Исторические записки История и политика

Очень часто, а в особенности в настоящее время, слышны обвинения в политической продажности,  иногда и в религиозности истории. Любая научная дисциплина идет рука об руку с властью и политикой. Так происходило в раннеклассовых обществах, так происходит и сейчас. Любители славянского язычества пытаются нарисовать картину оторванности славянских хранителей истории от общества.  Что является лишь фантазией. Любая власть держится на догматах, особенно религиозная и родовая.  Давайте рассмотрим небольшая компиляция историков оставивших след в науке.

ГЕРОДОТ, древнегреческий историк, «отец истории». Родился в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция) на юго-западе Малой Азии приблизительно в середине 480-х до н.э. Дориец по происхождению. Получил прекрасное домашнее образование.  В юности участвовал в политической борьбе против тирана Лигдамида; бежал на о.Самос. Его труд «История».

Корнелий Тацит жил ок. 55 – ок. 117 н.э., один из величайших историков Древнего Рима. Родился, по-видимому, в южной Галлии, в знатной семье. Получил образование, обыкновенное для человека, намеревавшегося посвятить себя государственной службе. Впоследствии был квестором, претором (в 88, когда его ввели в комиссию чиновников, отвечавших за проведение Столетних игр в память основания города) и в 97 – консулом. Автор сочинений: "Агрикола" (написано в 97—98) — жизнеописание типичного представителя новой служилой знати, тестя Т. полководца Агриколы; "Германия" (98) — очерк общественного устройства, религии и быта германских племён; "Диалог об ораторах" (между 102 и 107) — посвящен выяснению причин упадка политического красноречия в эпоху Флавиев, а также двух больших исторических произведений — "История" и "Анналы".

Гай Юлий Цезарь жил 100–44 до н.э., римский государственный деятель и полководец, диктатура которого знаменовала решающий поворот от республиканского строя к империи. Цезарь родился 12 июля 100 до н.э. (год его рождения нельзя считать установленным окончательно, существуют доводы в пользу 102 или 101 до н.э.). Тетка Юлия, родная сестра отца, была замужем за Гаем Марием, который в год рождения Цезаря уже в шестой раз исполнял должность консула.
Важным историческим трудом являются «Записки о Галльской войне.  Которые представляют собой отчет. Каждую зиму Цезарь писал отчет о проделанном летом походе, и в 51 до н.э. эти великолепные по своей четкости дневники, охватывающие период с 58 по 52 до н.э. (т.е. первые 7 книг дошедших до нас Записок о Галльской войне, были опубликованы в Риме.

Исидор Севильский жил около 560 — 4.4.636, в Севилье, испанский церковный деятель и писатель. С 600 г. архиепископ Севильи. Автор "Этимологии", "Истории королей готов, вандалов и свевов" (главным образом политической и церковной истории вестготской Испании). Идеолог испано-римской знати, поддерживавшей власть вестготов.

Лев Диа;кон родился до 950, селение Калоя (ныне Келез) у истоков Каистра (Кучук-Мендерес), —византийский писатель, историк, принадлежал к придворным кругам. Родился в сельской местности, родители его не занимали видного положения, однако были достаточно состоятельны чтобы обеспечить сыну учёбу в Константинополе. После обучения он выбрал путь религиозного служения, некоторое время находился при патриархе и к 975-980 стал придворным дьяконом. 

Павел Диакон жил ок.720 — ок. 799, лангобардский историк и поэт, автор «Истории лангобардов», уникального источника по истории этого народа.
Павел Диакон родился во Фриули, происходил из богатого и знатного лангобардского рода. Получил прекрасное образование, сначала в родном городе, затем в Павийской школе, где кроме свободных искусств преподавалось правоведение. В Павии, при дворе последнего лангобардского короля Дезидерия Павел исполнял обязанности нотария, историографа и воспитателя дочери короля. С 786 Павел в Италии и живет в монастыре Монтекассино, где провел последние годы жизни и написал свою «Историю лангобардов».

