Навстречу ЕГЭ. Урок словесности
Памяти Аркадия Моисеевича Письманика
– Слышь, мужик, а почему у тебя кликуха такая – Муму?
– Да понимаешь, фамилия у меня Герасимов, а писатель такой же – Герасимов – был, так он, падла, про эту собаку рассказ написал!
А мне-то обидно...
Из откровений на перекуре.
Вот перед нами Москва, наша ещё Москва*)1, или же напротив – уездный русский город, пусть Вязники, мои Вязники, город, навсегда оставшийся в девятнадцатом веке в знак протеста против всех этих войн и революций. Неторопливая и кондовая Русь. И ещё не висит над ней чёрной тучи в полнеба, которая пока там, облачком у края земли. И заячьи тулупчики ещё не потрачены молью. А быть, барин, бурану! Через сто лет...
Островский и "Гроза", сто всего лет назад, а какую параболу выписала Россия – от Интернационала до Интернета! Но у Кабанихи всё те же самовары, у Катерины те же куклы и тряпки, Дикой по-прежнему дикует, и Алёнушка всё так же вырастает в Бабу Ягу, и Буратино – в Карабаса Барабаса... sorry!
Спасибо нашей школе – канву пьесы знает каждый: бытовуха, конфликт поколений, сексуально озабоченная Катерина взяла и утопилась, считай ни с того, ни с сего. Как сын юриста, попробую непредвзято оценить место и роль каждого действующего лица, и как Робинзон Крузо – отметить все "pro et contra".
И рассадить правильно этот квартет!
Дикой – центральная фигура пьесы, это экономика и политика государства, это жизненный опыт, ответственность перед вековой историей России. Это – "опытный пёс" на фоне мелкой обывательской сволочи:
У жизни закон суров и строг -
Лает до звона глупый щенок,
Молча кусает опытный пёс,
Знает давно ответ на вопрос!
Ну, укусит разок другой для пользы дела... Но не загрызёт же. А ты, разбойник, не изобретай квадратных блинов и "perpetuum mobile".
Кабаниха – это святость семейных устоев*)2, символ их фундаментальности для общества, это самоограничение "сексуальных свобод". Это основа основ – передача адекватных моделей поведения, передача сокровенного знания от поколения к поколению. Это Родина-мать, любящая и строгая!
Которая хорошо понимает, что "Русь – что корабль, перед ней океан, кормчий, гляди, чтоб корабль не потоп!" Упал за борт матрос, раззява, а корабль не остановишь. Отбросил кеды хромой погонщик, а караван идёт…
Слёзы и ОРЗ у читателя должна вызывать женщина-вамп Катерина. И "en masse" она справляется с этой задачей. Но!
Катерина – это "хочу харчо", "all inclusive", всё меню и сразу, это не секс-бомба, а так – новогодняя хлопушка, это мартышка в Третьяковской галерее! Это демоническая дура, рафинированная блондинка, страдающая галлюцинациями и раскачивающая лодку бытия. Её трагедия – закономерный финал бесцельно прожитых лет, расплата за неспособность, нет, за нежелание понять тех, кто рядом, осознать, что блондинки – неотъемлемая часть нашей жизни, жемчужины нашего социума.
Да и к чему она призывает – к суициду?! А ведь самое дорогое у человека – это жизнь, пусть она и становится всё дороже, и дороже, и дороже! Жизнь, в которой первые двадцать лет чего-то ждёшь, а остальные сорок о чём-то жалеешь… Вот от таких вот Катерин и рушатся вековые законы и мудрые традиции, священные династии и могучие империи.
Нет, не похожа она на настоящую "скво"!
Борис, и этот, как его...Тихон. Неплохо выписаны портреты парочки молодых сусликов, слабонервных и слабоумных. Как говорится – ни здрасте, ни насрать, ни с девушкой разобраться по существу, ни локтями поработать и занять своё место в жизни соответственно табели о рангах. Опять же алканавты – с младых ногтей. Много таких дагерротипов можно увидеть вокруг, их место – у экрана телевизора или в пивнушке, а не на уроке словесности у Аркадия Моисеевича Письманика!
А Русь – как пьяный корабль, она и сейчас грезит о достойном кормчем и, как драгоценная мозаика, составлена из разноцветных камешков, из неординарных людей. Из Кабаних, таких как Алла Пугачёва или Людмила Зыкина. Как Валентина Матвиенко, которая это... губернатор... в эпоху Аллы Пугачёвой. Из Диких, таких как Ельцин под шофе или Жириновский в угаре. Из Катерин, так похожих на Людмилу Сенчину и Наташку Малькову! Из разных хренов Тихонов и прочих ботаников Борисов, которому так и хочется сказать:
– "Борис, ты не прав!"
Из тёток и дядек, из учителей и учеников, из блондинок и брюнеток, из диссидентов и президентов, из бомжей и олигархов и из нас с вами! Состоит и состоять будет!
И почему школьники так боятся писать сочинения... Почему я прогулял когда-то школу, сильно не желая писать сочинение на классическую, вечную тему – "Луч света в тёмном царстве"?
Конечно же, сочинение должно быть кратким и остроумным ,неординарным и дерзким, загадочным и лиричным, упоминать "имя бога и королевы"...*)3
Вступление-отступление, пролог-эпилог, цитата из Мао в оригинале *)4, сюжеты и образА*)5, вот тебе и Юрьев день, вот тебе и раскрытие темы! Вот так Аркадий Моисеевич и научил меня за один урок и на всю жизнь – всё трогать своими руками и никого не бояться, разве только кое-кого уважать.
И вовремя-невовремя, но гавкнуть:
– "А король-то голый!"
Примечания:
*)1 из разговора на Крещатике:
– Мама, а кто такой Богдан Хмельницкий?
– Да тут, сынок, до нас хохлы жили, так это какой-то их атаман.
*)2 был тут случай в достославной Казани:
два студента мехмата КГУ, патентованные балбесы, безмятежно пили пиво на папиной даче. Соседка, святая простота, незатейливая, как мычание холмогорской коровы, обратилась к ним с просьбой:
– У меня там под яблоней два каких-то поросёнка урожай портят. Прогоните их, ребятки...
Разогретые пивком ребятки вышли на свежий воздух, взяли хворостину. Под яблоней увлечённо копались два серо-бурых существа, никак не реагируя на адресованные им "monkey drill's".
И тут на шум из-за угла вышла, нет, выдвинулась – кабаниха.
И укатала недорослей в Республиканскую больницу!
*)3 "О боже!" – воскликнула королева, – "я снова беременна, и снова не знаю – от кого!"
Школьное сочинение. Англия, образец лаконизма. Слышал давным-давно от преподавателя словесности, доцента.
*)4 Цитата переводу не поддаётся. Не китайский человек писал.
*)5 Вязники, Владимирская область.Из разговора в электричке:
– И что же вы сейчас по литературе проходите?
– Пушкина. Автобиографию прошли, лирику прошли, а сейчас - Евгения Онегина.
– И что же?
– Сюжет прошли, а теперь - образА!
Краснощёкая восьмиклассница, этакая кунцевская булочка, подхватила лыжи и дала дёру от настойчивых вопросов – на выход.
Тут нас обоих парализовало от неудержимого смеха. Подлинный случай с моей матушкой, учительницей словесности...
04.04.03 Л. Кипоть
Свидетельство о публикации №210111801215
Надежда Дьяченко 31.05.2021 04:34 Заявить о нарушении
Лео Киготь 31.05.2021 23:01 Заявить о нарушении