Алекс Ершов. Маленькая солидарность - Роза Исеева

http://www.proza.ru/2010/06/18/378

Казалось бы, данная миниатюра вполне соответствует разделу "Рассказы о детях", хотя заявлена как "Новелла". Наверное, так будет правильнее. Слишком часто, читая рассказы о детях, наталкиваешься на всякие крайности в виде неумелой стилизации, сентиментальной восторженности и слезливого ностальгирования... Здесь же ничего подобного нет. Есть вполне обыденный, реалистичный фрагмент детских воспоминаний, но преподнесённый художественно и не без морали. Насколько удалось это автору?
Итак, идея выстроена безукоризненно: взрослеющая девочка, всю свою детскую сознательную жизнь мечтавшая о красивой шляпе, вдруг теряет её. Обнаружив свою шляпу на голове новой владелицы, девочка вдруг вспоминает свои собственные чувства и понимает, что этой малышке шляпа нужнее, чем ей самой... Бабушка её не понимает - куда уж ей! Но следует полагать, после внучкиных объяснений бабушка проникается сказанным и соглашается, что да, шляпа потеряна безвозвратно...
Теперь анализируем реализацию авторского замысла. Начало миниатюры выглядит довольно динамичным, но, в контексте последующих событий - перегруженным деталями. Многократное "закидывание палки" - зачем? Потеря шляпы происходит с некоторым запозданием.
Следующий фрагмент, описывающий детскую мечту и историю приобретения шляпы - наиболее гармоничен.
Заключительная часть выглядит несколько скомканной, а композиция слишком искусственной. Читаем:

"Утром бабушка повела меня в тот самый сад на поиски шляпы. Подходя к сторожевому домику, я заметила девочку лет семи. Она танцевала, смешно подпрыгивая, напевая  известную взрослую песенку о любви. Танцевала она в основном в одном месте, хотя места для танца вокруг было достаточно. И только потом я заметила, что она смотрелась на своё отражение в окне. Она была в моей шляпе".

То, что "Она была в моей шляпе", было понятно с первого взгляда, как только внучка с бабушкой увидели танцующую девочку. Следовательно, надо бы всего лишь переставить местами фразы и скорректировать фрагмент.
Есть и более мелкие редакционные замечания.
"Интонация была... что не было никакой необходимости..." - убрать лишние "были".
"Не можешь что-ли быстрее..." - что ли.
"Как ни старалась, а по щеке покатились слёзы" - как ни старалась сдержаться, наверное?
"Да ты всё равно вся конопатая. Да и дурацкая она была" - Да, Да... А конопатая при чём?
"для более-менее упругости" - ???
"известную взрослую песенку о любви" - какую песенку и кому известную?
"в основном в одном месте" - а не в основном и в других местах?
И, наконец, заключительные фразы: "Я утянула удивлённую бабушку за руку. Долго она не соглашалась с моими детскими нелепыми доводами" выглядят очень слабо на фоне всего предыдущего повествования. Напрашивается хотя бы ещё одна фраза. Либо убрать последнее предложение...
Общее впечатление положительное. Вот только бы рассказ по-другому назвать. "Шляпа", например...


Рецензии
Очень хорошая добрая рецензия. Спокойная толковая, без полимических выкрутасов. Вот образец для разбора наших сочинений. Попасть к такому критику на зубок - одно удовольствие.Спасибо.

Нана Белл   13.11.2010 15:02     Заявить о нарушении
Ну, образцы, они разные бывают!
А для меня образец - рецензии Сабашникова.

Светлана Малышева   13.11.2010 15:08   Заявить о нарушении
Уважаемая Нана! А что такое "полемические выкрутасы"? Критика без выкрутасов - я понимаю, а вот без полемики - ну, не знаю.
Заранее благодарен за ответ - С уважением -

Сергей Сергеевич Смирнов 2   13.11.2010 17:37   Заявить о нарушении
А вот это, батенька, уже явная провокация на "полемические выкрутасы"!)))))))))))))

Душкина Людмила   13.11.2010 18:42   Заявить о нарушении
Не, Людмила, и в мыслях не было. Просто на Прозе критики без полемики быть не может. А отсюда - и выкрутасы.
Видимо, Нана любит простые рецки, этакие, без затей, что-ли...
С уважением - С.С.2

Сергей Сергеевич Смирнов 2   13.11.2010 19:18   Заявить о нарушении
Ого, сколько полемики вокруг столь простенькой рецензии! )))
Нане Белл:
Спасибо за комплименты. Однако, "полемичность и выкрутастистность" рецензии во многом определяются параметрами рецензируемого текста...
Светлане:
Рецензии Сабашникова и ССС 2 являются, по сути, самостоятельными произведениями, пусть не художественными, но хотя бы публицистическими. В моём случае можно видеть упрощённый редакторский разбор, адресованный скорее к автору текста, чем к зрителям. Поэтому для меня, как для зрителя, предпочтительнее рецензии Ваши, Ивы, ССС 2, Сабашникова и других. Для меня же, как для автора, предпочтительней был бы тот разбор, что мы здесь видим.
Сергею Смирнову:
Снимаю очередную шляпу перед Вашим полемическим задором )))

Алекс Ершов   14.11.2010 00:33   Заявить о нарушении
Алекс, да нет его, задора -то...