Флодоард жил 894—966, хроникер и латинский поэт. Получил образование в устроенных архиепископом Фулько школах; был архивариусом и каноником Реймсского собора, затем стоял во главе аббатства св. Базилия. Побывав в Риме при Папе Льве VII (936—939), ;. написал латинскую гекзаметрами поэму в 14000 стихов. Она разделялась на три части: первые две посвящены деяниям И. Христа и первых святых в Антиохии и Палестине; третья, представляющая значительный исторический интерес, содержит в 14 книгах историю пап. Второе важное сочинение  — "История римской церкви" от ее основания до 961 г., для которой он пользовался и реймсским соборным архивом, и перепиской Гинкмара. Третьим его трудом являются  "Анналы", заключающее в себе историю времени  от 919 до 966 г.

Фредегар летописец, родился около 600, духовное лицо в Женеве. Сочинения  “Historia Francorum” до 641 (в “Monum. Germ. histor.” 1888). Утвердившееся в исторической литературе имя одного или нескольких авторов анонимной франкской хроники, составленной в середине 7 в.

Иордан  готский историк жил в 6 в. Остгот по происхождению,  был нотарием (секретарём) аланского военачальника, состоявшего на службе у Восточно-Римской империи. Главное сочинение И. «О происхождении и деяниях гетов» (доведено до 551) — один из важнейших источников по истории племени готов, народов Северного Причерноморья и всего периода Великого переселения народов; содержит также краткие, но ценные данные о древнейших славянах.

Прокопий Кесарийский жил между 490 и 507 — после 562, византийский писатель; советник полководца Велисария. Из сенаторской аристократии,  участвовал в походах против персов, вандалов и остготов. В официозных сочинениях — «Войны» (в 8 книге, завершено в 553, основано на личных впечатлениях) и «О постройках» (553—555, описание строительства при Юстиниане I) — прославлял императора Юстиниана I; вместе с тем написал памфлет, направленный против него и его жены Феодоры («Тайная история», около 550).

Саллюстий Гай Крисп жил 86 — около 35 до н. э., римский историк. Семья Саллюстия принадлежала к сословию всадников и обладала значительным состоянием, позволившим ему получить в Риме образование. В юности Саллюстий занимался литературным творчеством, был близок кругу неопифагорейца П. Нигидия Фигула. Обратившись к политической деятельности в период борьбы между сенатом и оппозицией, Саллюстий примкнул к антисенатским кругам и стал сторонником Гая Юлия Цезаря.  Занимал ряд видных государственных должностей (квестор) 54 и 48 до н. э., народный трибун 52 до н. э., легат провинции Сирия 51 до н. э.);  Участвовал в гражданских войнах 49—45 на стороне Юлия Цезаря, затем проконсул в римской провинции Новая Африка. Из сочинений С. до нас дошли письма к Цезарю (около 50 и 46), содержащие предложения о реформе государства, и два небольших сочинения: "О заговоре Катилины" (около 43 или 41) и "Югуртинская война" (около 41 или 39—36).

Аммиан Марцеллин  жил ок. 330 - ок. 395 н.э., величайший историк поздней Римской империи, по происхождению грек, родился в Антиохии (Сирия) в зажиточной семье. В армии был зачислен в полк знати, protectores domestici, и нес службу на восточных границах Римской империи в 353-354, в Галлии в 355-356 и вновь на восточных границах в 357-359. Принимал участие в персидской кампании императора Юлиана в 363. В Риме Аммиан написал историю Римской империи от царствования Нервы (96-98 н.э.) до битвы при Адрианополе (378 н.э.).

Публий Геренний Дексипп— афинский историк 2-й половины III века, труды которого дошли до нашего времени в выдержках других авторов, сын Птолемея из Афин, был знаменитый оратор и историк, за что удостоился от Афин возведения статуи ещё при жизни. Сохранилось мраморное основание с надписью: «Повелением ареопагского совета и совета семисот пятидесяти и дима афинского, Поплия Эренния Дексиппа, сына Птолемеева, Эрмийца, потомственного чистого жреца, ритора и писателя…»
Написал труды «О событиях после Александра» в 4 книгах. «Скифская война» (: о войне скифов (готов, герулов и др. варваров) с Римской империей в III веке. «Краткое историческое сочинение» или «Хроника»: беглое описание главных событий в истории от мифических времен до императора Клавдия II (268—270 гг.).

