Глава 1. Первое лирическое отступление
Был самый конец мая. Скоро все дети поедут на летний отдых. «Организованные» дети поедут кто в ясли, кто в детский сад, кто в пионерский лагерь, а «дикие» - к родственникам в деревни или на дачи, а есть и такие, что поедут на лечение в детские санатории. В одном из таких санаториев лечила почки и отдыхала прошлым летом моя младшая сестра.
А сегодня, в этот по-летнему теплый и последний воскресный день мая, моя мама затеяла стирку, и не просто стирку, а большую стирку, так как стирает она не дома в корыте, а в дворовой общей прачечной, куда очередь выпадает раз в месяц. Вот сегодня как раз и подошла наша очередь.
Прачечная эта обустроена в кирпичном одноэтажном доме между нашим шестиэтажным и соседним трехэтажным. Одна стена прачечной общая с бойлерной, там размещается мастерская сантехников, а ключи от нее у моего отца, потому что он – водопроводчик нашей жилконторы.
Только мальчишка, и, скорее всего не нынешний, а тех давно минувших лет, поймет, как замирало и трепыхалось моё сердечко при виде тех несметных сокровищ, что являлись моим глазам, стоило мне попасть в эту мастерскую. Видели бы вы те россыпи болтов, гаек, шурупов, винтов, кронштейнов и прочих железяк, к которым так и тянулись мои руки. А как кружили мою голову запахи клея, резины, пакли, шпатлевки, масла, и того же железа!
А сколько там было самого разного инструмента…
Другая стена прачечной примыкает к двухэтажному ряду дровяных сараев, где жильцы наших домов хранят не только дрова, но и много всякой всячины, и где у нас, у местной детворы, много тайных ходов, укромных мест и личных тайников.
Так вот, сегодня в этой прачечной мама кипятит, стирает, поласкает, а затем, отжав, относит на чердак, на просушку, бесконечную груду штанов, рубашек и прочего барахла, что накопилось после предыдущей большой стирки, а также всего того, что понадобится на три месяца летнего отдыха троим детям: мне, Маринке и Наташке. Мы, конечно, тоже не сидим без дела и помогаем, как можем. Папа, например, занимается дровами, печкой и водой, а ещё таскает тяжелые корзины с мокрым бельем на чердак, где мы с Наташкой достаем его из корзин, расправляем и передаем маме, а она развешивает на веревках, натянутых между стропил. Затем родители возвращаются в прачечную, Наташка убегает приглядывать за Маринкой, а меня оставляют караулить чердак.
Помните ли вы чердаки домов своего детства? А я свой помню. Я помню серую пыль, что толстым слоем лежала на полу. Помню даже, как она пахла. Помню толстые вертикальные и косые балки, подпирающие стропила, густо обмазанные чем-то белым. Наверное, это делалось для того, чтобы они не гнили, но мы-то, пацаны, свято верили, что это специальная обмазка, нанесенная ещё во время войны для защиты деревянных конструкций от зажигательных бомб. Помню и те бревна-подпорки посередине чердака, что усиливали то место, где на коньке крыши стояла сигнальная сирена, тоже отголосок минувшей войны. Старожилы говорят, что она славно потрудилась в дни блокады, а последний раз долго выла в день похорон Сталина. Помню и тот дальний закуток, отгороженный от остального пространства чердака грубо сколоченной дощатой стеной, за которой скрывалась голубятня одного из жильцов дома. Голубятня делилась на две части: на зимнюю – под крышей и летнюю – на крыше. Под крышей голуби зимовали, ночевали, высиживали птенцов, а с крыши хозяин запускал их в небо, наслаждаться солнцем и простором. Не успевала стая подняться в небо, как тут же взмывали в высь стаи друзей-соперников. Я бескорыстно радовался за нашего соседа, если голуби возвращались домой с парой-другой чужаков, и как огорчался, если наоборот. Кто сейчас поймет эти чувства? А тогда…
А тогда, я, оставшись на чердаке один, воспользовался этим и вылез на крышу. И вот сижу я на гигантском грибе-сирене, болтаю ногами, жую хлеб и смотрю на мир во все глаза. Я вижу серебристую излучину Невы, Большеохтинский мост, а за ним далеко-далеко ещё один, по которому, дымя трубой, бежит паровоз с вагонами. Вижу Смольный, а рядом какой-то парк и здания, похожие не то на казармы, не то на склады. Берег в том месте дик и неухожен. Вот и набережная Робеспьера, в начале она кажется неправильной, потому что дома выходят на неё боком, а не фасадом, но далее все приходит в норму. У Литейного моста виден знаменитый Большой дом. А сколько куполов соборов и маковок церквей мне видно отсюда. Вот самый известный из них купол Исаакия, вот Зимний дворец, а на другой стороне Невы Кунсткамера, громада биржи с известными всему миру Ростральными колоннами, которые по праздникам превращаются в два факела. Вот золотой иглой в небо упирается шпиль Петропавловки, а ближе ко мне купол и минареты мечети. Вот мрачно знаменитые крыши тюрьмы под названием Кресты, а недалеко от неё и шпиль Финляндского вокзала, а чуть далее его депо, куда накануне я бегал вместе с товарищами смотреть поворотный круг для маневровых паровозов. Да, это было время, когда ещё по всем железным дорогам страны бегали паровозы, и было их гораздо больше, чем электровозов и тепловозов. Да что там паровозы, это было время, когда в домах были редкостью телефоны, телевизоры, радиолы и магнитофоны. Да что там бытовая техника, когда горячая вода, газ и паровое отопление было не у всех. Большинство людей жили не в отдельных квартирах, а в коммуналках. Коммуналки те, как и люди, были разные. Были скверные и скандальные, но чаще всё же дружили, и в беде помогали, и праздники справляли за одним столом. Я до сих пор добром поминаю наших соседей Осиповых: тётю Нюру, дядю Мишу и их сыновей Тольку и Сашку. Хотя, чего греха таить, было между нашими семьями всякое: и смешное, и лихое. Чего только стоит одна история, когда по неосторожной вине тёти Нюры Маринка обварила крутым кипятком ногу, но с годами всё скверное забылось, а добро помнится. Видно хорошего все же было больше, и не случайно, даже когда Осиповы переехали на новую квартиру, мы продолжали дружить и ездить друг к другу в гости. Печальна судьба тёти Нюры. Она пережила всех в своей семье: и мужа, и сыновей. Помогала и нам с похоронами мамы и папы. Низкий тебе поклон и Вечная память, простая русская женщина.
