Азбука хорошего тона 2. янмин

ЯНМИН И ГЛОБАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС

Янмин, известный также как Ван Шоужень (31.10.1472 – 09.01.1529) по мнению китаеведов самый известный за рубежом после Конфуция философ Китая. Главным образом в Японии, где вот уже 500 лет принято изучать и исследовать философию Янмина.
В традициях интеллектуалов своего времени Янмин был приверженцем сразу трех религий-традиций Китая. Возможно, Янмин проявил это свойство китайского интеллекта наиболее последовательно. Вполне по-китайски Янмин утверждал, что «первосущности никогда не присуще движение». Это известное даосское недеяние-увэй, которые на Западе трактуют, то как либерализм-пацифизм, то как двойника нирваны, то как некую тотальную тенденцию к импровизации.
Но кропотливый синолог обращает на специфику Янмина, этот мыслитель заинтересовался как будто чем-то четвертым, отличным от традиций Дао, Будды и Конфуция. Эта четвертая «традиция» Янмина – реальность.
«Лишь тени прошлого – всех совершенномудрых сонмы», - заявляет Янмин. Афористично, и почти нигилистично относительно традиционализма.

Янмин в качестве идейного аппарата выдвигает не привычные для востока этические принципы, в его идеологии «Изначальная природа не имеет ни доброго, ни недоброго». Почти как у Маркса и проч. Янмин выдвигает на авансцену критерий практики «Нельзя добиваться знаний без действия». И уже в резонансе с экзистенциалистами и персоналистами 20 века Янмин постулирует важность активного субъекта, он критикует тех, кто пытаются заменить активную личность канонами: «Отрешась от своей личности, гоняются за святыми чудотворцами».

Средневековый эмпириокритицист

  На заре 20 века Нильс Бор выдвинул принцип дополнительности (мир – корпускула и волна одновременно), во взглядах физиков стала назревать революция эмпириокритицизма. Ученые предлагали не разрывать гносеологию и онтологию. Подобно этом Янмин учил:  «Вне сердца нет предметов, вне сердца нет явлений, вне сердца нет высшего принципа, вне сердца нет справедливости, вне сердца нет добра».
Недоумевающие собеседники Янмина, подобно Ленину, критикующему Богданова, Маха и Пуанкаре, спрашивали:
«Но эти цветы сами распускаются, сами  увядают глухих горах, какая тут связь сердцем?»
«Пока ты смотрел на эти цветы, ты не думал, не гадал о них.  Но как только ты посмотрел на эти цветы, их цвет мгновенно был тобой осознан. Отсюда ясно, что эти цветы не находятся вне твоего сердца», - растолковывал философ своим старокитайским оппонентам.
Традиционная китайская философия кажется экзотичной, «ненастоящей». Но за постулатами Янмина при желании можно увидеть вполне современный системный подход:
1. Отсутствие и добра и зла – такова сущность сердца (медитация)
2. Наличие и добра, и зла – таково движение помыслов (система ценностей)
3. Знание и добра и зла – таково благомыслие (рационализм)
4. Совершение добра и устранение зла – таково выверение вещей (прагматизм)
Проблемность , «кризисность» рационалистического мышления в Китае заметили ещё в древность. Конфуцианский философ Мэн-цзы говорил: «Не нужно помогать расти колосьям». В целом процессами «руководят» не замыслы «политических игроков», доминируют спонтанные, естественные законы.
Проблемы возникают из-за девальвированных кодов мышления, застойных идеологий,  жестких модернистских утопий:
«Единственное, что страшно, это лукавство сердца, ибо не нави, а оно само вводит себя в заблуждение».
Ван Янмин выступает за нелинейный, открытый код мышления:
«Как только устанавливается угол зрения, возникает и односторонность».
Впрочем категория «искренности» традиционная для китаских интеллектуалов со времен Конфуция. Но для Янмина это не морализм, с которым мы скорее всего ассоциируем понятие «искренности». Это скорее обращение к интуитивизму. Когда Янмина спрашивали:
«Если, читая книги, не  запоминаешь, то как быть?», - он отвечал:
«Надо только понимать, зачем ещё запоминать? Да и нужда в понимании тоже более чем второстепенна. Надо только выявлять собственную первосущность».
То есть, мировые проблемы Янмин предлагал решать «пост-индустриально» через развитее «человеческого капитала» и «базисность» этики в развитии сознания, общественной мысли, цивилизации  обосновывал нерелигиозным (то есть, научным) способом.


Эпоха Янмина.

Какова причина появления столь свежего мыслителя в Китае на рубеже 15-16 веков?
Установив исторический контекст деятельности Янмина, вспоминаем, что это же была «»Эпоха Возрождения» (Ренессанс). И тут в праве задаться вопросом о причинах и природе Ренессанса. Где был эпицентр? Каковы причины?
Прежде чем предложить наш ответ, мы предлагаем пробежать «галопом», но не «по Европам», а по всему миру  - заглядывая по разные стороны векового рубежа “1501 год”. Что происходило тут-там в мире в эпоху Янмина, который 28 лет прожил до этой точки и столько же после?