Гельмольд, Хельмонд  жил около 1125 — после 1177, немецкий священник и миссионер из Гольштейна, автор т. н. "Славянской хроники", в которой описал захват герм. феодалами земель полабских славян. Для части хроники (9—11 вв.) Г. использовал главным образом сочинение Адама Бременского, но события12 в. (до 1171) описаны им на основании собственных наблюдений и сведений, полученных от современников. Хроника Г., несмотря на ярко выраженную тенденциозную немецкую католическую точку зрения и фактические неточности, один из главных (а для некоторых моментов единственный) источников по истории полабских славян.

Адам Бременский каноник и схоластик, или Magister scholarum. Предполагают, что он вызван архиепископом Адальбертом из Верхней Саксонии в Бремен (1067 г.). Его сочинение по истории Гамбургского архиепископства с его основания до смерти архиепископа Адальберта (1072 г.) — написано по древним рукописям и заключает в себе драгоценные документы для истории северных северо-славянских народов. Часть сведений приобретена им во время миссии в Данию из уст датского короля Свенда Эстритсона. Сочинение, посвященное архиепископу Лимару (1072—1101 г.), важно, как единственный подробный источник истории северных народов того времени, отличается верностью своих сведений и ясным изложением с удачным подражанием слогу древних писателей, главным образом Саллюстию. Третья книга — история архиепископа Адальберта, 4-е сочинение, исполнено важных географических и этнографических описаний скандинавских и балтийских земель.

Саксон Грамматик  жил ок. 1140 - между 1206 и 1220, датский историк, священник. По поручению своего архиерея, епископа Абсалона (он был его секретарем), составил одну из первых датских хроник на латинском языке Деяния датчан. Хроника состоит из шестнадцати книг, причем в девяти излагаются скандинавские предания и сказания, в их числе и самая прославленная легенда - о Гамлете. Еще три тома посвящены становлению христианства в Дании, а оставшиеся части описывают события, близкие ко времени написания хроники (до 1185). Труд Саксона Грамматика ходил в рукописях, впервые был напечатан в 1514 в Париже, после чего возникло несколько переводов на датский язык. Саксон Грамматик славен не только как сведущий историк, но и как мастер средневековой латыни (за что прозван Ученым), у него яркий и витиеватый стиль. О жизни хрониста практически ничего не известно.

Сно;рри Сту;рлусон исландец родился в 1178,в  Хвамме —был убит  23 сентября 1241 в Рейкхольте —скальд, прозаик, историограф и политик, входил в богатый и влиятельный род Стурлунгов.
Снорри больше всего известен как автор Младшей Эдды, также является автором «Круга земного» (Heimskringla) — истории норвежских королей от легендарных персонажей Саги об Инглингах до раннего Средневековья. Помимо  литературной деятельности Снорри известен и как политик: он принимал активное участие в общественной жизни Исландии, дважды избирался законоговорителем на альтинге.
Летом 1218 года Снорри оставил Исландию и отправился в Норвегию, где его принял король Хокон IV и бывший при нем регентом ярл Скули Бардарсон. Зиму он провёл в гостях у ярла Скули. Он получил от короля и ярла в подарок ладью, на которой приплыл в Норвегию, и писал восхваляющие их стихи.
Многие вожди считали недопустимым, что Снорри был придворным норвежского короля и в то же время членом альтинга. Снорри, в свою очередь, хотел консолидировать своё влияние в Исландии и использовать его для передачи страны в руки короля.

Преподобный Нестор Летописец (Печерский), православный святой, духовный писатель  родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Главный труд преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет".

Как видно из скромного перечня политика и религия шли рядом с историей. Создатели исторических трудов занимали политическое или религиозное положение в обществе. Однако это не делает труды упомянутых историков менее ценными.  После такой компиляции многие могут сказать «так история всегда была продажной» и окажутся неправы. Любая наука неразрывно связана с общественным строем и общественной жизнью. Вспомним хотя бы Архимеда.

Архимед жил ок. 287–212 до н.э., величайший древнегреческий математик и механик.
Уроженец греческого города Сиракузы на острове Сицилия, Архимед был приближенным управлявшего городом царя Гиерона (и, вероятно, его родственником). В наше время имя Архимеда связывают главным образом с его замечательными математическими работами, однако в античности он прославился также как изобретатель различного рода механических устройств и инструментов, о чем сообщают авторы, жившие в более позднюю эпоху. Считается, что Архимед был изобретателем, так называемого архимедова винта, который служил для подъема воды на поля и явился прообразом корабельных и воздушных винтов. А боевые машины, изобретенные Архимедом, довольно долго позволяли противостоять римским легионам.

