Учитесь любить у роботов

1.
За сутки до знакомства с ней я почему-то написала какую-то дребедень, мол, учитесь любить роботов. При этом сама становилась роботом, в другом только смысле - решила, что только автоматичность с утра до вечера - заколотит окна сердца, пробитые бомбёжкой боли.

Всё механически - я выбегала из метро, я летела по эскалаторам вниз, в толпе я наткнулась на неё, как на живой манекен, она даже улыбнулась и порезала мне кожу под ключицей - своей визиткой. То ли оттого, что я рванула дальше, то ли, чтобы я точно её не забыла. И идеально правильно, бесполо она зашагала дальше.

Почему-то я пришла к этой женщине, на её мансарду, по указанному адресу. Ненавидя себя за то, что не перерождаюсь в механизм, за то, что рыдаю по своей любви, всё равно, чёрт возьми, рыдаю.
Зато в ней было всё механическое, и я уже - терапевтически тянулась к ней.
Она скользнула взглядом чуть не по, но всё же мимо - моей ушной раковины, и я почти о чём-то догадалась. Потому что какая-то инородная мысль дёрнула ручку двери в мою душу и тут же ушла, как торопливый почтальон - заперто.
Этот промах взгляда мимо моего уха показался мне похожим на промах протеза. Кисти руки, например, сжавшей вместо предмета воздух так, будто воздух имел форму.

Она стояла, отвернувшись, и тут же, перебив приветствие, прочитала мне что-то, записанное будто в спираль, в одну скрученную строку. Это было похоже на мои стихи про робота, только она никак не может их знать. Глаза отражали голубой день.

Огромный свет, но широкие зрачки.

Не стих – исповедь. Она прочитала его, положив глаза, как на полку – в стену.
Я побелела от боли, стала сама спиралью, пружиной. Не рессорной, отлитой камнем. Догадалась, что эпитафия.
И спросила, переместившись в свой дутый болью лоб:

- Как бы Вы…хотели…умирать? - Меня волновала только неживость.
- У тебя на руках, - она резко воткнула в меня глаза. - Хоть каждый раз. Но – хоть раз…ПОЖАЛУЙСТА,- и в алюминии её вечных глаз проявилась йодная капля. Будто живая, хоть и ржавая вода, пробила сталь.

Она села. Рука зарозовела и опять побелела. Кажется, я заражала её излишками жизни. От которых так хочу избавиться, а они всё истошнее орут.
Глаза смотрели в мои губы. Я уверена, что эти глаза жили ещё до неё.
Я оглядывала всё, и точно знала: стул, из которого она читала, тоже был почти вечным. Глаза впаялись в неё ещё в новорождённую – жестокой серьёзностью, с уже знанием и вкусом жизни на корне языка, и отпугивающим возрастом взирали – нераспахнуто, пресно – на мать, акушеров, весну. Им было тысячелетие. Стулу – век.

Мне нужна была её автоматичность, я больше не могу жить в ежесекундной боли любви, ей - моя живость, я знаю, я точно знаю эту чушь, это истина. Вот это встреча.

Хромированная сталь двух глаз шаровой молнией кинулась вскрывать тряпичность моего усталого лица. Стул чёрный, узкий – едва по её (разве что по её) бёдрам – со сжатой тонкой решёткой. Как 4хструнный гриф.

Она просит на ты, она просит не стесняться и говорить всё самое настоящее, всё о чём думаю, главное - живое, живое... И я шепчу в полубреду, чтобы лучше её запомнить: на тебе белая рубаха...
Я стараюсь замертвить всё, что вижу. Я не хочу прорастать.
На тебе белая рубаха, светящаяся в мягких глубоких складках. Накрахмаленная до мертвецкой сиреневости и такая просторная и полурасстёгнутая, что я втайне изучаю твою левую грудь, и она удивляется при виде меня. А ты, случайно двойно клацнув зубами, врёшь, что замёрзла, а не возбуждена, кутаешься в рукава и встаёшь закрыть балконную дверь – чтобы отвернуться.

