Часть 1. Аэродром... аэродром...

Фото из Интернета

Часть первая

Летное поле,… аэродром….  Я  увидела его впервые, когда мне было 16 лет. Меня, буквально, за руку, привел сюда мой братишка. Заразил меня своей  любовью к его бесконечным просторам и особому запаху. 
      
Здесь я впервые познакомилась с небом, с таким, каким в городе я его видеть не могла. Только здесь, именно здесь, над летным полем, оно казалось таким бездонным  и огромным: то синим без единого облачка, то вдруг  светло-голубым, сжимающимся под натиском белых курчавых облаков, то вдруг бесконечно высоким, что, когда лежишь на земле и смотришь ввысь, захватывает дух.
          
Кругом стоит потрясающий запах степной травы, переговариваются и прыгают кузнечики, летают обыкновенные бабочки, периодически удобно устраиваясь на полевых цветах, смешно перебирая лапками.   Потом эту тишину нарушает   урчание мотора. Приподнимаясь,  мы видим  как  самолет разбегается, отрывается от земли и красиво уходит вверх...
      
Мы смотрим вслед. Невозможно оторвать взгляд. Самолет круг за кругом набирает высоту, потом как бы застывает на месте. Гул мотора стихает. Кажется, все остановилось!  А потом точки, их много, которые постепенно превращаются в огромные белые купола, разбросанные по всему небу.
      
Зрелище потрясающее. Парашютисты один за другим приземляются, прямо на старт. Редко кто уходит в сторону. Спортсмены умело управляют парашютом, на их счету не одна сотня прыжков. А мой прыжок будет через год. Как долго еще ждать!  Мне только 16….
      
Так началось мое первое знакомство с небом, с аэродромом. 
      
Я училась тогда в 10 классе….
       
Каждую неделю на станции  «Рабочий городок» я садилась в электричку, в предпоследний вагон, где мы собирались небольшой веселой компанией, таких же влюбленных в небо, как и я.  Мы приезжали в Новочеркасск.  Иногда вставали на ст. Хотунок. Иногда в самом Новочеркасске.
      
В Новочеркасске к нам присоединялись еще много ребят и девчонок. Многие уже учились в НПИ, и жили в самом Новочеркасске.  Наши встречи и занятия были очень интересными и продуктивными.
         
Мы постигали премудрости теории прыжка, устройство парашютов, изучали конструкцию самолета АН-2.   
      
Конечно, я с нетерпением ждала следующего выходного дня, чтобы вновь окунутся с головой в знакомую уже мне стихию….  Я ежемесячно покупала популярный в те времена журнал «Крылья Родины».
      
Изучала его от корочки до корочки. Запомнилась книга  «Теория полета». Вот она так просто  и называлась. Очень доступная, она меня захватила тогда, и я  часто ее читала, постигая премудрости полета.
      
Тогда я впервые узнала, почему летают самолеты. Оказывается, из-за разности давления над крылом и под крылом.  Было бесконечное множество  художественных книг о летчиках , об авиации. А одну из них я помню до сих пор - «Жизнь в солнечном луче» Бориса Шурделина.
      
Совсем недавно я опять перечитывала эту книгу. Могу смело сказать, что  она определила дальнейшую нашу с братом жизнь. В это трудно поверить, но это так. Мы  выросли  в такое время, когда  все человеческие ценности были настолько обострены и настолько явно обнажены, что нам не приходилось ловчить и изворачиваться, чтобы что-то доказывать  себе и окружающим.
       
Мы хотели, чтобы наша жизнь, была не просто жизнью. Хотелось доказать всем и не только всем, но и себе в первую очередь, что мы в этой жизни не просто сторонние наблюдатели,  а что мы несем в этот мир красоту, гармонию, доброту и счастье и чего-то стоим...
      
Впервые, эта книга появилась в нашем доме, когда мы с братом были очень молоды, еще учились в школе.  Будучи старшеклассником, братишка писал сочинение  на свободную тему. Этой свободной темой и была  «Жизнь в солнечном луче» Бориса Шурделина.
      
Повесть о молодежи и ее поисках. Герой - мечтает стать летчиком. И он становиться им. Несчастье обрушилось  неожиданно и жестоко: осваивая самолет, он слепнет. Но мечту свою он не оставляет.
      
