Тайны пророчеств монаха Авеля

  Я заинтересовался историей монаха Авеля (крестьянина Ивана Васильева), которого можно назвать одним из первых отечественных "узников совести", после того, как в Тюремном корпусе Спасо-Ефимьевского монастыря в Суздале познакомился с его камерой и его "пророчествами" о судьбе династии Романовых, якобы записанных по приказу Павла I.
  Знакомство с его судьбой и публикациями об Авеле середины-конца XIX века, привели меня к выводу, что данная легенда, ныне усиленно распространяемая, является более поздней мистификацией.
  Удалось даже установить и дату и источник появления "пророчеств" - 1931 г., русскоязычная газета в Харбине.
  Давно хотелось  написать об этом, да вот только времени не находилось.
  А тут в руки 17 ноября попалась статья Андрея Григорьева ("НГ-религии"), где раскрывается история этой имстификации.
  Не могу не привести отрывок из нее:

  ...Для обоснования «теологии царя-искупителя» ее апологеты чаще всего упоминают некое «пророчество монаха Авеля», данное еще императору Павлу I. В эмиграции бывший царский офицер и черносотенец Петр Шабельский-Борк (1896–1952) написал небольшой рассказ о монахе Авеле под названием «Вещий инок», который был опубликован под псевдонимом Кирибеевич в харбинском журнале «Хлеб духовный» (1931, №5). Монархист вкладывает в уста Авеля «пророчества» о хорошо известных событиях времен Николая I, Александра II и Александра III, после чего переходит к последнему самодержцу: «Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий». Позже «сказание» было опубликовано в книге Шабельского-Борка (под псевдонимом Старый Кирибей) «Павловский гобелен» (Сан-Пауло, 1955).
   То, что этот рассказ представляет собой не более чем «благочестивый миф», было очевидно даже в эмиграции. Ныне работающий заместителем директора музея «Гатчина» Валерий Архипов нашел в описаниях Шабельским-Борком дворца Павла в Гатчине целый ряд ошибок, говорящих о весьма поверхностном представлении об описываемом предмете. В докладе на пресс-конференции «Император Павел I – взгляд XXI века» в 2004 году он рассказал о проверке сведений Шабельского-Борка и Сергея Нилуса о якобы хранившемся в Гатчинском дворце со времен Павла I ларце с пророчествами Авеля, которые в 1901 году, открыв ларец, якобы прочел Николай II. На самом деле ни в камер-фурьерском журнале, фиксировавшем день за днем жизнь императора, ни в дневнике Николая II нет ни слова о посещении им в указанные дни Гатчинского дворца. На фотографиях дворцовых залов на описанном Нилусом и Шабельским-Борком «пьедестале» (тумбе) виден не «запечатанный ларец», а ваза...
   В годы перестройки эти «исторические сказания» попали в Россию. В 1991 году «пророчества Авеля» без указания, что они взяты из романа Шабельского-Борка, были опубликованы Сергеем Фоминым в подборке «пророчеств о судьбах России» в журнале «Наш современник» (1991, № 9). Правда, в последующих сборниках Фомина «Россия перед вторым пришествием» (1993 год и последующие переиздания) указание на заимствование из романа появилось, но еще до этого в газете «Земщина» (1992, № 67) текст «пророчеств Авеля» был дополнен и приобрел следующий вид: «Николаю Второму – Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно». Этот дополненный вариант «пророчества» был опубликован в «Житии преподобного Авеля прорицателя» (1995 год) издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, а затем в целом ряде печатных и интернет-публикаций. Его активно цитируют и Бичевская с Кузнецовым, и многие другие....