Сергей Сергеевич Смирнов 2   14.11.2010 01:50   Заявить о нарушении
А зрители-то как довольны всякой разборке( в хорошем смысле!), лишь бы не скучно было и полезно!
Благодарная зрительница,

Мнемозина   14.11.2010 01:54   Заявить о нарушении
Сергею Сергеевичу:
Вот только не надо наговаривать на себя! У Вас любые комментарии задорными получаются! )))
Мнемозине:
Спасибо Вам. Прикольно чувствовать себя актёром и зрителем в одном лице... http://www.stihi.ru/2009/12/16/7437

Алекс Ершов   14.11.2010 02:26   Заявить о нарушении
я себе представляю... хотя нет, я и представить себе не могу, что будет если Сергей Сергеич явится сюда с настоящим задором! :))

Точки Опоры   14.11.2010 10:59   Заявить о нарушении
Ага! Пойдут клочки по закоулочкам!


Мнемозина   14.11.2010 12:09   Заявить о нарушении
ещё как ! )

София Павлова   15.11.2010 04:47   Заявить о нарушении
Да, рецензии Сабашникова мне тоже по душе.
А вот критика Софии Прус о бедной Зойке, мне показалась слишком претенциозной. Впрочем, у каждого критика - свой стиль.
Только хочется, чтобы критика писалась для того, чтобы помочь пишущим, а не демонстрировать себя.

Нана Белл   15.11.2010 16:53   Заявить о нарушении
экая вы наивная барышня, Нона Белл :)
вы что же пишете, чтобы помочь кому-то? нет, вы себя показываете - по крайней мере фактом своего присутствия на сайте свободной публикации, а ведь могли бы и не показывать никому написанного, верно?
вот так и критики - тоже вполне обычные люди - кроме гипотетической помощи авторам, показывают (демонстрируют) себя

Точки Опоры   15.11.2010 23:00   Заявить о нарушении
экий вы искренний и правдивый, Точки опоры :)
Теперь все понятно. Жаль, что поздно.
Наивная,Чехова.

Татьяна Чехова   16.11.2010 10:34   Заявить о нарушении
Ваша правда,Мята Перечная :))).Это я о том, что не всегда вежливо. Радует, что хоть понимаете.

Татьяна Чехова   16.11.2010 14:53   Заявить о нарушении
А зачем писать, если не то,что нужно?:)))И правда, безнадега!

Татьяна Чехова   16.11.2010 15:24   Заявить о нарушении
не приписывайте себе чужих заслуг.:)

Татьяна Чехова   16.11.2010 16:04   Заявить о нарушении
Ну, вот,опять Вы ,господа, о своём. Забыли что ли - критика должна быть
конструктивной, не злой, не по мордам,примеры тому и на Прозе имеются. А что толку, если перебранки устраивать... Поняли не поняли? Что остаётся автору, как не отбрёхиваться?

Нана Белл   16.11.2010 21:33   Заявить о нарушении
Оригинальнейшая мысль: "Ну, вот,опять Вы, господа, о своём. Забыли что ли - критика должна быть конструктивной..."
Да, мы о своём. Извините, дорогая Нана - критика никому ничего не должна. Критика, по определению, анализирует, выявляет, высвечивает, подчёркивает, предлагает... Но предлагать можно далеко не всегда. Потому и не всегда критика обязана быть "конструктивной". Если сам исходный текст (по мнению критикующего) не поддаётся "конструктированию" - о чём может идти речь? Следовательно, критика вполне может быть и деструктивной, по отношению к слабому тексту. Но, разумеется, не по отношению к самому автору, к его личности.
"Поняли не поняли? Что остаётся автору, как не отбрёхиваться?" - грубовато сказано. Во-первых, полагаю, что критики здешние давно всё поняли и вопрос неуместен. "ОтбрЕхиваться" ли пострадавшему автору? Это уже зависит от самого автора, от того, какую цель он преследовал, добровольно отдавая свой текст на публичное растерзание...
Следует отметить, что в рамках проекта "Открытый текст" не было НИ ОДНОЙ неаргументированной рецензии. Если мне пишут отзыв из одного слова: "Слабовато" - я не расцениваю это как отзыв или, тем более, рецензию. Это оценочное суждение, сродни досужим высказываниям дворовых посидельцев - "Обратно он вчера пьяный пришёл". Любой отзыв наших редакторов всегда подкреплён весомыми аргументами. Спорьте с этими аргументами, а не с редакторами... Редакторы ведь тоже, как люди, и ничто человеческое их не обходит )))

Алекс Ершов   16.11.2010 22:07   Заявить о нарушении
Темная ночь...только пули свистят в темноте....
)))))))))))))))))))))))
Щас сотру....

