К 100-летию со дня смерти Л. Н. Толстого

        20 ноября  исполняется 100 лет со дня смерти Льва Николаевича Толстого (данная статья написана в 2010 году - прим.автора)
  Говорить о Толстом неизмеримо трудно. Много ли значит мое мнение, если перед «великим старцем» благоговейно склоняли головы Бунин и Чехов, Ганди и Хемингуэй, Блок и Тургенев, Горький и Цвейг и еще миллионы в России и за границей?
        К сожалению, сегодня творчество Толстого почти забыто, о нем судят лишь по романам «Война и мир» и «Анна Каренина». Отчасти  потому, что на их основе созданы действительно  хорошие кинофильмы. Нет-нет, да появляются статейки, в которых некие «эстеты» смакуют тему ухода Толстого из семьи в последние дни жизни. Жалки в своей дремучести те, кто пытается принизить роль писателя в связи с его «отлучением» от православной церкви…
        Для меня же очевидно, что личность графа Л.Толстого неизмеримо более масштабна, чем то, что мы слышим о нем в наше смутное время. Он не только великий писатель, заставивший мир заговорить в феномене русской литературы, но и крупнейший  мыслитель, сумевший обобщить  различные течения в мировой философии. Он и великий практик, много сделавший для воплощения в жизнь своих идей.
       
       Так сложилось, что о последних тридцати (!)годах жизни  Льва Николаевича мы знаем особенно мало. В школьных учебниках это время туманно называлось «духовными  исканиями» с намеками на то, что Толстой «заблуждался». И это было забавно читать – великий Толстой «заблуждался», а безликие авторы статей, получается, шли верной дорогой!? На самом деле, эти тридцать лет - наиболее продуктивное время в жизни писателя. Именно в это время он серьезно увлекается трудами Сократа, Платона, Конфуция, Руссо, Паскаля, Шопенгауэра и других философов, называя их лучшими умами человечества.   Именно в это время он становится для многих людей на Земле в один ряд со своим кумирами.
         Лев Толстой не вписывается в рамки основных общественно-политических формаций и идеологических течений. В годы Советской власти четко отделяли его литературную деятельность от «религиозных заблуждений». В статье «Лев Толстой как зеркало русской революции» В.И.Ленин отмечал гениальность литературного творчества  писателя и вред его религиозных взглядов. (К сожалению, в этой работе 38 - летнего будущего вождя революции присутствуют недопустимо грубые выражения по отношению к человеку, отмечавшему в это время свое 80 - летие).
          В СССР издавалось много книг Льва Николаевича, но лишь один раз и крайне ограниченным тиражом выпустили все 90(!) томов его произведений. Обычный читатель имел доступ лишь к 22 -томному Собранию. Говоря о Толстом, не упоминалось о его отношении к социалистам-революционерам. Между тем, великий гуманист считал преступным их призывы к новому общественному порядку, не зная всех последствий этого перехода. Толстой был убежден, что без улучшения,  прежде всего, внутреннего мира человека, всякое общественное переустройство ни к чему хорошему не приведет.
«Не Россию надо спасать, а то, что в миллион миллионов  раз дороже – свою душу!» - призывал он.
          Наивно думать, что в нынешнее время перехода к капиталистическим отношениям, взгляды Толстого могут быть восприняты и поняты. Наивно потому, что краеугольным камнем мировоззрения Л.Толстого является неприятие всех видов частной собственности и особенно  собственности на землю. Именно введение частной собственности он считал одной из причин всех бед человечества и нарушением основных христианских Заповедей. (Так и слышу сквозь годы  его возглас - «Что же вы делаете?!»)
          Сегодня, когда у кое-кого присутствует ностальгия по дореволюционным временам, нелишне вспомнить о том, с каким возмущением и болью  описывал Лев Николаевич положение дел в царской России, о его отношении к самодержавию как о полностью отжившей системе правления, достойной лишь африканских племен.    Никто не говорит сегодня о преследованиях сторонников и последователей учения Льва Николаевича царским режимом. А ведь дело дошло до того, что автор самой подробной биографии Толстого П.Бирюков вынужден был писать ее, живя за границей. Практически все добровольные  помощники  великого писателя подвергались арестам и гонениям. Из-за жесткой цензуры многие произведения писателя, написанные в последние  годы  жизни, в полном варианте публиковались лишь за пределами России.
          Важно, что взгляды Толстого находили понимание у значительной части населения страны. Многие видели в его учении единственное спасение для терпящей бедствие России. Максим Горький так оценил значение личности писателя: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
          Думается, именно рост популярности, в том числе среди верующих (особенно после выхода романа «Воскресение» и после  того, как писатель сыграл важную роль в спасении секты «духоборов» и переселении их в Канаду), привел к конфликту с Синодом Православной церкви, закончившегося странным «отлучением» графа Толстого.
Вопреки ожиданиям, «отлучение» привело к резкому повышению общественного внимания к писателю и к увеличению числа сомневающихся в правоте официальной церкви.
          До сих пор считается, что  нравственный  тезис Льва Николаевича о «непротивлении злу» насилием сомнителен и неприменим во многих случаях. Я тоже так думал до тех пор, пока не прочитал знаменитое «Письмо Эрнсту Кросби»(1896). В нем Толстой убедительно доказал действенность и справедливость своей христианской позиции, закрепленной в Евангелие. Найдите и прочитайте. Напомню, что именно перу Толстого принадлежит гениальная работа под названием «Четвероевангелие», в которой писатель объединил и объяснил многие положения  Нового Завета.
            
