Запрет

Наша жизнь состоит из запретов.

Запрещается многое - от возможности перейти в любом месте дорогу до предумышленного убийства. Запрещение действия не исключает того, что запрет кто-то сможет нарушить - и государство пытается регулировать все и вся все возрастающей массой запретов.

Но разумно ли это?

Сумеет ли остановить запрещение прыгать с высотного здания самоубийцу? Захочет ли остановиться убийца, насильник, маньяк - даже если внушить ему неотвратимость поимки?

Вероятно, запреты извне, от системы правления, государства зависят от степени уважения к ним. В государстве, не пользующемся авторитетом людей, большинство из запретов не действуют - особенно те, которые люди считают несправедливыми, неприемлемыми для себя.

Запретные действия, приносящие вред другим людям, природе, искоренить невозможно извне - только внутренний голос способен остановить человека.

Не обоснованный Знанием, опытом, уважением человека, запрет бесполезен. Система табу есть инструмент управления, способ заставить делать людей то, что хочется узкому кругу "властителей" - без размышлений, без смысла, без логики.

Свобода опасна для власти, свободные люди способны решать, что им нужно, что нет - и потому так цепляется власть за запреты, даже ненужные. Управлять, чувствовать власть над людьми - в этом смысл запретов, но, постепенно, запрет поднимается выше людей, и подминает того, кто ему неподвластен.

Тот, кто считал, что он превыше запрета, становится жертвой - созданное табу пожирает создателя, и через годы никто и не вспомнит смысл запрета - он сам по себе.

Уничтожая запреты, мы возвращем свободу - не вседозволенность - тем, кто ее потерял. Истинный смысл ограничений - разумность, внутренний, безусловный запрет.

То, что позволено всем - то должно быть доступно, то, что запретно - запретно для всех. Нет такой власти, такого условия, чтобы делить: этим можно, а этим - нельзя.

Если что-то дозволено нескольким - это должно быть доступно и всем. Недостойно людей быть разделенным по категориям. Равенство - это единый запрет без исключений.

Когда кто-то может, скажем, украсть безнаказанно - это несправедливо по отношению к остальным. Стало быть, право ударить, убить, отобрать чью-то собственность - несправедливо.

Запрет может быть только общим - для всех - без каких-либо ограничений и исключений. Для всех одинаково - или ни для кого.

Очевидно, что этих запретов (или заповедей, если угодно) будет очень немного. Смысл запрета - в его абсолютной доступности. Толкование - один инструмент несвободы, попытка "запудрить мозги" с целью все повернуть, как хотелось бы власть предержащим.

Итак, что в итоге?

Запрет на запреты. Количество ограничений должно быть действительно минимальным, доступным и ясным для каждого, и обязательным к исполнению. В идеале - отказ от запрета, как внешнего фактора. Всякий запрет, в основе своей, это внутрений, собственый голос того, что мы все зовем совестью или душой.

Любое неравенство недопустимо.


Рецензии