Мнемозина   17.11.2010 00:13   Заявить о нарушении
Не корысти ради!
Токмо во имя мира и спокойствия яго)))))))))))

Мнемозина   17.11.2010 00:20   Заявить о нарушении
И снова что-то удалили, а я не успел прочитать!!!

Алекс Ершов   17.11.2010 00:41   Заявить о нарушении
Да это я немножко пошутила)))))
Говорю, интересно мне: кого подразумевала под отбрёхивающимся автором Нана Белл? Всего-то!

Мнемозина   17.11.2010 00:47   Заявить о нарушении
Вам виднее, любезная Помпадур.

Нана Белл   17.11.2010 13:07   Заявить о нарушении
Мое мнение таково. "Отбрёхиваться" на литературном сайте - последнее дело. Нужно уметь достойно парировать, чем лаконичнее - тем лучше, поскольку флудить "отбрёхиваясь"- не уважать чужое и свое время, уводить в сторону от предмета разговора или полемики.

Мнемозина   17.11.2010 16:11   Заявить о нарушении
"флудить "отбрёхиваясь"- не уважать чужое и свое время, уводить в сторону от предмета разговора или полемики"
Как же называются эти реплики?

Мнемозина, ну вы чтоооо?! Щас ведь портянка такая растянется, длиннее всей Прозыру будет :)))))))

Темная ночь...только пули свистят в темноте....
)))))))))))))))))))))))
Щас сотру....

не-не,Ю не надо!!! это ж смешно!!!
вот, даже много знаков скоко поставила!

не успела. ((((
эх. пошла жевать пряник тульский.

Не корысти ради!
Токмо во имя мира и спокойствия яго)))))))))))

Татьяна Чехова   17.11.2010 17:04   Заявить о нарушении
А что, беседа - это вовсе не флуд. Сидел вот вчера ночью в одиночестве, кропал одинокую графоманщину и вспомнилась, от того же одиночества песня Кочеткова - может, кто не слышал -

"Мой друг уехал зимой в Израиль.
Сижу, как будто в карман насрали,
Осиротили, украли друга,
А за окошком рыдает вьюга.
А за окошком летают пули,
Фонарь как финку в сугроб воткнули
И сердце просто на части рвется -
Мой друг уехал и не вернется.

Да я и сам бы туда поехал,
Не за деньгами, а ради смеху.
Я б ради смеху купил ермолку,
Надел ермолку, да фиг ли толку?
Не подчиненный и не начальник
Сижу на кухне, простой, как чайник.
Жизнь отравили мою, как Припять.
Мой друг уехал и не с кем выпить.

Жена притихла, как в час погрома,
Я одиноко брожу по дому
И тараканов под зад пинаю,
Хожу и тихонько напеваю:
"Он уехал, он уехал, а слезы льются из очей".

Нас обманули, нас разлучили
И слезы горькие, словно чили,
Мне разъедают лицо до кости.
Ах, не езжайте к еврею в гости.
Они напустят кругом туману,
Потом обнимут, потом обманут.
На историческом побережье
Вас обласкают, потом обрежут.

Мой друг уехал, а я остался,
Хотя уехать и я пытался,
Но мне сказали: "Молчи в ладошку
И жуй на кухне свою картошку".
Сижу на кухне, жую картошку
И, как придурок, молчу в ладошку.
И эта песня, в каком-то смысле
Уже не песня, а просто мысли.

На сердце горечь, в душе обида,
Совсем пропало мое либидо,
Пропал мой юмор и мои феньки,
Пропали спички, и даже деньги.
Возможно, лет, этак, через двадцать,
Он возвратится, что может статься,
И у могилы моей глубокой
С волненьем скажет такие строки:

"Что мне сказать в такой печальный час,
чего ни говори, все будет мало.
Такой светильник разума угас,
Такое сердце биться перестало".

Мой друг уехал зимой в Израиль.
Сижу, как будто в карман насрали,
И сердце просто на части рвется -
Мой друг уехал и не вернется".

