Поиски прекратить

А у дельфина взрезано брюхо винтом…
...Надо быстрее, на вираже...
   В.С. Высоцкий

Памяти нашего экипажа, погибшего при сходных обстоятельствах, посвящается.


Перекладывая вещи, открыл свой старый штурманский портфель. Развернул сильно высохшую склейку полётных карт и оттуда выпал лист бумаги, с метеопрогнозом по маршруту Чардара – Джамбул, написанный мной от руки когда то.
               
                **************

Мы возвращались домой в апреле, закончив работу в южном регионе Казахстана и пролетая точку отмеченную на карте заранее, решили использовать выпавшую возможность поискать хоть какие-нибудь следы пропавших месяц назад где-то в этих местах, товарищей. Они исчезли со связи 26-го марта 1992 года и после длительных и безуспешных поисков силами двух авиаотрядов и наземных добровольцев, поступил приказ "Поиски прекратить, до особого распоряжения".

Мы никак не могли смириться с мыслью, что в наше время на территории всего то в двести километров, могут просто и бесследно исчезнуть люди, и каждый кто пролетал в том районе, напряженно всматривался вниз в надежде…

                ************** 

           Авиатехник Володя лежит впереди и справа от меня на полу кабины, вглядываясь через отмытый до блеска нижний блистер в проплывающие внизу горные ущелья. Он - был техником-бригадиром, снаряжавшим в полёт ребят и он видел их, последним.

Мы ходим галсами сколько можем над горами,  надеясь, что все-таки повезет и может быть сверкнет лучиком, хромированный металл или осколок стекла, показывая последнюю точку пребывания ребят в этом мире. Но ничего так и не увидели, а "подстегнутые" диспетчером Чимкента запросившим наше местонахождение, израсходовав припасенное для этого случая топливо, рванули на Джамбул, набрав заданный попутный эшелон.

Ещё через месяц останки ребят найдут в одном из ущелий над которыми и мы ходили, как выяснилось. Найдут их местные охотники, буквально наткнувшись на то, что было когда то вертолетом и его экипажем. Расследование проведут скомкано словно оправдываясь, и многие из нас до сих пор не знают и вряд ли уже узнают, что же тогда случилось. И почему наши ребята оказались там, где не должны были по логике вещей и плановым намерениям, оказаться.

Взяв телефон, обзваниваю тех кто имел хоть какое-нибудь отношение к расследованию. Судьба так распорядилась, что двое участников поисков и расследования также погибли вскоре, в авиакатастрофах. И поэтому наверно, а может быть потому, что прошло почти двадцать лет – мало что удалось прояснить.

Я разложил старую карту по линии последнего полета наших товарищей, взял длинную линейку и прочертил прямую линию их предполагаемого маршрута.

Этот регион очень хорошо знаком, а посему - размышляя и оперируя данными, которые у меня были поставил мысленно себя на место ребят, которых очень хорошо знал как и их способности. А заодно, вспомнил несколько моментов тех лет.
Вот что у меня получилось....

                ********

- Не-не-неее! – смеясь, отрицательно махал в воздухе указательным пальцем, Серега.- Не надо меня дурить, орёлики. - Езжайте вы первыми, а я посмотрю – продолжил он, улыбаясь, упершись спиной в подоконник и покачивая носком ботинка независимо.
Мы ответно улыбаясь глядели на него не узнавая вдруг, обычно всегда быстро соглашавшегося на любую авантюру.
Он пришел недавно в эскадрилью, потому, что долго не хотел переучиваться на «Двоечку» пользовавшуюся неважной славой в семидесятых, за частые авиационные происшествия. Да и Ирина – его супруга не давала ему «добро» на это, до последнего.

Но вскоре, все сомнения в предсказуемости вертолета ушли сами собой, когда он ввелся в строй и полетал сам. А летал Серёжа отменно – сказывалась качественная школа опытного и вышколенного жизнью второго пилота вертолетов Ми-4 и Ми-8.
Поэтому особых трудностей не испытывал и спустя полтора года уже пугнул своего бывшего инструктора, «падая вороной» - как и учили на "разлётную", покрытую песком площадку, засыпав тому глаза. И пока старший товарищ продирал очи, Сергей уже был таков.
               
- Да ладно тебе, поехали с нами. Гляди какая толпа ринулась в Питер учить английский на халяву – продолжаю подзуживать Серегу шутливо.
- Не-а! – уперся тот, боднув воздух головой и широко улыбаясь.

- Ну нет так нет – резюмирую коротко, уже находясь мысленно в пути.
К слову сказать: уж если Серьга уперся, то сдвинуть его сможет только танк. А у нас не было танка, да и сами мы разрывались от сомнений, так как на руках имели только бесплатные билеты до Питера, да гарантийное письмо.