Но скоро мы уже в звериной страстной схватке, сведённые богом, дорогами, судорогами.
Сведённые
богом,
дорогами,
судорогами.
Глубоко дышишь, всей собой; с закатывающимися во вдохах металлическими шарами. С наркоманским самоусыплением на вдохе и недоумённым пробуждением – на выдохе.

Возвращаешься в высокий стул, куришь трубку. Будто не прошло этого года, когда я не смогла уйти из Ваших гостей.
Мы пролюбили год, я шокирована.

Толстые хромированные кольца. На среднем левой и указательном правой. Толстые рыхлые кольца дыма, тающие от ненужности и утраты к себе внимания. Ступенчато всплывают ввысь – к тяжёлому засахарившемуся свету. Вдоль потолка лесеровочное касание вечера из окна, и ты – лучами глаз лесернувшая рельефы моего уха. Небольшой твой промах. Живой.

- А тебя похоронят за оградой, - задумчиво и пусто сказала ты в лампочку, будто и правда продолжился диалог годичной давности, когда я только вошла к тебе с одним единственным вопросом про смерть.
И выдало твою в действительности НЕ-пустоту и нервы только то, что ты забыла пустить кольцо дыма. И тот, лишённый возможности выразить себя – валил, будто рыдая, из ноздрей, полости рта, пунктирно прерывающийся смыканием губ в согласных. Дым обрисовывал эти слова – серым, могильным.
Что она имеет в виду? Если я и занимаюсь суицидом, то да, всё это время, с последней потери любви - умерщвляюсь, но я не буду себя порешать.

Я свихиваюсь: 29 лет твоего возраста танцуют голыми ангелами вокруг тебя, белой, с изумительной идеальностью бритого черепа. Череп настолько вопросителен, что когда ты оказываешься профилем на кухне ли, в зеркале ванной – я сжимаю мозг, судорожно вспоминая, на что я тебе ещё не ответила.

Ты не то что отражаешь зрачками эту лампочку – а это она выбросилась при виде твоих глаз, в них же и выбросилась. И, ещё не умершая – светит с бездонного дна твоих зрачков.

Всё, на что ты кладёшь металлические пласты взгляда – всё становится самопожертвованием. Всё взирает на тебя суицидно. Зелёное яблоко, звонко вздрогнувшая книга, ложечка, которая пятится по вогнутой стене кружки чёрного чая.
Больше всего тебя боится моё перо – его мордочка урчит, как грызун в охапке, и мечтает вонзиться тебе в белки – поражающие своей печатно-бумажной белизной.
- Что ты там всё пишешь, разбойница? – проводишь ты походя пальцами за моим ухом.
И я втыкаю перо в глаза - за то, что ты знаешь ответ, всё что ни написано – о тебе. Чтобы больше не увидела. Я встряхиваю лицо, брр, опять померещилось. Смерть теперь проклёвывается непроизвольно, ведь жизни стало чуть меньше. Излишки ей отдала... Отдала. Глубокий выдох, облегчение.

Ты будешь долго жить. Ты будешь жить, ты уже – живёшь долго, двадцать девять с половиной – только хвост твоего времени, я знаю, что ты до. ДО.
Лампочка в зрачках перевёрнута, и зрение у тебя перевёрнутое. Лихорадочно наугад нахожу подтверждение – ты, так же пусто и машинально, как чистишь зубы, – смотришься в лампочку, как в зеркало, вверх по диагонали. Расслабленно, чуть подняв брови. КАК В ЗЕРКАЛО. Я взираю на тебя самоубийственно. Я пячусь по обратной диагонали.
Лампочка – это твой же череп, перевёрнутый.
Повесившийся. Пожелтевший корявый шнур, на коем она висит – фрагмент твоей шеи. Вот и двойная, спаянная жила.

