Василий, за беседу!
               
                октябрь 2010г.


Рецензии
Прекрасный экскурс,Сергей!А если сказать,что "Imagine"-одна из моих самых любимых песен...Однажды региональное радио поздравляло меня с юбилеем и после короткого интервью мне предложили назвать любимую песню,чтобы они для меня ее исполнили.Я назвал эту самую песню и был удивлен,что они ее довольно быстро нашли.Вот такая история.С грустинкой:))С уважением А.Р.

Александр Ревин   16.11.2011 21:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик,Александр!
Леннону посвящен один из моих любимых рассказов -
http://www.proza.ru/2006/03/31-189
С уважением,

Сергей Горцев   16.11.2011 23:25   Заявить о нарушении