Шаньги

 

Что такое северная деревня в ноябре?
Северная деревня поздней осенью, это грязь. Это серые избы,  бездонные лужи в колеях пародии на дорогу, бессистемно налепленные огороды, заросшие ивняком дворы оставленных домов и кажущееся безлюдье. Даже такая, казалось бы, крупная деревня как «А-но» Холмогорского района, в которой три магазина, на зависть жителям ближайших деревень, со всеми этими «марсами», «сникерсами» и «ягуарами», в середине недели, в разгар дня, поражает тишиной и пустынностью «главной» улицы.
Летом – другой разговор. Летом наезжают дачники. Деревне и не дает умереть ее близость к районному центру и удачное расположение вдоль дороги, идущей из этого райцентра в небольшой городок при целлюлозобумажном комбинате. И хотя в самом А-но делать местным жителям абсолютно нечего, поскольку со смертью Холмогорского племзавода местная ферма который год бьется в агонии, а единственная лесопилка давно почила в бозе, жизнь, все-таки, не покинула эти места. Есть начальная школа, детский сад, упомянутые три магазина, пекарня, и даже построенная активистами церквушка, где по воскресеньям и большим праздникам приезжий батюшка ведет службы.
Но это все ерунда. Горожанину, приезжающему в деревню раз в год, не интересны ее ежедневные проблемы. Горожанин, вырвавшийся «на свежий воздух», думает об договориться с местной бабулькой, чтобы она ежеутренне снабжала его молоком, об месте для купания и об этом самом воздухе, которого, не смотря на близость (70 км) упомянутого комбината, здесь прорва.
Да… летом здесь – красота! На ум даже, по этому поводу, приходит единственное слово, которое горожанин наивно считает  деревенским – лепота. Горожанин вообще наивен. Он подозревает, что местные до сих пор ходят в лаптях, пьют самогон, и ездят исключительно на телегах. Когда местный житель проезжает на телеге все по той же улице, что случается не чаще раза в месяц, у горожанина на глаза наворачиваются слезы умиления. И обилие спутниковых «тарелок» над крышами серых изб и обилие машин во дворах этих изб не в состоянии горожанина убедить в том, что деревня давно уже не та, что раньше.
Самогон в деревне давно никто не гонит, поскольку в каждом из трех местных магазинов выбор пойла вполне приличный, а заморачиваться с брагой, ждать пока она выбродит, а после, преодолевая сопротивление жены перегонять эту брагу… не, не станет деревенский северный мужик такой ерундой заниматься. А кто и пробовал, знает, что перегнать брагу в самогон, не выпив ее предварительно, нет никакой возможности. Не доживает брага до самогона. А потому, нечего и пытаться.
И в лаптях уже, естественно, никто не ходит. Если кто еще из местных умельцев эти лапти и плетет, то делает он это исключительно для того же самого дурака-горожанина, который эти лапти увидит, прослезится, да и купит их у умельца, чем, опять же, поддержит товарооборот в одном из трех магазинов.
Не все, разумеется, горожане одинаковы, однако мною неоднократно было засвидетельствовано именно такое поведение городских жителей в деревне.
Но в ноябре никаких дачников, конечно же, нету. В такое время приехать могут разве что дети, на выходные. Но и это не обязательно. Разлетевшиеся дети, как известно, не слишком часто радуют родителей. Работа, семьи, дела….
Я люблю бывать в деревне именно в то время, когда никаких дачников там нет и в помине. Только тут я могу в полной мере, почувствовать, поверить, вспомнить, что бывает такая тишина. Это не полное безмолвие. Эта тишина – обжитая. Звуки существуют, но не нарушают, удивительным образом, тишины. Вот, скрипнула калитка соседнего дома. Вот,  коротко взлаял пес через улицу. Брякнуло у колодца ведро. Проехала машина. И снова – тихо. Тиканье ходиков на стене существует отдельно от окружающего мира. Оно одно из составляющих этой тишины.
А как хорошо сидеть у окна! В русской печи догорают дрова. Скоро их разобьют кочергой на мелкие головешки, сдвинут их через какое-то время к задней стенке, а в устье будет помещен противень с шаньгами. Устье закроют заслонкой и там, в мерцающем огнями не потухших углей мраке, будут печься эти круглые, зубчатые по краям, солнца-шаньги.
Потом противень достанут, выставят на шесток, и начнут эти шаньги мазать маслом.
В мою любимую кружку будет налито молоко…
Старое кресло продавлено в сидении и спинке. На коленях у меня примостился зверь неизвестной породы. Это сын Найды, крупной лайки, которая сейчас лежит на полосатом, самотканом коврике у порога и делает вид что спит, чутко поводя ушами и шевеля ноздрями лакового носа. Найда знает, что когда все сядут есть, ей будет поставлена на жестяной лист у подпечка ее миска с кашей. Мы с Найдой терпеливо ждем. От тепла и тишины глаза мои сами собой закрываются….
Просыпаюсь я от сокрушительного аромата готовых шанег. Деревянный стол уже накрыт светлой в цветах клеенкой, хозяева сидят уже за столом, смотрят на меня, ласково усмехаются, жалея фефёлу городскую. Вот, дескать, набегаются в своем городе, поспать некогда. Щенок на моих коленях открывает мутные глазенки, аппетитно зевает, и я спускаю его на пол. Он смешно ковыляет к Найде, которая уже вылизала дочиста свою миску и снова улеглась у порога.
Моя чашка с молоком ждет меня на столе. На нарядной, расписной тарелке исходят паром, блестят маслом  золотистые шаньги.

За окном падает снег.


Рецензии
Спасибо за светлые воспоминания, Ольга!
Моё детство прошло около русской печки, в которой любимая моя бабушка пекла фирменные пироги, и ватрушки размером с тележное колесо!
А с шаньгами я тогда был знаком только теоретически, начитавшись прибауток - "...лошадь ела шаньги, а ямщик овёс!"...
Не было такого слова в моих родных Вязниках, зато были пышки и кокурки!

Лео Киготь   16.10.2016 11:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.