      Нам предложили выучить «английский специальный» и получить сертификаты для ведения радиосвязи для полетов за рубежом, куда якобы имелась возможность поехать обслуживать "Авиалесоохрану". Так во всяком случае нам сказал ещё один Сергей – бывший пилот нашей эскадрильи, создавший в 90-х авиафирму "Орион-авиа" и ставший её гендиректором. А поскольку мы всё чаще слонялись без дела в начале 90-х, то такую возможность упустить многие из нас, просто не пожелали.
Поэтому обрадовавшись новому и бесплатному занятию группа в составе восьми человек, вскоре укатила в Академию ГА, в Питер, грызть «английский гранит» ихнего басурманского языка - как выразился один наш авиатехник.

А наши ребята через пару месяцев после отлёта "группы англичан", сидели на "Крайнем" (аэродром Байконура), уже которую неделю дожидаясь «у моря погоды» да попутного ветерка. Попутный ветер им был нужен позарез, так как загрузка у вертолета улетающего домой была под завязку, а расстояния – близкие к предельным. Ну и два горных перевала впереди добавляли «впечатлений» «перекрывая им кислород» регулярным «штормом» от аэродрома Чимкент. 

Ребята – это наш Сергей со своим авиатехником Сашей и бригадир Вовка.
Они доработали остатки часов которые давал заказчик, а затем, свернув работу, должны были перегнать домой борт.
Был март месяц, и мерзопакостная погода никак не хотела налаживаться продувая леденящим, даже сквозь ползунки и демисезонку, местным степным, байконурским ветерком.
Володя и Саша уже не спрашивали ни о чем Серегу, когда тот в очередной раз приходил на стоянку «погонять машину» и покалякать о житье-бытье, да пошвыркать крепчайшего черного чаю с дефицитным в наших краях и свободно продававшимся здесь, концентрированным молочком.

Вовка метался торопясь, сдавая заказчику числящийся в подотчете вагончик, и все, что было в нем: кондиционер и какую ни какую мебелишку и прочее снаряжение.
А Саша, экономя место, не торопясь укладывал и перекладывал заполняя все свободные закоулочки в пассажирской кабине, чтобы не бросать ничего, здесь, натасканного кропотливыми техниками «в запас» за много лет работы на "Крайнем".

«Запас»! Такое ёмкое и спасительное слово. Не одну буйную головушку выручил этот пресловутый запас:  кого-то пять минут, кого-то тридцать-сорок метров по-выше, а кого-то и канистра топлива.

И каждый день, дожидаясь погоды, экипаж всё менялся:  то летит с ними Вовка, то не летит. То Саня прикидывает, что с собой можно лишнего прихватить: толи ящичек тушенки, толи мешок гречки. Но тут Вовка, снова претендует на совместный полет. Если успеет конечно, всё сдать и отчитаться.
Они уже выруливали однажды "на предварительный старт", но диспетчер завернул назад, сказав, что Чимкент закрыл плохой погодой вновь всю свою зону.

И тогда у Сергея, «родился план»: пройти «севером», практически ровную и открытую сторону гор Кентау, прямо на Джамбул, через Чулак-курган.….

Такой трассы для нас - летающих визуально, "из и в" Джамбул - не было, но маршруты полетов аэропорта Чимкент по своему узлу МВЛ (Местные Воздушные Линии), один из которых проходил через поворотный пункт Чулак-курган находившийся на северной стороне гор Каратау, и далее на Сузак и Аппак - то есть в сторону Кзыл-орды, – такие маршруты имелись.

Поэтому для Сережи имевшего допуск к "полетам вне авиатрасс" был реальный шанс пробить разрешение на этот полет - и обходя перевалы и попадая в зону управления полетами Джамбулом сразу после пролета Чулак-кургана. А дальше - уже была трасса и у Джамбула.
Имелась правда «напряженка» с располагаемым запасом топлива, но эту проблему для знающих тактико-технические данные вертушки, можно было легко обойти. Если подойти к этому конструктивно. Что ребята дружно и сделали – не только на вертолете,- установив дополнительный бак, но и «по документам», показывая возможность лететь на протяжении трех часов пятидесяти минут, которых хватало по предварительному расчету для этого перелета. 

Сергей развернул склейку карт на полу. Прикинув, прочертил «прямую» от Кзыл-Орды до Джамбула и,.. зачесал в затылке:  линия попадала «своей первой третью» на горы, пересекая их под острым углом в их западном «отроге-начале».
А горы эти ему были хорошо знакомы, так как не одну командировку отработал в них с геологами и знал, где можно пересечь хребет если понадобится.

