Тост

     – Дорогие друзья! Спасибо, что вы сегодня со мной. Вы знаете меня ещё по академгородку, где мы вместе преподавали и не раз встречались за праздничным столом, чтобы отметить Вашу, Белочка, диссертацию; присвоение Вам, Пётр Яковлевич, должности декана; выпить за звание изобретателя и рационализатора Советского Союза, которое получил Абраша. А как весело меня провожали на пенсию. Преподавательский стаж двадцать пять лет, я была молода и привлекательна. Не надо перебивать. Конечно, я и сейчас ещё ого-го, не стану спорить. И снова мы собрались, чтобы проводить меня на пенсию, и снова я буду продолжать работу. Ведь на пособие, что нам дают вместо пенсии, не проживёшь, а ещё детям помочь надо. Вы правы, Иосиф Лазаревич, и на этом спасибо! Мы ничего не сделали для нашей исторической родины.
     Помните, дорогие, как мы приехали? Абраша, утопист мой любимый, послал в министерство строительства копию международного патента своего изобретения. Ответа нет. Сам поехал, объяснил, какую пользу могут принести государству газобетонные панели для строительства, насколько сократится расход электроэнергии в стране. А песка и камней в Израиле достаточно. Можно сделать экспериментальные образцы. Его слушать не стали, послали… учить иврит. Тогда он и получил первый инфаркт. Умные люди объяснили, это никому не надо, ведь электрокомпания потеряет доход. Не будем о грустном, хорошего в жизни больше.
     Мариночка, подружка закадычная, я про тебя забыла! Прости. Сколько мы дружим? С пятого класса. Это больше пятидесяти лет, с ума сойти. И ничего, что мы десять лет не встречались, главное мы помним друг о друге. Расскажи о себе. Пенсии не хватает, коммунальные услуги дорогие, цены запредельные, мошенников много? Знаю, телевизор смотрим. У нас условия значительно лучше. Возвращаться в Россию не собираюсь, по сравнению с Вами у нас райские кущи.
     Раечка, положите Арон Натановичу холодца, он не дотягивается. И горчички.  Горчицу Абраша делал, горчица – конёк моего мужа.
     Помните друзья, как мы сюда приехали. Мы ехали по зову детей. Надо было помочь растить внуков, ведь работа занимает у детей всё свободное время. Извините, Милочка, извините, конечно, конечно, вы стали помогать с правнучкой. Вы из нас первая прабабушка. Нечего было в восемнадцать лет замуж выходить.
     А Вам, Альбина Моисеевна, не жалко было, как профессору прикладной математики, преподавателю одного из ведущих университетов страны, в шестьдесят пять лет начать жизнь с начала? Вы правы, главное дети. Дети наше бессмертие. Как Вам на новом месте? Тишина, птички поют и муж рядом, незабвенный Николай Иванович. Вам повезло, на кибуцном кладбище не хоронят по национальной принадлежности. Да, кстати, месяц назад я с сыном ездила на рынок, там встретила Вашего Мишу. Не переживайте, он неплохо выглядит, чуть-чуть поседел, сгорбился, я его еле узнала. Он не поздоровался. Я не обижаюсь, я всё понимаю. Мы с Вами понятливые. Что обижаться, если мои дети меня с днём рождения не поздравили. Розочка сутки отдежурила, она медсестрой в доме престарелых. Тяжёло там, я вам доложу. А кому легко? Поспит пару часиков и коробочки складывать для фабрики, надомная работа. Деньги позарез нужны, старшая внучка замуж собирается за американца. Мы не можем упасть лицом в грязь на свадьбе. Где Сонечка познакомилась с американцем? В армии. Американские ребята с еврейскими корнями часто служат в Израильской армии. Что меня волнует, как я с правнуками стану общаться, они русский язык знать не будут. Вы правы, Анна Самуиловна, главное, чтобы здоровенькие были. И зачем мне нужен их русский, вряд ли я когда правнуков увижу.
     Что, Ицхак Григорьевич? Почему сын меня не поздравил? Он с шести на уборке. Потом проекты делает студентам, он всегда был талантливым мальчиком: золотая медаль, красный диплом. Знаю, знаю, у Вашей дочери тоже. А с десяти вечера сын охраняет торговый центр. Когда спит? Ночью спит. Зайдёт в туалет, где нет камер видеонаблюдения, сядет на унитаз и часик поспит. После делает обход и снова на унитаз. Вы, Белочка, пророчили ему большое будущее, вот он и пашет на трёх работах.
     Погодите, дорогие гости, пойду, гляну как моя старушка. Сопит, как младенец. На серых щёчках румянец. Представляете, вчера вечером она плакала, звала родителей, чтоб её из детсада забрали. Жалко её, хорошая бабушка, не кричит, не царапается, палкой в меня не кидает, полицию не вызывает, утверждая, что я её обворовала. Да, меня обыскивали пару раз, потом им надоело, приезжать перестали. Эта старушка – ангел, не то, что моя первая подопечная. Я Вам рассказывала про неё, пусть земля ей пухом будет. Ох, и грязнуля была, царствие ей небесное. Днём, когда я укладывала её спать, говорила, что придёт массажистка. Выйду на улицу, тут же обратно. Сделаю умное лицо, раздену её, поглажу спину и советую двадцать минут не шевелиться. Она засыпает, я уношу её одежду, вешаю в душевую. Когда бабуля просыпалась, шла за одеждой. Я наготове, поливаю её из душа прямо в ночнушке, хочешь, не хочешь, приходилось мыться. А как она орала, болезная:
     – Насилуют, убивают! – Соседи сбегались. Потом привыкли.
Пётр Яковлевич, нельзя так сильно смеяться при Вашей астме. Знаю, астму Вы на пластиковом заводе заработали. Ну вот, закашлялись. Сделать чай с мёдом? Не хотите, как хотите.
     Вы правы, Эсфирь Соломоновна, неизвестно, какие мы станем на старости лет.
Симочка, Вы спрашиваете, когда я была у Абраши? Давненько! Далеко ездить. Скучаю, очень скучаю. Обидно, кандидат наук в жару сорок градусов метёт тротуары. Сердце не выдержало. Но у меня хорошая новость: я переезжаю в  дом на долгосрочный съём. Это недалеко от кладбища. Раечка, как я забыла, вы в нём живёте. Комнатушка маленькая, а много ли одной нужно. Зато каждый день станем ходить, вы к своему Бореньке, я к Абраше.
     Работать продолжу, пока силы есть. Нянечки с опытом для стариков везде нужны. Ещё я решила, запишусь в хор. Надо себя чем-то занять. Мои родители от смеха в гробу перевернутся, у меня ни голоса, ни слуха.
     Нет, Арон Натанович, шампанского не буду. У меня от него голова едет, ноги заплетаются. Давайте, друзья, водки тяпнем, нам с Вами ничего не страшно. За что выпьем? За здравие, за наше безграничное терпение…
     Кажется, бабушка проснулась, извините, друзья. – Берта Ефимовна оглядела пустой стол, покрытый выцветшей клеёнкой, смахнула непрошеную слезу, глотнула из щербатого стакана холодный мутный чай, задвинула единственный стул, антиквариат позапрошлого века, потёрла поясницу, выпрямилась и молодцеватой походкой пошла менять памперс подопечной старушке.


Рецензии
БРАВО!
С Уважением.

Жанна Гусарова   26.08.2011 22:00     Заявить о нарушении
Спасибо за высокую оценку!

Лора Рай   27.08.2011 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.