Опять я мысленно возвращаюсь в тот майский воскресный день, на огромную нагретую солнцем крышу своего старого много повидавшего ленинградского дома. Озираюсь вокруг и вижу там вдалеке территорию овощебазы. Вижу, как между складами и вагонами снуют автопогрузчики. Это с разных концов страны привезли к нам фрукты и овощи, и теперь принимают их на хранение, чтобы потом развести по магазинам, столовым, яслям, детским садам, школам, больницам, заводам. Рядом с овощебазой завод «ГОМЗ». Туда раз в месяц, в день зарплаты, на специальном автобусе с надписью «Зенит» приезжает футбольная команда за получкой, потому что спорт у нас любительский, а не профессиональный, а значит, и зарплату спортсмены получают там, где они «трудятся». Есть у завода «ГОМЗ» и свой стадион, на котором проводятся официальные матчи на первенство по футболу, интересные и драматичные, собирающие порой многие тысячи болельщиков, и, конечно же, всех окрестных мальчишек, которые просто мечтают, хоть раз сыграть на этом стадионе.
Недалеко от стадиона и рядом с троллейбусным парком высится полуразрушенное здание костёла. Вернее, само здание и крыша целы, снесены только шпили с крестами и прочие детали, намекающие на принадлежность строения к религии. Но что в этом толку, и без того все знают, что это бывший польский костёл, и что рядом с ним когда-то было кладбище, но теперь от него не осталось и следа. Правда, недавно, когда там рыли траншею, рабочие несколько раз натыкались на истлевшие гробы и кости. А, может быть, это всё только слухи. Ведь, если верить слухам, то вот на той большой и красивой клумбе, что разбита прямо напротив проходной завода «Станколит», стоял памятник Сталину, а потом вдруг исчез за одну ночь. Конечно, я этим слухам не верю. Разве может памятник исчезнуть за одну ночь, но червячок сомнения в душе все же есть. А зачем тогда посреди клумбы торчит массивная гранитная тумба? Зачем она там и для чего? И уж, если речь зашла о слухах, то хорошо видное мне здание ТЭЦ с дымящимися трубами и целый микрорайон рядом строили пленные немцы. А ещё говорят, что на площади имени Калинина, окруженной со всех сторон зданиями сталинской постройки, в 1946 году, вешали фашистов, осужденных за зверства и преступления, совершённые ими под Ленинградом во время войны. А теперь на этом месте стоит памятник Калинину.
А сколько я вижу отсюда заводов, что сразу и не сосчитать. И это не удивительно, ведь это та самая рабочая Выборгская сторона, родная сторона Максима, про которого снято кино.
Я любуюсь на раскинувшийся вокруг меня город, и мне кажется, что я вижу его до самого горизонта. А в небе сегодня творится что-то фантастическое. С утра по-летнему парило солнце, и вот во второй половине дня натянуло грозу, первую в этом году, а потому по-особенному желанную. Все так соскучились за долгую зиму по хорошему, теплому ливню, по всполохам молний и раскатам грома. И гроза расстаралась как никогда, видимо решила поразить всех своими масштабами. Вместо одной тучи она напустила на город целых четыре. Самая большая и самая черная надвигается со стороны Охты. Вторая идет со стороны «Cтанколита». Третья, соперничая размерами и чернотой с первой, приближается ко мне, погружая во мрак весь город на левом берегу Невы, и только золотой купол Исаакия еще сверкает посередине этого мрака. А четвертая, самая маленькая, уже проливается дождем над Петроградской стороной.
Мне кажется, что весь солнечный светлый мир сжимается до размеров крыши моего дома и превращается в маленький островок света и тепла, который вот-вот будет проглочен царством жуткой черноты. Волосы на моей чёлочке встают дыбом, то ли от страха, то ли от электричества, которым перенасыщен весь воздух, а сердце сжимается до маленькой горошинки и проваливается куда-то в пятки. Я цепенею и с тихим ужасом наблюдаю за разворачивающейся у меня на глазах вселенской катастрофой. Мои глаза уже почти ничего не видят из-за ярких вспышек молний, а уши глохнут от раскатов грома. И вот уже первые сильные порывы ветра треплют мою рубашонку и примериваются, как бы половчее сдуть меня с крыши, но в этот момент сильные, надежные руки отца обхватывают меня сзади и уносят в тепло и уют чердака. Именно тогда мне в голову приходит мысль, что если я когда-нибудь захочу написать книгу, то начну её так:
Я сижу на крышке сирены, похожей на гигантский железный гриб, болтаю ногами, обутыми в новые сандалии, жую горбушку чёрного ржаного хлеба, политую подсолнечным маслом и посыпанную сахарным песком, и в мои пять лет мир кажется мне добрым и надежным, а я сам и мои родные – бессмертными.
Свидетельство о публикации №210112101575
Удачи Вам!
Таисия Фоменко 09.07.2012 21:57 Заявить о нарушении
Антонов Юрий Иванович 19.08.2012 23:04 Заявить о нарушении