И тут ты страшно, за мою догадливость, поворачиваешь глаза на меня, и в зрачках – перевёрнутой галкой накалённые прутья, излучающие свет в квартиру. При смыкании век они синие, фосфорные, малиновые, лимонные, вновь белые.

- Двулична! – чем громче я ору, тем громче твой смех. Слёзы создают помехи, в которых мелькает истинный облик. Она механизм. Прорастивший в себе жизнь. Все мы – её побеги. Королева. В каждом жидко переплавляющемся глазу – по лживому змеиному языку прутьев лампочки. Но в живое нельзя вживить неживые нити…

Ты возвращаешься в стул. Верхняя губа подёрнута выражением «Я знала, что ты умная. Странно, что допустила тебя жить со мной. Ведь если ты меня разгадаешь, меня не станет. Я тебе читала твой же стишок, не зря он проклюнулся в тебе, только изнутри его читала, перемешав смыслы и буквы так, как нужнее». А вслух сказала:

- Я ещё раз тебе его прочитаю, как год назад, когда мы… на Вы… Завтра пойдёшь, закажешь на мою могилу. Сама вырубишь только, никаких чужих рук.
Ты начинаешь читать. Не стих – исповедь…

Трубка упала, просыпав сливовый табак, ты наклонилась за ним, и свинец из наклонённого лица вылился. Прямо из опрокинутых чаш белков – тягуче, горячо, двумя длинными каплями, приваренно отрывающимися к пальцам ног – и пальцы ступни вжимались в ковёр… От боли.

От человеческой боли.

Но выразительного взгляда ожоги не изменили.

2.
Ты подползла к моим рукам и окунула в них голову.
Перетекая движениями из части в часть тела. Голова лежит, ждёт – пауза –  рук – руки подтянулись и вцепились мне в рёбра медленно и глубоко – пальцы замерли, умерли, ждут. Ноги стали ехать конвейерным гудением – в колене на моё колено. Калачиком замкнулась.
Ты умирала на моих руках.
Тебе тридцать, но ты умираешь. Чернеешь нутром и бордовеешь нарывающими висками.

Ты очень красиво улыбаешься – ровненьким белым полумесяцем. В нём сосредоточен весь свет.

- Единственная моя девочка, - глажу я, как лоснящуюся шерстку кошки – стриженый височек и рыхлую сдутую щёку – когда-то налитую розовостью юности, сейчас – твоё лицо серо-землистого оттенка. Заранее сливается.
Тебя стремительно выкачивает худоба. Будто кто-то сильно изнутри поцеловал тебя взасос, и теперь одичало осунувшееся лицо изнутри высосано, в анфасе только блёклые глаза – и те прозаично совокупляются с воздухом. Теперь ты имеешь только профиль.


Уходишь, оставаясь на моих руках.
Ты ничего не давала, но накопилась до самоотравления. Всё самое человечное, обращённое от робота, становящегося человеком, к одной только мне, встретившей тебя от сильного желания стать роботом.

Раздвигая ключицы – из яремной ямки тесно вылезает, наконец, угомонившись за ненадобностью – накопившееся.
Я это почти вижу: красные толчки счастья, вскрывая, волнообразно подбрасывают твою трудную грудную воистину Клетку.

Я похоронена за её оградой.

______
Живой у меня осталась только рука, в неё сгустились все жилы, все пульсации. Этой левой рукой я и закончила то самое стихотворение, вставив "у":

учитесь любить У роботов...

Если Вы видите робота - это умерший от избытка жизни человек.


Рецензии
Я ни хрена не понял. В твоем мире хрен разберешься. Думаю, что перечитай
я этот текст сотню раз - результат был бы тот же.
Ты права, перечитывать не буду. Не из-за того, что наплевать на тебя,
нет. Думаю, ты сама сможешь справиться. Там очень много красивых
образов. Всё очень красиво и очень непонятно. Куда мне с моим
косолапием в твои тонкие эфиры.
Сомневаюсь, что поклонники всё понимают. Может, любят красоту, а мне
дороже смысл, функциональность.
Объяснишь при случае тупице.
У меня мозг перегревается, когда я читаю тебя. Возможно, нужно быстрее
перестраиваться. Каждая вещь имеет свой ритм. Мой ритм сейчас - быстро!
И читая твои медленные тексты, голова будто в микроволновке.
Несколько огрех (как мне кажется)
или точнее вопросов...

