Миленький ты мой

  Было жаркое лето. Мать подняла их затемно, и  они втроём пошли на Волгу. Одной рукой мать придерживала, как в индийском кино, на голове три вложенных друг в друга тазика, а другой младшего сына. Старшая сестра страховала брата за другую руку. Они шли в темноте вдоль берега и напевали негромко одну из любимых своих песен, а малыш между ними спотыкался и болтался, зажатый между их ладонями. Он мало понимал; почему так темно, зачем его подняли в такую рань, и почему вода под ногами теплее мокрого берега. Только спокойная песня мамы с сестрой внушали ему, что всё хорошо, и что скоро это что-то непонятное закончится. Поэтому он старался поспеть своими маленькими пятками за ними и одновременно попасть в такт песни, которая, казалось заканчивалась, но начиналась снова теми же словами:
 
  Миленький ты мой,
  Возьми меня с собой.
  Там в краю далёком.

А дальше были совсем разные, не повторяющиеся, слова и он их всё никак не мог запомнить.
   Наконец они пришли к нужному пустынному участку берега реки.
Надо было ходить по берегу и собирать неосторожных ракушек и зазевавшихся раков, складывая их в оставленный мамой таз. Дальше по берегу были оставлены ещё два таза.
Ракушки, после очистки содержимого на корм дворовой живности, должны были попасть на пуговичную фабрику, а раки в кастрюлю деликатесов, где они в кипятке загадочно краснели и превращались во вкуснятину.
  Он шлёпал босыми пятками по краешку берега, отбегая от набегающей временами волны, и высматривал в бледно-розовых лучах занимающейся зари ракушек и раков. А старшая сестра совсем не была настроена на работу. Ей же поручили ещё одно ответственное задание – следить за младшим братом. Она бегала вокруг него кругами, подпрыгивая по два раза на одной ноге, и напевая всё ту же песню. Когда он брал очередную ракушку и нёс её к тазу, она продолжала весело изображать шаловливого, обворожительного чертёнка. А когда он замечал и тихонько подкрадывался к раку, она с разбегу обгоняла его, ловко хватала рака за шейку и, громко крича "Миленький ты мой", швыряла его далеко в реку и продолжала петь песню. Когда вернулась мать и выслушала жалобы сына, погрозила на неё пальцем и пообещала выдрать. Но всего через минуту она уже также приплясывала, собирая ракушек, и пела:

   Меленький ты мой,
   Возьми меня с собой.
   Там в краю далёком,
   Буду тебе сестрой.

   Шли годы. Уже все трое ходили в школу. Младший брат делал уроки и следил, как делает уроки третий, самый младший брат – первоклашка. Яркое весеннее солнце заливало всю комнату и припекало спину, звало на улицу.
Зима была в том году очень снежная. Весна выдалась слякотная: ворвавшееся обжигающее солнце нещадно по-стахановски топило не спрятавшиеся сугробы и не сбежавшего в тень снеговика, а мерзлая земля отказывалась принимать драгоценную влагу. Нет резиновых сапог – считай в тюрьме. К вечеру, с заходом солнца за дом, начинало примораживать, и можно было со звонким хрустом ходить по двору, рискуя поскользнуться и больно упасть.
   А пока был день. Братья писали домашнее задание, а старшая сестра – восьмиклассница водила утюгом по юбке и припевала:

   Миленький ты мой,
   Возьми меня с собой.

"А уроки?" – спросил старший из братьев. - "До каникул ещё далеко. Хочешь, чтобы опять отца вызвали в школу? Вот не получишь аттестат – выдадут тебе по первое число и на второй год оставят. Догоню я тебя и будем сидеть за одной партой. Вот смеху-то будет…"
"Ничего ты не понимаешь, потому, что мал ещё" - вставляла она между строк песни. –
" Мы, женщины, взрослеем раньше вас, мужчин. А жизнь проходит. Надо не прозевать своё счастье. А школа не убежит!"
   Школа не убежала. Выдали ей троечный аттестат о восьмиклассном образовании, узнав, что в девятый она не собирается. Мать с отцом опустили руки от тщетности борьбы за её образование. Но её тянуло только к танцам. Получалось у неё это очень даже не плохо. Но выяснилось, что для учёбы дальше нужен аттестат о среднем образовании. Пришлось ходить в вечернюю школу и работать. К этому времени брат, окончив школу, уже был в армии.
   И разошлись их дороги. Далеко разошлись. Она уехала учиться танцам в Белоруссию, да чуть там и не осталось. Но что-то пошло не так и пришлось ей вернуться обратно. Брат к тому времени уже имел жену, двоих детей,  диплом и хорошую работу.
   Приехала она с мужем. Это были одновременно смотрины, сватовство и свадьба. Все сидели за столом и, изрядно выпив и хорошо закусив, пели подряд все песни под гитару.
   Подыграй мне эту, попросила она брата и запела:

   Миленький ты мой,
   Возьми меня с собой.
   Там в краю далёком
   Буду тебе женой.

И все подхватили:

   Там в краю далёком
   Буду тебе женой.
 
   И пошла жизнь своим чередом. Только детей у сестры всё не было. И ей с каждым разом становилось труднее приходить в гости к брату, где между ног и под столом копошились две девчушки. О чём-то спорили, что-то делили и что-то, на только им понятном языке, объясняли друг другу, когда их по очереди не ставили на стульчик рассказать очередной стишок.
   Она так хотела детей…
   В конце концов она решилась на пересадку участка кожи мужа себе на руку.
   И, о чудо! Радостная весть! Помогло!
Первым родился сын. Потом дочь. Потом ещё дочь! Она спешила, торопилась жить и вырастить и выучить детей. И вдруг…
   После безобидной сдачи анализов по поводу возникшей неудобной бородавки страшный диагноз: рак.
   Теперь, когда казалось вот оно, счастье, бери обеими руками, муж, дети, дом… Но совсем не отпущено времени насладиться этим счастьем.
   Её не пугала сама смерть. Она ясно понимала и представляла себе серьёзность своего положения. Её беспокоила судьба детей: успеть поднять, выучить, научить жизненной мудрости, уберечь от повторения своих собственных ошибок. Особенно маленьких девочек.
   Из отпущенных ей медиками восьми месяцев усилием воли, несколькими операциями с последующей химиотерапией она продержалась восемь лет.

   В последний её день они были вдвоём в одной палате, как в далёком пятьдесят третьем году на тёплом левом берегу Волги.
Только она не скакала вокруг него с песней, а лежала с закрытыми глазами. А он держал её за руку и по её дыханию понимал, что она его слышит и вместе с ним мысленно поёт:
 
   Милая моя,
   Взял бы я тебя…




Прослушать всю русскую народную песню можно здесь
http://www.youtube.com/watch?v=J2jVntEkVz0


Рецензии
Очень трогательный рассказ, Сергей.
Вы хорошо пишете, увлекаете сразу за собой и не отпускаете внимание читателя до конца...
От себя хочу предложить Вам вот это: http://www.proza.ru/2010/10/17/148
Это вторая проба своих сил в прозе. Манера письма мне не свойственна, но захотелось выдержать всё в рамках заграничного романа.)) Будет время, прочтите, ладно? Хотелось бы знать ваше мнение.

Спасибо Вам за ссылку.
Ваша понятливая.)

Ирина Зуенкова   04.11.2011 01:45     Заявить о нарушении
Спасибо!
Сам читаю со слезами. Сестра ЦН.
ОК!
Как только, так сразу!
А то не знаете меня...
До скорого!

Сергей Ивволгин   04.11.2011 02:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.