Первым подходящим местом для перехода на северную часть хребта было широкое ущелье точно по линии пути, в начинающих «расти ввысь» горах километрах в шестидесяти от начала западного отрога.

Второй участок был недалеко от шахтерского городка Кентау, и хоть и требовал времени на пересечение хребта наивысшего в этих местах отворотом к северо-востоку градусов под пятьдесят, но выводил прямо на Чулак-курган – требуемую им поворотную точку.

Третьим участком - был коридор для полетов по МВЛ из Чимкента на Чулак-курган и далее, пересекавший хребет в широком ущелье, с превышением около девятисот метров над уровнем моря, тогда как наивысшая точка в этих местах была более двух тысяч.
Но главным недостатком этого участка, был возврат назад, для прохода по коридору и выхода на северную сторону хребта, что было мало подходяще в нынешней обстановке, при дефиците времени.

Обнадеживало обстоятельство, что «напрямки» было без малого пятьсот «кэмэ», а это - для его вертушки, в принципе «под силу», учитывая имеющийся на борту запас топлива,  да и накануне Сергея обрадовал синоптик, пообещав через сутки «развернуть ветер и дунуть» им «в хвост».
При этом, надо будет час полета «мчаться на номинальном режиме двигателей» - что не возбраняется "Руководством по летной эксплуатации вертолета" - вырывая запас времени, так как перегруженная машина не наберет скорость сразу, а время им нужно для посадки где-нибудь в поле, для дозаправки из дополнительного бака в кабине. Оставшуюся же часть пути можно будет идти более-менее спокойно – прикидывал он, мысленно.

- Ну что ж, можно бы и попытаться – продолжал размышляя, взвешивая «все за и против». Если конечно, не будет никаких осложнений «типа ухудшения погоды». Или нехватки светлого времени.  Или того и другого вместе.
- Рискнём! – он «задумчиво-утвердительно» качнул головой и позвал ребят.

Те, выслушав, «начинили» всем необходимым для дальнего перелёта без дозаправки в аэропорту винтокрылую машину и всё рядились - кому лететь.
Вдвоем то им будет тесновато из-за дополнительной бочки установленной прямо в пассажирском салоне вертолета, да и тяжело из-за всякого технического шмотья, забираемого домой по причине свертывания нашей эскадрильей здесь, отлаженной работы.

Снарядили ребята вертушку и стали ждать удобного случая, перелетев в Кзыл-орду для решающего "броска на восток".

Сегодня всё «сходилось» для них, а уверенности прибавил знакомый командир «Ми-8», только что пришедшей из Джамбула, подтвердивший, что погода их ждет впереди вполне сносная. И если они будут «шевелить шортами», то и в Джамбул придут вовремя. Вот ребята и «оторвали колёса от полосы» во второй половине дня, когда времени было хоть и впритык, и надо было его нагонять, но ветер как и обещали развернулся и они готовы и, погода терпимая.

Взлетели поздно ещё и потому, что ждали корректив погоды, надеясь, что он будет лучше по аэродрому Джамбула, так как через час после их прилета «по расчету», там прогнозировалось ухудшение, а значит - надо поторапливаться: сейчас есть «этот час», а через час могут и отменить.
Поэтому Сергей и попросил передать на борт, если будут изменения в любую сторону в прогнозе.

Они стояли «в плане» «по северной стороне гор Карату», что делало их полет в принципе «без проблемным», при наличии дополнительного бака с топливом, на борту. Но, пока ребята - шли по прямой линии соединяющей Кзыл-орду и Джамбул проведенной на карте Сергеем. Шли, уже видя слева от полета тянущийся и «растущий вверх» на глазах, хребет.
Мимо проплывал в дымке первый участок где можно было бы и свернуть, но «червь беспокойства» из-за небольшой фактической скорости полета не давал покоя и уверенности на отворот. Перегруженная машина с предельно задней центровкой, пока ещё плохо держала скорость. А это здорово влияло на весь задуманный Сережей план. Ведь не получалось требуемого «запаса-форы» по времени, на который он так рассчитывал. Форы, для пересечения хребта, там, где нужно было отвернуть под углом в семьдесят-восемьдесят градусов, что не укладывалось пока в расчётные цифры – ни по скорости, ни по времени.
А оказаться в голой степи ранней весной, за горным хребтом где не было заправки на случай нехватки топлива из-за такой скорости, ему совершенно не хотелось. 