        Никто в мировой литературе столь глубоко не проникал в суть взаимоотношений мужчины и женщины, мужа и жены, как это сделал Л.Н. Толстой в своих знаменитых произведениях  «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и «Воскресение». Более того, «Крейцерова соната» заставила многих коренным образом пересмотреть свой взгляд на супружеские отношения и на институт брака в целом. Соблазны плоти, половой любви  – самые опасные соблазны человека, считал Толстой. Если бы знал Лев Николаевич, какое пиршество устроили в наши дни низменные инстинкты, как с помощью телевидения и особенно Интернета разврат вошел в каждую семью и обрушился, сметая все на своем пути, на души  нашей молодежи!
            Сегодня не модно вспоминать о громадной просветительской деятельности Толстого, о его участии в строительстве школ, бесплатных столовых (около четырехсот!) для бедняков в голод 1892-93 годов, о его роли  в борьбе с пьянством. Между тем, в 80-х годах 19 века Лев Николаевич Толстой решительно отказался от таких вредных привычек, как курение и алкоголь, и даже организовал «Согласие против пьянства» — своеобразный прообраз  «обществ трезвости». Насколько же и сегодня, когда страна по-прежнему спивается, актуальны слова Толстого:
«И богатым, и бедным представляется, что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным, представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании — самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному…».
            Кто сегодня знает, что самыми лучшими своими произведениями Лев Толстой считал вовсе не «Анну Каренину» и не «Войну и мир», а небольшие по объему работы «В чем моя вера?» и «О жизни»? Но их не изучали и не изучают  ни в школах, ни в соответствующих вузах.
            Большую роль в жизни писателя играла семья. Преданная жена, тринадцать(!) детей… Но не все было тихо и гладко. Софья Андреевна не принимала  образ жизни своего мужа в последние годы его жизни. Но не нам вникать во всю сложность взаимоотношений супругов, как это продолжают делать искатели сенсаций и дешевых упрощений. Немногие знают, что Лев Николаевич и Софья Андреевна похоронили  шестерых своих любимцев…
            Лев Толстой, великий реалист, прекрасно знал то, о чем пишет. В этом смысле многое ему дала служба в действующей армии, участие в боевых действиях, каждодневное общение с людьми. О том, насколько верили Толстому, как для современников важно было его мнение, говорят следующие факты. Каждый день к нему приходили посетители из разных стран мира, он получил около 50 тысяч писем, сам написал их более восьми тысяч.
Величие Л.Н. Толстого состоит и в том, что до сих пор его философское наследие (в том числе знаменитые «Дневники») современно и востребовано теми, кто ищет ответы на основные вопросы бытия.
«Вся разница между человеком и животным та, что человек знает, что умрет, а животное – нет. Разница огромная… Работать надо так, как будто ты бессмертен, а относиться друг к другу – как будто завтра умрешь».
Прекрасные слова, не так ли?
            
    Отложите Акунина и Пелевина, Коэльо и Мураками. Читайте Льва Толстого, изучайте, размышляйте и наслаждайтесь творениями великого мастера!



ноябрь 2010




Еще на эту же тему - "Софья" - http://proza.ru/2009/12/09/925


Рецензии
Лев Толстой, без сомнения, один из величайших классиков русской литературы, подаривший человечеству множество по‑настоящему великих произведений, среди которых — «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство. Отрочество. Юность» и «Севастопольские рассказы». Хотя сам он считал главными своими произведениями "В чём моя Вера?". "Путь, Истина и Жизнь" и "Исповедь". Я бы ещё отметил "Критику догматического Богословия" , его Дневник как велико- лепную мастерскую творчества или скорее ежедневного Творения Писателя.

Сегодня мы вспомнили несколько его мудрых цитат о любви, жизни и истине.

«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь».
«Где любовь, там и Бог».
«Нельзя заставить себя любить. Но то, что ты не любишь, не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть нечто мешающее любить. Твоя душа полна любви, но она не может открыться, ибо твои грехи не дают ей этого. Освободи душу от того, что ее очерняет».
«Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику».
Толстой Лев Николаевич
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать... и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
«Величайшие истины — самые простые».
«Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете».
«Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает».
«Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии».
«Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи».

Читал попеременно Дневники Софьи Андреевны и Льва Николаевича и поражался - насколько по разному описываются и ощущаются одни и те же события двумя близкими людьми?))) Тема Инь - Янь для меня во многом выросла отсюда.

Платонов Александр Михайлович   27.12.2022 00:13     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание!
Справедливости ради, в конце жизни Л.Н. выделил именно те две свои
работы,о которых я и написал.
С уважением,

Сергей Горцев   27.12.2022 10:13   Заявить о нарушении
Любой человек много писавший - Толстой тем более -90 томов как никак приходит к простой мысли - что всегда пишет об одном и том же в ЛЮБОЙ своей работе. Ну разве что это не "Таблица логарифмов"?)))

Толстой всегда писал о Боге - Любви. Ну и я стараюсь как могу.))) Хотя конечно за Гением трудно угнаться!)))

Платонов Александр Михайлович   27.12.2022 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написана 61 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.