Мой земляк Валерий Чкалов

Издалека долго течёт река Волга...
Ольга Янченко
Продолжение материала "Мой земляк Валерий Чкалов".
От строки "В 1408 году Хан Едигей дотла сжёг Городец
***
Нынешний город Чкаловск,это родина моя, что на Волге у города Нижнего Новгорода, раньше назывался Василёва Слобода. Вот о нёи и рассказ мой, уроженки того города, а нынче Белорусочки, потому что папа мой белорус из г. Гомеля, что на реке Сож.
***
Так вот, хоть Василёва Слобода стояла вдали от больших дорог и население её было немногочисленным, она нередко учствововала в междуусобных стычках князей и войнах с угрофинскими племенами, а в смутное время -- с поляками.

Так, ополченцы Василёвой Слободы под руководством князя Дмитрия Пожарского и отряд конных рейтар князя Лыкова-Оболенского наголову разбили войска панов Заруцкого и Яцкого. И захоронили наглых ляхов возле хитроумно сооружённого селянами Василёвой Слободы оборонного заграждения. Эти земляные валы так и назвали "панские бугры".Они накрылись Волжским водохранилищем в 1955г.

Была Василёва Слобода и центром бурлачества. Сюда кажую весну собиралась "вся голь перекатная".Но вдруг размеренную жизнь сельчан всколыхнуло событие: Казанский
округ путей сообщения организовал казённые мастерские по ремонту дноуглубительного флота.(Да, ксати, дед мой Степан Михалыч Рожков работал на таком агрегате, землечерпалке,с ним и мама моя Надя, дочка его "жила на воде" плавала, супы рыбные варила для рабочих.)

Это было необходимостью иметь удобный затон для зимнего отстоя, ремонта и восстановления закупеленных в Голландии землечерпательных машин и землесосов для углубления быстро
мелевшего фарватера Волги.

И в 1883г. началось строительство этих мастерских. В Слободе Павел Григорьевич Чкалов. Свой добротный, просторный дом поставил он на самом берегу Волги. Тут и родился 2 февраля 1904г. знаменитый сын его, лётчик Валерий.

Ну вот, я и добралась до главного в этом материале - иой земляк Валерий Чкалов. Это было в 90- е годы 19-го века.
А в 1933году 20-го века меня угораздило появиться на свет 7-го января в роддоме
города Горького, за сто километров от Василёвой Слободы. Но мама была от природы наделена талантом рисовальщицы и страсть как хотела учиться на художника. Она оставила меня у своей мамы Марии Михайловны Рожковой (тогда уже Василёво стало городом Чкаловском)
в так называемом Белом Доме, трёхэтажном бараке для семйных рабочих землечерпалки, ходившей в фарватере Волги, углубляя её дно.

Вот такие факты из моей биографии. Валерий Чкалов -- мой земляк.К сожалению, весной 1938 года меня отсюда увёз к своей маме в белорусский город Гомель мой папа Георгий Захарович Янченко.
И опять же к великому горю весной 1941г. его послали работать в Белорусскую ССР,г.Жодино и я вместе с мамой угодила в пекло Великой Отечественной войны. Мы окзались среди беженцев. Шли лесами, болотами. А когда повезло нам несколько километров подъехать на автомобиле по имени "полуторка", нас обстрелял немецкий самолёт.
Об этом здесь мои рассказы "Сапог", "Полуторка","Надежда").

Но это уже о том, как я стала журналистом. И вот несу этот свой тяжкий крест с июля 1989г. Нет, с того военного 1943 года., когда я впервые вывела угольком из костра заборе дедушкиного подворья в разбитом немцами городе Гомеле "СМерть гитлеру!".
А газета "Зорька", возрождённая в Минске в 1945 году, напечатала это моё письмо.

Вот такие подробности из моей счастливой биографии, где я -- землячка великого человека, Валерия Чкалова, а мой дед Степан Михалыч Рожков и отец Чкалова Павел Григорьевич Чкалов сооружали новый флот Василёвой Слободы.Так что и я из кагорты людей известных. И по просьбам трудящихся готовлю книгу - память "Побеждая беду, - иду!".Для этого я летом 2004 года побывала в тех родных моих краях, в Поволжье, привезла в Минск много фотоснимков и материалов о своей родине, о Волге, о моём земляке Валерии Чкалове.

Жаль,не смогу эти фотографии вывести на сайт - сканера нет.На него надо аж 50 долларов! Если бы кто подарил...Так на столе моём рабочем, в редакции журнала "Надежда" давно ждут редактирования 800 страниц текста будущей автобиографической повести о том, как надо бороться за жизнь, за себя и за правду.
 Но это очень трудная работа в условиях так называемой демократии...
***
А!Нашлась фирма добрая и подарила мне сканер! Это "Вест Лайн" на пр.Незалежнасци,115.Директор её г-н Плешак Денис Михайлович. Теперь у меня забота - освоить эту машину...Зрение моё от старости хромает...Тяжкая работа. Извини, читатель.
***
© Copyright: Ольга Янченко, 2008
Свидетельство о публикации №1804300620
***


Рецензии
А читателю неизвестному всё это до лампочки. И чево надрывалась,писала, зрение добивала!И чего они, эти неизвестные, ползают по моим страницам,если им мои откровения - ничто?
А ведь материал - то важный, информационно интересный. Потому я оцениваю труд свой положительно.Хоть мне этот рейтинг тоже до лампочки.

Яна Ольгина   10.02.2011 06:26     Заявить о нарушении