Воля к высоте

ВОЛЯ К ВЫСОТЕ

«Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами»
Генри Дэвид Торо


Вершины существуют лишь в сравнении с разделяющей их бездной. Манят и задают ориентиры. Рождают высокий стиль. Что заставляет стремиться ввысь? Азарт? Гордость? Стремление обрести уникальность? Страх остаться внизу, отвергнутым и обойденным? Что означает для нас высота, чем манит она одних и отпугивает других? Каково это, оказаться на самом верху?


Столпы совершенства

«Нужно лишь полюбить разделяющую нас пропасть…»
Райнер Мария Рильке


Поднявшись на гору – по волосам не плачут! Создатели древних Вед говорили о четырех вершинах, взойти на которые должен достойный. Мир внизу станет мелким и смешным, а цена за подъем не покажется велика. Важно обойти их в строгом порядке, не пропуская ни одной и не забегая вперед. Держать на виду высокие ориентиры - признак мудреца. Настойчивость и смелость – удел героев. Сомнение и слабость – участь низших натур. При этом, для достижения новой вершины не обязательно покидать уже покоренную….


Имена их – Наслаждение, Совершенство, Истина и Свобода. Робкие останавливаются на одной, не покушаясь на большее. В соответствии, люди разделены на четыре Варны – бывшие изначально не наследственными кастами, но этапами жизненного пути и психологическими типами. Радующийся жизни прекрасен, но легко теряет разум. Достигший мастерства заслуживает уважения, но рискует остаться сухим технарем. Искатель истины может принести благо, но часто попадает в плен собственных идей. Свободный от условностей, но не обретший истины и счастья, становится преступником или изгоем.


В античности четырем вершинам соответствовали четыре элемента – Огонь, Земля, Вода и Воздух. Бывшие не веществами, но сущностями и энергиями, служили они метафорами людских устремлений. И здесь идеалом стал образ человека гармоничного, познавшего и соединившего стихии. Он – Аристос, пятый элемент бытия. Живой философский камень алхимиков, существо неразрушимое и прекрасное как алмаз, способное превращать косную материю в чистое золото духа. Без него все обращается в прах.


Последующие эпохи забыли идеал целостности, противопоставив ему сперва сурового аскета, затем верного делу профессионала, и наконец, потребителя-гедониста. Назвав их бегущими от самих себя невротиками, психоанализ обесценил заодно и стремление к вершинам. Оно казалось лишь способом привлечь к себе внимание. Философы полагали корнем самосовершенствования эгоистичное стремление к власти. Однако, жизнь подтверждает правоту древних. Покоритель четырех вершин счастлив и обладает стилем. Все остальное – имитации.


Сад удовольствий

«Тайна счастья в умении выходить за пределы привычного круга»
Георг Фридрих Гегель


Первая вершина – Кама, удовольствие. Ей посвящена знаменитая Кама-сутра. Тело – наш ближайший друг и источник наслаждения. Счастлив владеющий им в полной мере. Оно есть метафора души, видимая и осязаемая часть ее. Корень духа и источник силы. Древние почитали и любили его. Потомки игнорировали и осуждали как сосуд страстей. Отвергнутое мстило неврозами и болезнями, проявляясь разрушительной агрессией. Научиться жить в своем теле – основа радости и высокого стиля.


Подружится с собственной душой – корень наслаждений еще более высоких. Узнать и принять себя такими как мы есть. Распознать и преодолеть внутренние конфликты. Выстроить диалог меж разумом и чувством, желаемым и запретным, соединив противоречивые стремления в единый поток сознания. Дух полезно не только изучать, но и упражнять. Сделать шаг от бодибилдинга, строительства тела – к майнбилдингу, строительству ума. Чтобы затем, отойдя на достаточное расстояние, любоваться полученным результатом!


Красота внутреннего лучше проявляется на фоне внешнего. Дух играет ярче в контрасте с небом. Осознание космической перспективы и масштаба человеческого бытия позволяет познать высшее наслаждение. Смелый получает награду в размышлении о вечном. Ему противостоит ужас собственной незначительности, беззащитности и заброшенности в огромном мире. Стоит вернуть в жизнь смысл, даже если его в ней и не было до нас. Возможно, в том и состоит миссия «инстинкта удовольствия». Без нас и нашего счастья мир неполон. Мы замыкаем круг, делая космос совершенным и исполненным разума.


Полное и пустое

«Природа умеет и малыми средствами достигать великих эффектов»
Генрих Гейне


Вторая вершина – Артха, совершенство. Завершенность, гармония и мастерство. Умение воплотить самый смелый замысел. Настойчивость и успех в делах. Понимание и любовь в семье. Красота поступков и одежд. Рационально управляемое и приносящее удовлетворенность богатство. Единство образованности и смелости суждений. На такого человека можно положиться. Быть мастером – значит стать хозяином своей жизни.