           http://religion.ng.ru/society/2010-11-17/6_teology.html


Рецензии
И вот еще ценные дополнения:
11 марта 1901 года: миф или реальность (пророчества Авеля и Гатчинский дворец)
В последние годы появились многочисленные публикации, в которых затрагивается тема пророчеств монаха Авеля, сделанных в царствование императора Павла I, и описывается посещение императором Николаем II Гатчинского дворца в марте 1901 года1. Причем, сведения, сообщаемые всеми современными авторами, основаны на книге известного духовного писателя Сергея Александровича Нилуса (1862 – 1929) «На берегу Божьей реки»2, а также на «историческом сказании» «Вещий инок» другого писателя П.Н. Шабельского-Борк (1896 – 1952), писавшего под псевдонимами Кирибеевич и Старый Кирибей.3
Обратимся, прежде всего, к книге С.А. Нилуса, который писал: «При особе Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы Александры Феодоровны состояла на должности обер-камерфрау, Мария Феодоровна Герингер, урожденная Аделунг, внучка генерала Аделунг, воспитателя Императора Александра II во время его детских и отроческих лет. По должности своей, как некогда при царицах были «спальные боярыни», ей была близко известна сама интимная сторона царской семейной жизни, и потому представляет чрезвычайно ценным то, что мне известно от уст [выделено нами – В.С.]....
Легко заметить, что, совпадая в главном (посещении Николаем II Гатчинского дворца), в деталях С.А. Нилус и П.Н. Шабельский-Борк сильно расходятся. Отметим также, что все современные авторы, писавшие на эту тему в последнее десятилетие, либо цитируют, либо пересказывают информацию С.А. Нилуса и П.Н. Шабельского-Борк, не внося ничего нового. Причем, некоторые авторы, дословно списывая текст С.А. Нилуса, ссылаются на мемуары М.Ф. Герингер, хотя на самом деле, у С.А. Нилуса речь идет об ее устном рассказе.
Для того чтобы проверить приведенные высказывания обратимся, прежде всего, к официальным документам: камер-фурьерским журналам за 1901 г. Запись за 11 марта гласит:
«11 марта. Воскресенье.
Присутствие Их Величеств в Александровском Царскосельском дворце.
По утру Государь Император прогуливался в саду.
? 11 часа утра в присутствии Их Величеств, великой княжны Ольги Александровны и сменившегося флигель-адъютанта великого князя Сергея Михайловича совершалась литургия в походной церкви, поставленной в угловой гостиной Александровского дворца.
По окончании богослужения Его Величество принимал принца Константина Петровича Ольденбургского.
В 12 час [зачеркнуто – В.С.] К завтраку Их Величеств в 12 ч. приглашались великий князь Сергей Михайлович, великая княжна Ольга Александровна, статс дама княгиня Голицина, фрейлина кн. Орбелиани, в. д. шталмейстера Жуковский, протопресвитер Янышев, дежурный флигель-адъютант гр. Шереметев6
В 4 часу Их Величества катались в экипажах и затем прогуливались в саду.
В 8 часов за обеденным столом и Их Величеств кушали Государь Наследник, великая княгиня Ольга Александровна, принц Петр Александрович, дежурный флигель-адъютант гр. Шереметев».
Обращает на себя внимание заметка на полях страницы журнала:
«Столетие со дня кончины в Бозе почивающего Императора Павла I. Никаких распоряжений со стороны Высочайшего двора не было и повесток о панихиде не рассылалось.
При литургии присутствовали свитские дамы Ее Величества, проживающие в Царском Селе и дежурный флигель-адъютант»7.
...Таким образом, согласно камер-фурьерскому журналу Николай II ни 11, ни 12 марта в Гатчине не был.

...У нас нет оснований ставить сегодня под сомнение наличие пророчеств Авеля, однако, несомненно, на наш взгляд, что если Николай II и познакомился с ними, то это произошло не 11 или 12 марта 1901 г., и уж точно не в Гатчинском дворце.
В.А. Семенов
зам. директора ГМЗ «Гатчина» по научной работе

Перечень статей
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»
http://history-gatchina.ru/article/avel.htm


Олег Хлобустов   20.04.2018 22:08     Заявить о нарушении
А вот еще один фильм о герое этого очерка:
В ХIХ веке легендарный монах Авель якобы предсказал ряд исторических событий, включая даты смертей русских императоров и падение царской России в начале ХХ века. Александр I сослал монаха в Соловецкий монастырь, где Авель написал новую книгу, в которой предсказал сожжение Москвы французами, и после того, как предсказание сбылось, он был выпущен на свободу. Мы постараемся узнать, существуют ли реальные подтверждения всей этой захватывающей истории, а может, не было не только предсказаний, но и самого русского Нострадамуса? Почему тысячи людей поверили в существование монаха-прорицателя?

Олег Хлобустов   20.04.2018 22:09   Заявить о нарушении
Можно добавить и дополнения из Интернета:
Существует также легенда, изложенная в книгах С. А. Нилуса «На берегу Божьей реки» и Шабельского-Брока «Вещий инок», согласно которой Павел I записал предсказания Авеля, касающиеся царствующей династии, и запечатал их во дворце в Гатчине. Ларец он приказал открыть только через 100 лет после его смерти. Ларец был открыт Николаем II 12 марта 1901 г. По легенде, в ларце содержалось пророчество о гибели императорской семьи и о прекращении династии Романовых в 1918 г.[15]. Однако достоверных подтверждений эта легенда на настоящий момент не получила. Согласно исследованию В. А. Семёнова, заместителя директора ГМЗ «Гатчина» по научной работе, никаких упоминаний о посещении Гатчинского дворца в этот период не содержится ни в камер-фурьерском журнале, ни в дневниках императора Николая II[16].

Все другие печатные сообщения о якобы предсказанных им событиях появились позже самих этих событий. Большинство «предсказаний» сформировалось в эмигрантских кругах в 1920-е годы (в частности, они появляются в одной из статей П. Н. Шабельского-Борка). Пополнение текстов продолжилось в 1990-е, пишет православный толкователь Николай Каверин, не отрицая полностью существования Авеля, а лишь доказывая наличие сторонних добавлений в приписываемые ему пророчества и указывая на формирование за счёт подобных действий «ереси царебожия», главным грехом которой называется уравнивание Николая II с Христом[21].

Игорь Хлебников   05.02.2021 22:46   Заявить о нарушении