1. Музыкальная столица Сибири Консерватория
Получив характеристику из капеллы, напутствия педагога по дирижированию Небесной В.И. и директора Магнитогорского музыкального училища Эйдинова С.Г., я поехала поступать в Новосибирскую консерваторию.
Имея широкие творческие связи со многими учебными заведениями, Эйдинов С.Г.давно не встречался со своим коллегой Мусиным С.К. – профессором кафедры хорового дирижирования в Новосибирской консерватории. Он написал ему небольшое письмо и попросил меня передать его адресату.
В начале июля 1967 г. я прибыла в Новосибирск... Всю дорогу я волновалась за предстоящую встречу со всем новым: с городом, учебным заведением, людьми, за успех на вступительных экзаменах. В городе был яркий солнечный день. По синему небу плыли редкие белые облака. Было тихо. Ни ветерка…
.. …Такси остановилось у парадного входа в консерваторию. С волнением я открыла массивные наполовину прозрачные двери и переступила порог в храм искусства и моего дальнейшего музыкального совершенствования в нём.
Город Новосибирск с Академгородком в ту пору и поныне является центром научной мысли Сибири и её музыкальной столицей с оперным театром, филармонией и филармоническим симфоническим оркестром.
Консерватория в Новосибирске располагалась в центре города, на ул. Советской, д..31. Рядом, в здании старой, тридцатых годов постройки, с колоннами у входа, находился главпочтамт, напротив – сквер, в котором студенты осенью и весной занимали все скамейки, и на свежем воздухе готовились к урокам, зачетам и экзаменам.
За углом, рядом с почтамтом, была диетическая столовая, в которой мы недорого могли пообедать. Весь обед тогда стоил в пределах 1 руб. 20; 1 руб. 50 коп. Особенно мне запомнились кнели - две удлинённые котлетки - с гарниром: картофельное пюре, тушёная капуста, реже какая-нибудь крупа - рис, гречка или макароны.
Чаще всего мы, абитуриенты, а потом и студенты, заказывали кнели со сложным гарниром – пюре с капустой. В ассортименте всегда были диетические супы.
Через дорогу, влево, - гастроном, в котором мы по вечерам закупали что-нибудь на ужин. Это были традиционная колбаса в количестве 150-200 грамм, хлеб или булочка, чай и дешёвенькие, для души, карамельки – обычный, непритязательный студенческий набор.
Дальше сквера, параллельно Советской, располагался Красный проспект – главная магистраль города, где ходили автобусы, трамваи и троллейбусы.
Конкурс в Новосибирске был большой. Нас разделили на два потока, и групповые дисциплины – сочинение и диктант по сольфеджио - мы сдавали в огромной аудитории по одному за столом...
Темами для сочинения были: «Образ Наташи Ростовой. а, может быть, Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого Л.Н.» и свободная тема: «Социалистический реализм в романе «Мать» Горького А.М.»
Я взяла вторую тему, так как она давала простор для размышлений.
Сочинение нужно было написать за четыре часа. Через три часа я сдала свою работу на пяти страницах выданных нам листков с печатями, получив сложную оценку 4/5. Первая цифра за орфографию и синтаксис, вторая – за содержание.
По сольфеджио экзамен был не менее сложный, но более ответственный, поскольку являлся профилирующим. Мелодия из 16 тактовс небольшим повторением в середине, проигрывалась по частям: 2 раза первые 8 тактов (первое предложение), 2 раза вторые 8 тактов и два раза -целиком весь диктант, в начале и в конце экзамена.
С самого начала прослушивания я не могла понять ритм мелодии, в которой были и дуоли (восьмые), и триоли, и четверти с точкой. - ритм непростой.
Я, было, запаниковала, но, сдержав волнение, собрав всю профессиональную волю, приобретённые слуховые навыки и навык тактирования в «пучок», справилась с поставленной задачей на «хорошо» с +. Это обнадёживало. Затем был экзамен по специальности (дирижированию)
Поступала я хорошо, и с первого сентября 1967 года я стала студенткой Новосибирской консерватории дирижерско-хорового факультета дневного отделения.
После сдачи основных экзаменов я, вспомнив о письме Эйдинова С.Г, отдала его Мусину С.К.. Он принял его со сдержанным удовлетворением.
Затем - распределение по педагогам и составление расписания групповых и индивидуальных занятий по гуманитарному и музыкально-теоретическому циклам.
Заведующей кафедрой хорового дирижирования в ту пору была Карягина Нина Алексеевна., представлявшая Московскую хоровую школу. Мусин С.К., профессор, отработал на кафедре много лет, и был профессиональным авторитетом на факультете. Деканом был Брагинский Ю. А., активно практиковавший как хоровой дирижер и применявший в работе со студентами принципы симфонического дирижирования.
Руководителем хорового класса был Маринюк Сергей Николаевич, представитель Ленинградской школы, с хорошей дирижерской техникой, положительный человек, грамотно работавший на хоровом классе. Мне было с чем сравнивать, так как в этом смысле я прошла богатейшую школу в музыкальном училище.
Еще с тех времен и более ранних, вниманием к вокалу отличалась Ленинградская хоровая школа.
Затем на кафедру прибыли трое москвичей, с хорошими дирижёрской школой и теоретической базой. Однако, для Московской школы был характерен один момент: недостаточное внимание к вокалу в процессе подготовки студентов к хоровой работе.
*конса – сокращение от слова консерватория
**клавир – переложение хоровой, симфонической или иной партитуры для исполнения на фортепиано.
Продолжение здесь http://www.proza.ru/2010/12/04/783
Свидетельство о публикации №210111600267
Тамара Брославская-Погорелова 15.03.2013 00:51 Заявить о нарушении
Удачи, радости и счастья Вам! С благодарностью и теплом -
Павлова Вера Калиновна 15.03.2013 12:03 Заявить о нарушении
Павлова Вера Калиновна 15.03.2013 12:04 Заявить о нарушении