У совершенства два врага. Первый – подмена количеством. Беспорядочное накопление вещей, информации, умений и социальных контактов. Это глобальная ненасытность. Стремление поглотить мир. Сделать его управляемой, подвластной и безопасной собственностью. Очаровать всех женщин, всюду побывать, все узнать и обо всем составить мнение. Истинное совершенство кроется в глубине. В знании деталей и понимании скрытой структуры.


Второй враг – перфекционизм, навязчивое стремление к улучшению. Перфекционист не может остановиться. Все что он сделал, недостаточно хорошо. Хочется внести еще один «решающий штрих». Потом еще и еще…. За этим часто кроется страх реальной жизни. Опасение показаться смешным, быть отвергнутым. В результате время проходит в вечной погоне за недостижимым и вымышленным идеалом. Настоящий мастер знает, с чего начать и где закончить.


Центр смысла

«Лежащее на виду ничтожно в сравнении с сокрытым внутри»
Холмс Оливер Уэнделл


Третья вершина – Дхарма, истина. То, чем являются вещи по сути своей. Их незримая основа. Приступать к поискам можно, став мастером в своем деле. Отточив ум и создав фундамент для полета. Иначе, как бывает с незадачливыми искателями, место Истины занимает причудливая смесь из подвернувшихся теорий и домыслов. Важно научиться совмещать опору на компетентное мнение с собственным опытом, проверяя суждение здравым смыслом. Понимая при этом всю его ограниченность….


Для воина сутью вещей будет долг, для правителя – закон, для ученого – устройство материи, для философа – знание себя. Существует ли общая для всех истина? Или мироздание меняет каждый раз свои законы и правила игры? Есть ли у него обязательство перед нами – быть объяснимым, познаваемым и понятным? Может это лишь фантазии, порожденные страхом пред неизъяснимой тайной бытия?


Возможно, Истина это не набор ответов, но список вопросов? Знание не является вещью, которую можно положить в карман. Скорее, это сам процесс познания мира и своего места в нем. Творение смыслов и значений. Мнящий себя всеведущим обычно агрессивен и слеп. Разумный не бежит от фактов. Не отгораживается заученным. Понимание изменчивости и относительности истин приносит свободу. Отсутствие привязанности к концепциям дает счастье принимать жизнь как она есть.


Над временем

«Ценность человека определяется прежде всего степенью его свободы от самого себя»
Альберт Эйнштейн


Четвертая вершина – Мокша, свобода. Понятие, вызывающее массу споров. Выделяют три ее вида. Нет смысла выяснять, какая - «настоящая». Владение всеми степенями свободы есть знак совершенства. Но сначала важно постичь основы. Прежде чем выйти за рамки канона, нужно освоить его. До того, как обрести неповторимость стиля, стоит пройти хорошую школу. Иначе воля рождает не красоту, но хаос.


Сперва манит «свобода от». Ключом к ней является осознание ограничений и стереотипов, навязанных миром, культурой и собственным прошлым. Стильный человек уникален. Масса – состоит из похожих друг на друга конформистов. Поднявшийся над ней становится источником тенденций. Его отличает нетривиальность суждений, умение быть выше условностей и социальных границ. Он в равной мере уверенно чувствует себя в любом обществе. При этом – сам выбирает, где, с кем и что ему делать.


Это «свобода как возможность выбора». Ее источник – знание. Прежде всего о себе самом. Чем больше информации, и чем она точнее, тем вернее выбор. Незнающий себя есть раб. Равно как невнимательный и не владеющий ситуацией. Их выбор лишь кажется свободным, будучи на самом деле управляемой последовательностью рефлексов. Началом свободы являются мудрость и следование высокой цели. Без нее воля выбирать позволяет отличаться от других, но не приносит радости.


Так наступает «свобода для». Умение иметь приоритеты. Ставить стратегические цели и соотносить с ними каждый шаг. При этом – получать удовольствие! Так создается «новая совесть», личный автопилот, корректирующий движение, чувство и мысль на пути к успеху. Только теперь это свои, осознанно выбранные цели, вместо стадных и навязанных извне. Важно еще регулярно проверять их адекватность, дабы не оказаться в плену химер. Свободный человек не только носитель стиля, но и лидер. Он служит образцом для поклонников. И лишь ему решать – принимать ли за них ответственность, или нет….


Рецензии
Благодарю,уважаемый Евгений,за Высокие Слова
о Единой Мудрости всех племен и народов.
Есть еще Огромная Гора Познания:Святого Числа
"ЧЕТЫРИ".
Все Числа Божии Святые,если находятся на Своих Родных Местах,Творцом установленных.
Тут,без исследования Писаний-никак.
Всех Благ.

Илия Прохожий   22.11.2010 18:30     Заявить о нарушении
Всякое Число является Горой - важно лишь выбрать верный угол зрения!!!
Однако, не всякая Гора способна стать Числом и занять место в Вечности.

Евгений Габелев   29.11.2010 16:32   Заявить о нарушении