На помощь приходят  друзья, и Андрей возвращается в строй.
И все – таки эта книга не о летчиках, она о выборе пути, о тех, кто уже в первые юношеские годы  знает свою цель и подчиняет ей свою жизнь…
      
Когда я подросла, я тоже писала сочинение на свободную тему. И этой темой тоже была  «Жизнь в солнечном луче».  Влияние старшего брата было настолько велико, что я не задумывалась, а что - же мне писать.
         
Книгу я прочитала на одном дыхании.
       
Вот и сейчас, по прошествии многих и многих лет, я с какой-то ностальгией окунулась в это мир, необыкновенный мир юношеских грез. Многие места в этой книге были выделены карандашом, стояли метки.…  Поймала себя на мысли, что я с таким же удовольствием читаю  ее  и  теперь, спустя почти   более 40 лет.
      
Это происходит очень редко. Обычно, читая книгу в молодости, она вызывает у тебя одни эмоции, а со временем, возвращаясь и перечитывая, ты находишь ее уже не столь интересной и заманчивой.
      
С этой книгой такого не случилось. Она вызывала во мне все те же эмоции и надежды, как и в молодые годы.…  Это очень радует,  настраивает на определенный лад, и заставляет в который раз задуматься, а все ли ты сделал, все ли ты успел в этой жизни и сумел ли ты сберечь те ценности, которыми одарила нас сама Природа.
      
И еще, мы дети своих родителей, и это определяет все. Жизнь родителей окрыляла нас удивительной мечтой о будущем, в которое мы верили и надеялись.
      
Наши поездки продолжались до самой весны.  Мы приезжали на аэродром утром, собирались в небольшом  неотапливаемом  помещении.
      
Было очень холодно. Мы мерзли, но занятия продолжались.
         
Иногда мы переходили в сторожку к нашему сторожу. Находилась она ближе к стоянке самолетов. Была небольшой, но достаточной, чтобы принять нас всех. Самой главной достопримечательностью в сторожке была «буржуйка», которую я, очевидно, впервые увидела только тогда.
    
Мы растапливали ее, она накалялась,  в помещении становилось жарко.  Мы уютно рассаживались и продолжали с огромным вниманием слушать очередные рассказы из летной жизни парашютистов, летчиков, пили чай, обжигая пальцы, держа в руках стакан или кружку и подбрасывая дрова в  приоткрытую дверцу.
      
При хорошей погоде  нам открывали самолет, снимали чехол.  И мы как муравьи начи
нали по нему лазить...Амперметр, вольтметр, приборы… приборы…..  А вот и зажигание!
       
Мы лазили кругом, изучали все подряд, прикасаясь обязательно ко всему руками и запоминая: вот это капот, вот лючок. Вот стабилизатор, руль высоты,… элерон, стрингер, шпангоут,… шасси…   
      
Еще и закрылки оказывается есть! И все надо запомнить….  Но мы запомнили.  Мы мечтали, когда же, наконец, наступит весна, лето и когда же наконец мы начнем прыгать.
      
Еще на стоянке были планеры. Эти удивительные птицы, которые летали без моторов. «Как же так, - удивлялась я, -  разве такое может быть, чтобы планер летал без мотора?»
       
Потоки, восходящие потоки… и кружишь над полем, или уходишь в зону… на несколько часов. Невероятно. Правда подняться в небо планер сам не может. Его цепляли к самолету и поднимали в небо. Потом отцепка и свободный полет!
      
День постепенно  и незаметно уходил, порой наступали сумерки,   и мы  веселой компанией, уставшие, но счастливые, возвращались домой. Садились опять в предпоследний вагон поезда, уютно расположившись на сиденье. Глаза закрывались, но перед нами одна и та же картина: заснеженное летное поле, стоянки самолетов в ряд и горячая «буржуйка», которая всегда согревала нас и располагала к теплому интересному разговору…

10.11.2010г.

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/11/12/386


Рецензии
Очень хорошо и интересно пишете. Чувствую родственную душу. Спасибо!

Владимир Лыгин   31.05.2013 16:14     Заявить о нарушении
Спасибо,Владимир!

С теплом,

Светлана Ивановна Обрезкова   01.06.2013 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.