Религиозная жизнь во времена Янмина.

Иосиф Волоцкий, живший в это время, писал: «И на торжищах и в домах о вере любопрение творяху». В московском государстве происходят соборы, осуждающие еретиков. «Заволжские старцы», наоборот, осуждают «осифлян», противопоставляя их «политизированности» доктрину «нестяжательства». Нил Сорский провозглашает молитвенную жизнь в небогатой келье идеалом христианского поведения. Пишутся фундаментальные для русской духовной истории книги. Старец Макарий в период с 1956 по 1942 со своими помощниками составляет «Четьи-Менеи», свод житий православных святых, по сути дела энциклопедия русского православия и его истории. Иосиф Волоцкий пишет свой «Правитель». Василий Патрикеев пишет публицистические послания, полемизируя и Осифом. Иосиф Волоцкий объявляют «крестовый поход» против распространения «глумов», «басен и кощун».
В Европе - Реформация. В 1494 году монах- доминиканец Савонарола устанавливает республиканский строй во Флоренции и резко обличает папство. В 1517 году Мартин Лютер оглашает свои «95 тезисов» против индульгенций. В 1522 Римский папа Адриан VI признает, что церковь имеет много недостатков. В 1524 году Ульрих Цвингли отменяет католические мессы в Цюрихе. В 1525 году правитель Пруссии Альберт Гогенцоллерн переходит в лютеранство со всей своей землёй. В 1530 сподвижник Лютера педагог и богослов Филипп Меланхтон составляет Аугсбургское исповедание, вынуждая католиков признать протестантизм в Германии. В 1531 году при Генрихе 8 в Великобритании появляется англиканская церковь. Появляются католические ордена: капуцинов – в 1525, паулинов  - вы 1530. В 1631 году в Португалии появляется инквизиция. Игнатий Лайола, создатель ордена иезуитов,  вынашивает проект своей религиозной идеи. В 1532 религиозный реформатор Жан Кальвин начинает свою деятельность в Париже. На эту же эпоху приходится война Томаса Мюнцера. В 1531 Коперник распространяет свою революционную теорию, подрывающую религиозные догмы.
В Индии – Чайтанья Махапрабху (1486-1534) . 1519 появляется религия сикхов Бабу Нанака. В этот период в Индии появятся знаковые труды “шести госвами”, поэзия “Аштачхап”. В Японии дзенская церемония “тядо” (чайная церемония) принимается при дворе сёгуна и тем самым оформляет идеологию Японской империи. В Европе “Библию” начинают переводить на национальные языки.
На востоке Явы в горах, возникает величественный религиозный комплекс святилище Ганунг Пенангунган.

Государственная жизнь во времена Янмина

В интересующую нас эпоху Иван Третий  и Василий Третий  завершают объединение русских земель вокруг Москвы и подчиняют Московскому царству Казанское ханство. Русь начинает называться «Россией». Появляется двуглавый орел в эмблематике государства. Появляется «Красная площадь». Псковский кром с Гремячей башней принимает своей облик в 1525 году. Судебник Ивана Третьего 1497 года представляет собой становление правового государства. Юрьев день предполагаемый судебником – одна из «первых» либеральных реформ.
С 1462 по 1533 год Россия (Московское государство) увеличила свои владения с 430 тыс. кв. км до 2800 тысяч кв. км.
Инок Филофей в эти годы провозглашает концепцию «Москва - третий Рим».
В 1492 году испанские правители Фердинанд и Изабелла завершают реконкисту, разбив Гренаду, последний оплот арабов в Испании. В 1500 году объединяется Франция. Генрих Тюдор Седьмой кладет конец войне Алой и Белой Розы в Великобритании.
В 1520 Карл Пятый коронуется и становится императором Священной Римской Империи также королем Испании, Австрии, Нидерландов. В 1530 войска Карла захватывают Рим.
Шах Исмаил основывает династию Сефевидов в Персии и в 1502 году утверждает шиизм как государственную религию. Правитель Османской империи Селим Первый с 1516 по 1517 год удвоил свои владения, присоединив Египет, Алжир, Сирию.  Его преемник Сулейман прорвался в Европу, захватил Белград, Будапешт, Хорватию. Присоединил Армению, Персию, в 1529 даже осадил Вену.
В 1504 Бабур стал правителем Кабула. А в 1526 году основал империю Великих Моголов на территории Пенджаба и Делийского султаната., которая в будущем расширится и просуществует до середины 19 века.
В Китае упраздняется политико-административная система уделов. Происходит централизация: ваннам и «сторонним родичам» раздаются «усадебные поля». Императорский клан в 14-м веке состоит из 58 человек, в начале 15 из 127 человек, в 1529 он возрастает до 7939 человек.
В княжестве Литовском в 1529 принимается 1-ый Литовский статут, возникает шляхетская республика. Эфиопский монарх Лебна Денгель (1508-1540)  достигает «впечатляющих успехов в деле восстановления могущества и престижа эфиопской монархии».   