- Пройдем ещё немного – решил Сергей посмотрев на дремлющего справа Сашу, а там - посмотрим. Выработается топливо и нам будет полегче. Прилично смущало его и то, что впереди по линии полета, заметно темнело в небесах.
- Скоро диспетчер позовет нас, чтобы узнать где сейчас находимся – он поморщился.
А мне ещё минут пятнадцать двадцать, топать до «Чулака» – прикинул мысленно и привычно.
- Чёрт! Он ругнулся, и снова прибавил скорость переведя движки на номинальный режим. Надо срочно предпринимать меры по наверстыванию времени необходимого и для дозаправки в степи и прилета пораньше – убеждал себя.

Сергей уже пожалел, что не отвернул сразу после взлета из Кзыл-Орды на север, всего-то километров на тридцать-сорок. Но видя, что перегруженная машина еле-еле набирает скорость, просто не решился отвернуть тогда, понимая, что растянет и так предельное время полёта.

- Ну что ж теперь делать? - Сложилось так, как сложилось – он вздохнул, качнув головой и сожалея. - Дозаправку сделаем как только окажемся на северной стороне, так как вскоре войдем в зону управления Джамбула и нас будет во время связи «видно» на локаторе – Сергей подытожил, и поёрзал на сидении разминаясь после полуторачасового полёта.

Они подходили ко второму участку горной гряды, где можно будет проскочить на северную сторону – хоть и самому высокому, но выходящему под острым углом сразу на требуемый поворотный и одновременно "контрольный пункт".
- Отсюда уже рукой подать до него, да и машинка бежит бодрее, выработав топливо – улыбнулся своим мыслям Серьга и, тронул ручку управления влево.

Вскоре видимость стала ухудшаться из-за морозных блёсток повисших в воздухе, а когда вошли в ущелье вокруг потемнело от нависших темных склонов по обе стороны полета.
- Надо бы увеличивать скорость, «бо время прижимает немилосердно» – мелькнула мысль, но осторожность привычно сдерживала пока, «манипуляции». Где-то здесь, ущелье должно раздваиваться - вспомнил он, и перевел взгляд на карту лежащую по привычке на колене.
В сумраке гор не разглядел тонких линий на бумаге, а переведя взгляд вперед, автоматически отвернул влево - в более широкое ущелье, не увидев, что тонкая блестящая полоска речки под ними, ушла вправо.

Расширяющееся ущелье успокаивало и Сергей прибавил режим движкам до «номинала». Вертушка послушно и резво понеслась со скоростью двести километров в час, повинуясь руке её хозяина и пилота.

Он бодрым голосом вызвал диспетчера Чимкента и «отрапортовал», что через пять минут пройдет Чулак-курган, выход из «зоны» и «связь» с Джамбулом доложит.

- Понял. Выход, связь доложите – "подтвердил" диспетчер.

Он крутанул, «выводя» ручку громкости на пульте управления коротковолновой радиостанцией, и вписывая машину не снижая скорости в  обнадеживающе с в е т л е ю щ е е  в лобовом стекле вертолета, ущелье впереди, повернул голову к дремлющему на правом сидении Саше, сказав ободряюще и уверенно:
- Готовимся к дозаправке, Александер! Сейчас выйдем отсюда и подсядем где-нибудь.

Но тут, боковым зрением усек быстро надвигающуюся из-за поворота "тёмную стену".
Это было настолько неожиданно и чудовищно несправедливо, что Сергей замер на долю секунды, и не успев ещё толком осознать весь ужас горного тупика, рванул «на себя» ручку управления. Автоматически же «вырвал шаг-газ под мышку», выводя движки на взлетный режим, и ткнув левую педаль практически боевым разворотом стал уходить из каменной западни.

Ему удавалось делать подобные пируэты, и не раз, если не от горы так от птиц, была бы скорость да безопасный радиус.
– Должны успеть!- Обязаны – мелькнула мысль.

Тяжелая, перегруженная машина в свете солнечного и щедрого луча солнца осветившего на короткое время полумрак тупика ущелья чиркнула лопастями о склон теряя скорость и высоту, в запредельном крене, всего-то в десятке метров от их необъятного, спасительного неба.

Чиркнула, и враз став бескрылой и беспомощной, взревела верными работягами-двигателями, как всегда делала помогая лётчику остановить падение.
Она напряглась всем своим послушным воле пилота сложным и четко работающим механизмом, ещё не осознавая в горячке последнего мгновения их совместного полёта...

А земля на дне ущелья спустя секунды, приняла своё, хоть и долго ещё пылавшее жарким пламенем, уносящим к небу души. Души ребят, и верной винтокрылой, как оказалось такой уязвимой вертушки.


Рецензии
тяжело читать такие воспоминания.
Они живу внутри тебя навсегда.
Вот только изменить ты ничего не можешь...
А от этого ещё тяжелее.
Если Вы летали с противочумниками,
или слышали...
ВЫ меня поймёте.

Варакушка 5   25.12.2023 16:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.