Сергей Сергеевич Смирнов 2   17.11.2010 17:57   Заявить о нарушении
СС2:
Браво! хлопаю в ладоши!
)))))))))))))

Мнемозина   17.11.2010 18:03   Заявить о нарушении
Т.Чеховой.
Флуд это в том числе - бессмысленное криво-зеркальное копирование других в целях (опять же!) флуда.

Мнемозина   17.11.2010 18:06   Заявить о нарушении
Рада за Вас,Мята, что удовольствие получили и что не слабеете.Сила еще нужна будет. Впереди сессия, да еще какая!:)))
Удачи!

Татьяна Чехова   17.11.2010 19:10   Заявить о нарушении
Это, наверное, надо понимать так (перевожу с русского на понятный):
Не сдаете позиций.

Мнемозина   17.11.2010 19:16   Заявить о нарушении
Вот-вот. Вы, Мнемозина Помпадур,как нельзя лучше подходите к роли переводчика.:)) Даже не как переводчик, а как само олицетворение и учебное пособие.

Татьяна Чехова   17.11.2010 19:22   Заявить о нарушении
Не, Мята, Ваша критика вышла Вам боком. Вас будут преследовать в ночи Зойка и Татьяна. Призраки, летящие на крыльях ночи. Маленькие приведения из Вазастана,дикие, но симпатичные. Этот мрачный Кариозный Зуб еще, который умеет читать аж Толстого... Я бы повесился...

Сергей Сергеевич Смирнов 2   17.11.2010 19:31   Заявить о нарушении
Ой, Татьяна, теперь и мне нужен переводчик.
Как это я (одновременно) - олицетворение и учебное пособие?
Теряюсь в догадках.
))))))

Мнемозина   17.11.2010 19:54   Заявить о нарушении
Мята, я согласна, длинная "портянка" вырисовывается и это даже весело. Все зависит от состава участников дискуссии ( портянки )...Вот Сергей Сергеич нас одних не оставит и будет дивная веселуха)))))))))
Правда, Сергей Сергеевич?


Мнемозина   17.11.2010 20:04   Заявить о нарушении
Может, и Алекс зайдет...

Сергей Сергеевич Смирнов 2   17.11.2010 20:21   Заявить о нарушении
Все, кто в адеквате - вэлкам...
Отфлудимся по полной)))))))))))))

Мнемозина   17.11.2010 20:46   Заявить о нарушении
как весело !! ))
Портянка станет ещё ароматнее, когда появится Сергей Ра, который безудержно и взаимно хвалит Татьяну ..
Как выдающийся критик на сегодня, внезапно "потерявший" ВСЕ написанные ему рецы - его мнение будет веским, адекватным и лаконичным .
Так шо держитесь до последнего патрона))

София Павлова   17.11.2010 22:10   Заявить о нарушении
Воистину - портянка разрослась до таких размеров, что ни в один сапог не впихнуть ))) Товарищи! Поступило предложение закрыть крышку гроба...
То бишь продолжить нашу научную дискуссию под новым животрепещущим текстом, трепетно ожидающим своего растерзания!

Алекс Ершов   17.11.2010 22:28   Заявить о нарушении
Алекс, про гроб это слишком...
Можно просто тихо закрыть двери и на цыпочках (пока кто-нить не проснулся) покинуть территорию ...

Мнемозина   17.11.2010 23:25   Заявить о нарушении
какой омен однако .. со всех сторон-с
спокойного удаления ))

София Павлова   17.11.2010 23:30   Заявить о нарушении
Интересно, кто же будет этим смельчаком, который на заклание...

Нана Белл   17.11.2010 23:32   Заявить о нарушении
Нана, как ни странно, смельчаков хоть отбавляй! "Безумству храбрых поём мы славу!" )))

Алекс Ершов   18.11.2010 00:00   Заявить о нарушении
Уважаемая Нана!
Не "заклание" это!
Долой пессимистические нотки в голосе!
Все по доброй воле, литературный творец хочет - отдается в руки критики, не хочет - сидит дома ест в одиночестве варенье ( это я не про кого-то конкретно, абстрактно)...А то, действительно, будто здесь сборище садистов и мазохистов. Одним нравится терзаться, другим - терзать...

Мнемозина   18.11.2010 00:14   Заявить о нарушении
Уж скорее бы кого-нибудь потерзали, а то что воду в ступе-то молоть...

Нана Белл   18.11.2010 12:03   Заявить о нарушении
Вообще-то воду в ступе ТОЛКУТ...
)))))))))))

Мнемозина   18.11.2010 12:12   Заявить о нарушении
ДА, конечно, и хвост дрожит овечий, а не заячий ( или опять всё перепутала? )

Нана Белл   18.11.2010 15:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.