Светская культура во времена Янмина

В Московии появляется Ефросиний, распространитель светской письменности. Эта эпоха приносит наибольшее количество текстов «древнерусской литературы». Строго говоря, появляются «светские авторы» вроде Ермолая-Еразма. Светские мотивы появляются даже в иконописи, о чем свидетельствует творчество  Дионисия. Вокруг Москвы скоморохи с Петрушкой.
В Османской империи расцвет наук и искусств – “золотой век Сулеймана”.
В Индии “Чайтанья-Чаритамрита”, написанная на бенгали, практически становится основой возникающего литературного языка.
Собственно Ренессанс: Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланжело Буанаротти, Рафаэль Санти, Челлини, Иероним Босх, Питер Брейгель, Альберт Дюрер, Лукас Кранах, Джоржоне Барбарелли, Тициан Вечеллио.
В Англии складывается цикл баллад о Робин Гуде. Томас Мор пишет  свою «Утопию» Эразм Роттердамский создает «Похвалу глупости». Франсуа Рабле дает жизнь неувядающий своим карнавальным юмором роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Пишут Пико дела Мирандола, Николо Макиавелли.
Распространяется книгопечатание. 1500  штук в Париже, Кельне, Венеции, Риме. 500-1000 штук печаталось в Лондоне, Базеле, Вене, Неаполе, Лиссабоне, Гранаде, Барселоне, Копенгагене, Стокгольме.  Георгий Скорина в 1517-19 годах печатает в Вильно Библию на славянских языках.
В Китае Вэнь Чжень Мин создает свободную, эскизную манеру письма.
Японец Сэссю создает знаменитую традицию монохромной живописи. Суко, основоположник чайной церемонии, обучает ей сёнгуна Асикаву Есимасу.  Достигает своего классического расцвета театр Но.

Многополярный мир во времена Янмина

В эту эпоху мир меняется самым «глобальным» образом. Эта же эпоха, именуемая Ренессансом, Реформацией, получила также название «Эпохи Географических Открытий».
В 1487 португалец Диаш обогнул мыс Доброй Надежды.
1492 Христофор Колумб вышел из Барселоны с тем, чтобы нечаянно открыть Америку.
В 1497-98 годах Васко да Гама достиг Индии.
В 1497 году Джон Кабот достигает Ньюфаунленда.
В 1500 Педру Алвариш Кабрал открывает Бразилию.
В 1512-20 годах Магеллан и Элькано совершают кругосветное путешествие.
В 1520 Эрнан Кортес разбивает  императора ацтеков Мантесуму Второго  и покоряет Мексику.
В 1530 Франсиско Писсаро устраняет Атагуальпу и покорит Перу.
Полинезийцы в эту эпоху приходят и обживают Новую Зеландию.
Про сухопутные географическое «раздвижение» московского государства упоминалось выше.

Ренессанс везде
 
Мы увидели, что в эту эпоху произошел толчок. Человечество обрело “сферическое” мышление, вышло из плоскостного представления о Земле. Локальные идеологи пришли во взаимодействие. Но европоцентристская концепция, конечно, не оправдана. У европейцев в эту эпоху был один «приоритет» - они вынуждены были отправляться в путешествия.
В мире в эту эпоху стало тесно. Особенно тесно стало на Европейском полуострове. Но даже с равнинных просторов  Московии осуществлялись поиски новых путей. Османская империя схватила классический Восток – Европу охватил кризис. Миросистема стала менять свою конфигурацию. Но изменить конфигурацию миросистемы возможно, лишь изменив традицию – поэтому появляется Янмин, Чайтанья, Нанак, Нил Сорский, Сулейман,  Лютер, Коперник, Рабле.
«Угол зрения» был свойственен не только европейцам. Все, - и даже Мантесума Второй (не говоря уже об иноке Филофее, Сулеймане, Чайтанье, китайском императоре) – считали себя «однополярным Римом».
Янмин предложил  разрушить этот  «Рим-Карфаген». Но и спустя 500 лет  эта идея всё ещё сохраняет, как мы видим, свою актуальность.

НА ТЕМУ  "РОССИЯ И КИТАЙ" ЧИТАЙ :
http://www.proza.ru/2010/11/17/442


Рецензии
Спасибо за Янмина,уважаемый Андрей.
Вопрос о "плоскостном представлении Земли" возможно и сейчас для кого-то актуален?
Но Мудрецы знали о Земном круге и кругах,-
6000 лет тому назад.
Слово Высшего Разума ни от кого Свое Мироздание не скрывает.
Всего доброго вам.

Илия Прохожий   18.11.2010 09:50     Заявить о нарушении
Знали. Но до сих пор существуют понятия север юг восток запад, которые исходят из парадигмы плоскостнолй земли, а она шарообразная.

Андрей Козлов Кослоп   18.11.2010 10:15   Заявить о нарушении