...стала сама спиралью, пружиной. Не рессорной, отлитой камнем.
Рессора - это пружина, но она не имеет со спиралью ничего общего. Это
несколько стальных полос скрепленных вместе.
Отлитой камнем? Камень не может быть отлит. Отливают металл. Камень
грызут, обтачивают, пилят, шлифуют. Если ты имеешь в виду могильный
камень, то это либо гранит-мрамор его не льют, или дешовый вариант бетон
- его льют.
Прости за занудство.

...и в алюминии её вечных глаз проявилась йодная капля. Будто живая,
хоть и ржавая вода, пробила сталь
Алюминий и сталь - разные вещи. Ты же не пишешь в одном предложении
шелк, а в другом про ту же ткань - хлопок. Фраза очень красивая.
Особенно: ржавая вода, пробила сталь
Очень мощно!

стул, из которого она читала
Это главный момент, который я не понял. Из стула, в стул и т.д. Как
Это?

Как 4хструнный гриф.
Я держал в руках басуху, где 4 струны. Гриф там не уже, чем у
шестиструнки. Есть шестиструнки с очень узким грифом. Если не важна
цифра четыре, то можно назвать узкий-узкий гриф. Лучше сказать
гитарный... или какой-то.

С уважением к Автору,

Любомир Великовяземский   13.12.2010 12:13     Заявить о нарушении
:)

я кстати так и не поправила)))))))))))))))

Ольга Литера Туркина   13.12.2010 13:02   Заявить о нарушении
Наверное, и не поправишь.

Любомир Великовяземский   13.12.2010 13:15   Заявить о нарушении
Нет, ты меня пристыдил, Любомир. Теперь мне никуда не деться(.
Спасибо тебе за такую внимательность, и кро-потливый труд прочитать несмотря на микроволновку, ты идёшь до конца. И конечно, за внимание, мне ценно твоё мнение. Многое субъективно, но есть поправки очень дельные, даже совестно.
Я всё перелопачу!

Ольга Литера Туркина   13.12.2010 13:20   Заявить о нарушении
дешёвый пишется через нашу любимую букву, "прости за занудство")

нет-нет, "поклонники" понимают, может, они не буквы смотрят, не знаю о механизме чьего-то понимания, как там это всё работает, но знаю результат. если задумываться о том какой ногой сейчас и как согнуть колено, то сразу свалишься, разучвшись ходить.

здесь как раз резала и кромсала образность как могла, потому что смысл здесь как раз первостепенен, здесь чуть ли не мораль, в этом тексте, на том и писался. но видимо, невозможно сказать иначе, я здесь говорю на метафоре, и это как мне кажется точнее и прямее, чем другими словами "в лоб". существуют поговорки например, которые понимаются куда лучше чем если объяснять простыми словами.

про рессорную пружину - да, слишком индивидуальное ощущение чтобы отразилось во всех. ты прав. но это субъективно.
хотя наверное откажусь от неё.

про сталь - "заржавело твоё золото". так вот из той же серии.

из стула, в стул. помнишь Сонечку Цветаевой? "Она жила в кресле..." Возникло в голове лишь сейчас однако параллель понятна, думаю. Она возвращалась в стул, это единственное ей принадлежаещее её характеризующее, более ничего нет.

Ну там четыре так4их жирных прута, из них и состоит спинка стула.

Спасибо ещё раз тебе, наверное всего себя потратил на мои мозги)
приятно и интеерсно мыслить вместе столь похоже и непохоже, диалогом. это движет нас обоих дальше

Ольга Литера Туркина   13.12.2010 14:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.