Создание исторических монографий и книг это лишь отражение исторического понимания историка. Понимание не всегда верное, иногда догматичное, иногда заказное. Но любое профессиональная историческая работа несет в себе знания, которыми могут воспользоваться другие исследователи. А зачастую используя те же источники, опровергают «ложную» теорию. Историческая наука не однозначна. Один и тот же источник можно трактовать по-разному. Все зависит от теории, которой придерживается тот или иной исследователь. Разбивая исторический текст на составные части,  намерено опуская не нужные и выдвигая приемлемые. В итоге получаем подтверждение искомой теории.
Пример тому «норманнская теория» происхождения Рюрика. Примеров много. То, что сейчас происходит на исторической арене, у многих вызывает негодование. Так поступают в основном обыватели.  Люди близкие к истории, в силу профессии или иных фактов, отвечают на историческую клевету. Еще в 17 веке Ломоносов опровергал норманистов. Против фантазий Гумилева боролся Чивилихин. Нынешнего «писателя» Резуна (Суворова) опровергают Левин, Исаев и другие. Политика горлопанства, любимая российская традиция, (у американцев это суд) очень удобна. Покричали, защищая личное мнение, облили грязью правых и не правых, потому что личное мнение всегда истинное. И отправились отдыхать. Люди, которым действительно дорога русская история, отдают много сил, времени и труда развенчивая «ложные» теории. Историю пишут все кому не лень. Часто люди, не имеющие к истории ни какого отношения. Не понимающие специфики профессии, терминологии, теории изучения исторических данных.  И в нынешнее время это лишь усугубилось. Кто только не пишет историю. Журналисты, врачи, слесаря, разведчики-перебежчики и тд. От этого история не только нашей страны, но и любое другое историческое событие, приобретает личный, непрофессиональный и эмоциональный оттенок, жестко замешанный на идеологии и политике. Тем самым отражая не максимально приближенное к реальности описание события, а личностное понимание автора или заказчика. Причем с правом на главенство в последней инстанции. Тысячи людей верят тому, что пишется о Великой Отечественной войне Резуном и подобным.  До сих пор  отстаивается норманнская теория. Какие мы сами, такую историю и получаем.


Рецензии
Не знаю вот что сказать, я не историк, но так бы сказал любитель, не плаваю в ней настолько, что бы читать Резунов и уж тем более им верить, я так думаю, что просто, если человек знает, что было раньше, то есть историю, то он поймет что происходит сейчас, а пока, скажем, если на вопрос корреспондента в Москве, что такое Речь Посполитая? будут затруднятся отвечать... или скажут, что это польское наречие) это так к примеру, я вот слышал, что и кардинал Ришелье, например участник Великой Французской революции) то и будем получать такую историю, какие мы сами...
Гумилева я читал, пишет он неплохо, интересно я бы сказал, но это не значит, что я могу принять его теорию...но это была его попытка, объяснить движущую силу истории, я например, не знаю ей движет...

Ашано   07.10.2014 22:30     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Движущая сила истории. Если брать исследование истории, то это желание человека узнать свои корни. Вы правы зная прошлое, не просто понимаешь происходящее сейчас, но и легко можешь предугадать ход событий. Если написание истории, то это желание сохранить для потомков события современности. Гумилев теоретик, в книге про Хазарский каганат, он долго расписывал, как иудеи захватили власть и уничтожили каганат. Расписал так, что веришь, если не пропустишь одно предложение в его же книге "Археологических доказательств присутствия иудеев в Хазарском каганате не найдено". Вот вам и теория. Гумилев, Резун фантазируют на исторические темы, сбивая с толку любителей истории. Потому что историки (научные сотрудники) пишут очень скучно, вот поэтому я и пишу статьи для любителей истории, чтобы знали факты и могли не впасть в заблуждения. В заблуждения попадают даже именитые историки например Лихачев это же его неправильный перевод истории пришествия Рюрика.
Удачного вам творчества
С уважением Анатолий

Анатолий Кравцов   08.10.2014 20:34   Заявить о нарушении
1. После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов. Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных еврейских народностей — караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи. Хазарские корни, возможно, имеют некоторые тюркоговорящие народы Северного Кавказа.
©Википедия

2.РАНЬШЕ НА ДВА!!! ВЕКА: так как через земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то хазарские города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город Итиль на нижней Волге, Семендер на Кавказе и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги. Они были важными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и одновременно сходились магометане, евреи, язычники и христиане. Влияние ислама и еврейства было особенно сильно среди хазар; хазарский хан («каган», или «хакан») со своим двором исповедовал иудейскую веру.
©Русская историческая библиотека

Это для начала... А Резунам и иже с ним верить не надо....надо проверить, вот и проверьте, а потом рассказывайте про свою малограмотность в вопросах истории. Хотя, судя по вашим обоснованиям, если пейса не сохранилось....значит маланцев не было!))))

Из серии: Гитлер не был евреем!!!
Почему?
Некоторые исследователи полагают, что Гитлер подозревал у ненавидимого им отца Алоиза наличие еврейских корней с отцовской стороны. Причем совершенно без всякого основания, как убедительно показал еще в 1971 году историк и биограф Гитлера Вернер Мазер, основательно изучивший его родословную. Но мнительный фюрер боялся разоблачения, и сразу после аншлюса Австрии в 1938 году оцепил две родные деревни своих предков, Дёллерсхайм и Штронес (где евреи никогда не жили), войсками, объявив их закрытой военной зоной и удалив там памятные доски, посвященные его предкам, а в 1942 году даже переселил все 7 тысяч тамошних жителей под предлогом военных учений. Была разрушена даже могила его бабушки, однако все приходские книги, куда были занесены акты крещения его предков, сохранились.
©Олег Векслер (Сетевой портал "заметки по еврейской истории")

Одна фраза: там евреи НИКОГДА не жили)))))... Уже хорошо, прямо по вашему: пейса не нашли, значит не было))) Назовите мне на вскидку хоть одно село Европы, ГДЕ НИКОГДА НЕ ЖИЛИ ЕВРЕИ?
Тогда можно идти от обратного (прямо, как теорема о параллельных прямых):если я живу там, где живут евреи, я- еврей? Где логика?))))).

А вот тут мы плавно подходим к Речи Посполитой...гы...Я своих предков до седьмого колена знаю, и горжусь ими, а вы? Вы сможете хотябы своего дедушку по имени отчеству назвать не задумываясь? Честно, я сомневаюсь.

И таким, как, вы, долбят историю про минина и пожарского, про петра первого, про обозную проститутку фикэ... А татары вам в те времена ЯРЛЫКИ вешали, и город- столица в раше был только один- Владимир, подконтрольный Киеву.

Вот так вот, кушайте и не подавитесь на заглатывании.

Сергей Далецкий   26.03.2015 04:01   Заявить о нарушении
Учитесь читать, что пишут люди, раз уж вступаете в полемику. Никто не говорил, что не было иудейского влияния, об этом достаточно написано в хронографах. Википедия это мусор, можете и дальше там черпать информацию. Я в нее не заглядываю. Археология наука фактов, а не фантазий. Если бы не учитывали археологию, историю славян можно было бы удревнить глубоко, на одних только хронографах. Однако профессиональная история тем и хороша, что она опирается на многие исторические дисциплины. И любезный вы в своем неумении читать текст оппонента занимаетесь фантазиями. Я нигде не писал, что иудеи в Хазарском каганате не жили, усышали звон, да не знаете, где он. А мой оппонент привел предполагаемый пример, без жесткого подтверждения о Речи Посполитой, а вас сразу заклинило. Вы любезный делаете выводы, понятия не имея с кем общаетесь и какая у меня жизнь, это я к вашему неадекватному выводу о предках. К вашему сведению, мои предки из Польши. Так что умерьте свой глупый гонор. И к вашему сведению, для образования, ярлыки древнерусским князьям не вешали, это грамоте разрешающая управлять княжеством.
Почитайте историю родной Польши, чтобы глупости не писали. В ее истории более чем достаточно фактов подчинения. Одни немецкие ордена достаточно по хозяйничали.
И последнее, ваше хамство показывает ваш уровень развития. Научитесь вести себя достойно и разговаривать. Видно знания предков до 7 колена не научили вас умению адекватно общаться.

Анатолий Кравцов   26.03.2015 21:01   Заявить о нарушении